Родная природа в стихах русских поэтов. Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. А. Блока
работы К. А. Сомова, 1907 г.
 
Портрет И. А. Бунин
работы В. И. Россинского, 1915 г.
 
 
 
 
 
Литература XX века

Уроки литературы в 6 классе[1]


Родная природа в стихах русских поэтов

Великая Отечественная война в художественной литературе

Герой художественного произведения и автор

Подведем итоги

 


РОДНАЯ ПРИРОДА
В СТИХАХ РУССКИХ ПОЭТОВ

Среди этих стихов многие созданы в начале творческого пути поэтов. Можем предложить следующий набор стихотворений:

А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом», «Белой ночью месяц красный...»;
И. А. Бунин. «Детство», «Помню долгий зимний вечер...»;
К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи»;
С. А. Есенин. «Поет зима – аукает...»;
Б. Л. Пастернак. «Июль»;
Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...».

Рекомендуем использовать совет программы — при обращении к этой подборке стихов лучше провести урок-концерт или урок-собеседование с исполнением названных выше произведений, подготовленных заранее.

Чтение произведений обычно реализуется по выбору учителя и учащихся и при этом активно используется самостоятельное чтение. Урок-концерт, как правило, широко охватывает учеников любого, даже слабого класса. При этом ученики расширяют круг своих сведений о произведениях русских поэтов.

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел о Великой Отечественной войне занимает особое место в курсе литературы. Не все произведения, к которым мы обратимся с учениками, есть в учебнике. Поскольку по времени этот раздел изучается близко от дня Великой Победы, утренники и уроки-концерты включают в себя и названные в программе, и прочитанные и изученные ранее произведения. Напомним содержание этого раздела программы «Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны». Это «Разведчик Вихров» Б. Лавренева, «Мальчишка на лафете» и «Сын артиллериста» К. Симонова, «В полях за Вислой сонной…» Е. Винокурова, песня «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Героизм и патриотизм героев художественного произведения — тот пафос, который неизбежно насыщает эти уроки, на которых ученики убеждаются, с одной стороны, в быстроте отклика искусства на события жизни, с другой — в верности этой теме многих современных писателей. При этом, создавая композиции, нужно стремиться показать многообразие откликов на события тех героических лет. Наверное, камертоном при такой подготовке будет «Василий Теркин» А. Твардовского. Этому поэту удалось найти верное соотношение пафоса и юмора в своем изображении настоящего бойца и событий его боевой жизни. Необходимость сочетания пафоса и улыбки, гнева против врага и заботы о своих друзьях, семье, Родине должно пронизывать все этапы работы класса над этой темой.


 

ГЕРОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
И АВТОР

Небольшой теоретический материал, посвященный герою и автору, их неразрывной связи, в учебнике представлен как материал для обращения к тем книгам, которые памятны по урокам литературы 5 класса. Однако соотношение героя и автора мы обозначим и в 6 классе.

Главная задача этого раздела — припомнить героев и сюжеты ради того, чтобы внимательно рассмотреть и оценить роль автора в решении всех вопросов текста. Для учеников это прежде всего отношение автора к герою. Наиболее отчетливо это отношение выявляется и понимается в произведениях автобиографических. Поэтому на уроке о героях и авторе можно специально обратиться (или вернуться) к разговору об автобиографических произведениях. При такой организации работы вопросы и задания, предложенные в учебнике, могут быть сгруппированы в ином порядке и отчасти дополнены или опущены.

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Подводя итоги изучения литературы в 6 классе, мы помним, что в центре нашей работы стоит «Герой художественного произведения». Поэтому необходимо организовать ее именно вокруг героев. Припомним, каких героев учащиеся узнали в 6 классе и как это знакомство, особенно знакомство с героями-ровесниками, помогает расширению и обогащению общения с людьми вокруг, и особенно со сверстниками.

Чтение и обсуждение классики юношеской литературы на этом этапе может и должно включать не только тех авторов и произведения, которые они прочитали на уроках, но в еще большей мере то, что прочитано самостоятельно. При этом следует учитывать, что в круг этого самостоятельного чтения включаются и те главы изученных книг, которые не помещены на страницах учебника. Конечно, мы не ждем от учеников, что они прочитают все шесть книг «Повести о жизни» К. Г. Паустовского. Но на чтение хотя бы нескольких дополнительных глав все же рассчитывать можно. А «Детство Чика» часто осваивается целиком без особых напоминаний учителя. В первых вариантах нашей программы и учебников были помещены главы чрезвычайно популярного в свое время романа Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой». Книг о приключениях в читательском багаже сильных учеников обычно много. При обсуждении этих гуманитарных запасов обычно ставятся и решаются важнейшие проблемы в жизни подростка.

Но итоги допускают и разработки какой-то одной достаточно популярной темы. Такой темой может быть тема защиты природы в литературе нашего века. Для этой цели можно вновь обратиться к произведениям М. М. Пришвина, В. В. Бианки и многим другим авторам. Но можно использовать и опыт Дании. Книга Бенни Андерсена «Простите, где здесь природа?», созданная по письмам ребят Дании, дает возможность хотя бы обсудить роль подростков в борьбе за существование и сохранение окружающей нас природы.

Завершился XX в. Природа отступает под натиском неразумной агрессии человека. Как взрослые, так и многие дети хотят и могут защитить природу от агрессивного невежества ее «завоевателей». Опыт, проделанный датским писателем — однофамильцем великого сказочника, может подсказать учителю методические решения, связанные с творчеством учеников или, по крайней мере, с размышлениями на тему «Мы и природа».

Бенни Андерсен выступил по радио и просил ребят Дании помочь ему в создании картины того будущего, какое они видят перед собой. Бесчисленное количество писем дало писателю возможность нарисовать это будущее. Само название его повести «Простите, где здесь природа?» уже достаточно отчетливо характеризует пессимистический взгляд школьников на будущее планеты.

Работа над этим текстом, в котором приняли участие многие школьники, может быть предложена как творческое задание на лето. Ведь впереди каникулы, и времени для размышления над проблемой взаимоотношений человека и природы у учащихся будет достаточно.

Полезно предложить ученикам написать произведение любого жанра о судьбах природы на планете Земля. О сегодняшнем дне природы при столкновении с человеком. О том, как, когда и кому удается ей помочь... Творческое решение этой проблемы может дать пищу для размышления и тому, кто мечтает стать писателем, и тому, кто видит себя в любой другой профессии. Так датский писатель принял участие в нашем методическом раздумье и помог нашим методическим решениям.

Следующий раздел: Тематическое планирование >>>



Список литературы, 7 класс (переходим в седьмой класс)
Российский учебник

Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в седьмой класс, делится на 4 части:
русская фольклорная литература; произведения отечественных писателей XIX-XX века; произведения отечественных писателей XX века (советский период); классические зарубежные детские произведения. Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем.
Наиболее значительными по объему в школьной внеклассной программе по литературе для седьмого класса стали повесть М. Горького «Детство» и повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Обязательная литература:

Былины:

Илья Муромец. Садко

Абрамов Ф.
«Безотцовщина», «Трава-мурава»

Андреев Л.
«Кусака»

Бунин И.
«Цифры»

Гоголь Н. В.
«Тарас Бульба»

Горький М.
«Детство», «Старуха Изергиль»

Казаков Ю.
«Тихое утро»

Лермонтов М. Ю.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Лихачев Д.
«Земля родная»

Носов Е.
«Кукла», «Живое пламя»

О. Генри
«Дары волхвов»

Олдридж Дж.
«Отец и сын»

Платонов А.
«Юшка», «Неизвестный цветок»

Пушкин А. С.
«Полтава», «Станционный смотритель»

Салтыков-Щедрин М. Е.
«Сказки», «Дикий помещик»

Толстой Л. Н.
«Детство»

Чехов А. П.
«Размазня», «Хамелеон», «Злоумышленник»

Шергин Б.
«Для увеселения»

Список дополнительной литературы:

Детям о детях


В. Богомолов. Повесть «Иван»
Л. Пантелеев. Повесть «Лёнька Пантелеев»
Ю. Нагибин. Рассказ «Эхо»
А. Маршалл. Повесть «Я умею прыгать через лужи»
Р. Погодин. Рассказы «Послевоенный суп», «Хлеб с солью» и др.
В. Железников. Повесть «Путешественник с багажом»
А. Свирский «Рыжик»
Р. Погодин «Сколько стоит долг»
Е. Носов «Кукла»
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Мальчик со шпагой».

О природе и животных

В. Бианки. Рассказы «Одинец», «Мурзик», «Аскыр» и др.
Г. Троепольский. Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»
Дж. Даррелл «Моя семья и звери»

Классика отечественной литературы

А. Куприн. Рассказ «Воробей», «Игрушка», «Изумруд», «Страшная минута», «Странный случай», «Друзья», «Чужой хлеб» и др
А. П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Налим», «Ванька» и др.
Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»
А. Пушкин «Повести Белкина»
Л. Толстой «Детство»

Классика зарубежной литературы

Ч. Диккенс. Романы «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд»
Ш. Бронте. Роман «Джен Эйр»
В. Скот. Роман «Айвенго»
М. Твен. Роман «Принц и нищий»
Майн Рид. Роман «Всадник без головы»
Л. Пиранделло. Новелла «Черепаха»
А. Дюма «Три мушкетера»
Ф. Шиллер «Вильгельм Телль»
М. Рид «Всадник без головы»
Д. Олдридж «Последний дюйм»
Д. Лондон «Любовь к жизни»
П. Мериме «Маттео Фальконе»

О приключениях

А. Беляев. Роман «Ариэль»
Ж. Верн. Роман «Таинственный остров»
И. Ефремов. Роман «На краю Ойкумены»
Ф. Купер. Роман «Последний из могикан»
Г. Уэллс. Роман «Человек-невидимка»
К. Булычев. Роман «Миллион приключений»
Р. Бредбери. Рассказ «Ржавчина» и др.
Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
Г. Хаггард «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»
В. Каверин «Два капитана»
А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»
О. Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и капуста».


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика