Мир путешествий и приключений. Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
Марк Твен
 
 
 
 
 
 
МИР ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Уроки литературы в 6 классе[1]


Мир путешествий и приключений

Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру»

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

 


МИР
ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Во втором полугодии 6 класса активно продолжается детальное изучение некоторых произведений и беглое знакомство со многими другими текстами, что готовит юных читателей к тому, что мы в старших классах назовем обзорными темами.

Произведения раздела «Герои и события в мире приключений» могут быть прочитаны очень внимательно, но могут рассматриваться и в традициях уроков внеклассного чтения. При этом начать уроки второго полугодия поможет обращение к проблеме «Связь веков», которая необходима для осознания важности логики становления литературы.

При этом можно вновь перечитать стихотворение о юном Пушкине A. Ахматовой. Учащиеся уже знакомы с ним, но на этот раз им будут предложены новые вопросы и задания.

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни[2].

Вопросы и задания

1. Что помогло вам догадаться, что в стихотворении описаны окрестности Лицея, в котором учился Пушкин?
2. Почему вы решили, что Пушкин — герой этого стихотворения?
3. Прислушайтесь к звукописи в строках: И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов. Какие звуки повторяются? Подчеркните их. Что эти повторы помогают и услышать и понять?
4. Какие приметы помогают увидеть облик юного поэта?
5. Как теперь называется город, в котором находится пушкинский Лицей?
6. Анна Ахматова училась в том же городе, что и Пушкин. Можно ли догадаться об этом, читая стихотворение?
7. Выучите стихотворение наизусть.

Возможен и вариант с использованием «Бесконечной книги» М. Эндэ. Пересказать сюжет о чтении увлеченного читателя и о том, чем одаряет каждого читателя «бесконечная книга», может ученик, которого заинтересовала сама идея «бесконечной книги» нашего чтения.

Справка. Михаэль Эндэ — немецкий театральный актер, режиссер, писатель — самим заголовком своей главной книги сумел обозначить ведущую проблему читателя. Он не только пригласил своих юных друзей отправиться в страну Фантазию — так поступает любой писатель, — но именно Эндэ сумел сказать о том, какие мы читатели. Каждый располагает своей «бесконечной книгой», только у одного она состоит всего из пяти книг, а у другого — из многих тысяч.

Чаще всего в недели, связанные с каникулами, учитель использует чтение увлекательной приключенческой литературы с ее острыми сюжетами. Это романы о короле Артуре и его рыцарях, произведения М. Твена, О. Уайльда, А. де Сент-Экзюпери.


 

Т. Х. УАЙТ
«СВЕЧА НА ВЕТРУ»

Попытаемся на примере произведения, созданного на основе легенд о короле Артуре, понаблюдать, как писатель, изображающий далекую и легендарную судьбу, затрагивает сегодняшние проблемы.

Существует множество книг о жизни короля Артура и его рыцарей. Ученики знакомятся с одной из них. Это «Свеча на ветру» — часть популярной тетралогии Теренса Хенбери Уайта, еще одно произведение жанра фэнтези. Именно это произведение по популярности среди англоязычных школьников соперничает с «Хоббитом» Дж. Р. Р. Толкиена. Ее герои — король Артур и Ланселот. В этой части тетралогии Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий делает чтение увлекательным. При этом решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости ставит перед учениками острую и актуальную нравственную проблему, которую обостряет предложенное автором решение вопроса о роли Красоты в жизни человека. Это проблема не только «взрослого» мира: с ней ежедневно сталкиваются и школьники в своей житейской практике.

 

М. ТВЕН
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА»

Мы завершаем знакомство с автобиографическими повестями Марка Твена. Ученики уже встречались с Марком Твеном в 5 классе, относительно подробно рассматривая одну из самых популярных его повестей — «Приключения Тома Сойера», но пока еще не пытались проникнуть в лабораторию писателя. Поможем им в этом. Как работал Сэмюэль Клеменс, назвавший себя Марком Твеном? В день он обычно писал по пятьдесят страниц рукописи, на странице было примерно сто пятьдесят слов. Итак, его дневная норма — семь с половиной тысяч слов.

Как же начиналась работа над этой повестью? Сначала Твен хотел написать пьесу. Первая страница этой рукописи помещена в его биографии, написанной Альбертом Пейном. Прочтем первую ремарку этой пьесы: «...сельский коттедж с дверью из кухни в сад. Шкаф и обычная мебель. Старая леди 50 лет, скромно и аккуратно одетая. В очках, сидит за вязаньем». Первые слова совпадают с началом повести о Томе Сойере. Напомним их: «Том! (Ответа нет.) Том! (Ответа нет.) Куда запропастился этот мальчишка, хотела бы я знать? Эй, Том!»

5 июля 1875 г. Марк Твен написал своему приятелю Уильяму Дину Хоуэллсу из нового дома в Хартфорде (штат Кентукки): «Закончил повесть — и героя оставил мальчишкой... Возможно, я допустил ошибку. Не написав ее от первого лица... Когда-нибудь я возьму мальчика лет двенадцати и проведу его по жизни (в первом лице). Но только не Тома Сойера — он для этого неподходящий персонаж».

Так наметился рассказчик — Гекльберри Финн.

Долгие годы Твен был одержим идеей сценического образа Тома Сойера. Только хвалебный отзыв Хоуэллса, который назвал «Приключения Тома Сойера» «безусловно самой лучшей книгой для мальчиков, какую мне приходилось читать», прекратил попытки такой переделки. Автор, как пишет его биограф, решил, что от добра добра не ищут.

Напомним учителю, как появлялись в печати книги Твена, адресованные юным читателям: «Приключения Тома Сойера» (1876); «Принц и нищий» (1881); «Приключения Гекльберри Финна» (1884); «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). «Приключения Гекльберри Финна» — вторая часть повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи — не только рассказ о приключениях. Гек стал старше, и ученики, даже без подсказки учителя, замечают его возмужание и изменение его характера и даже взглядов.

Приступая к чтению этой повести Твена, учитель почти убежден, что хотя бы часть класса уже прочла обе повести. Учитывая это обстоятельство, мы предложили в учебнике варианты вопросов и заданий и для тех, кто прочел целиком повесть, и для тех, кто прочел обе повести. При любом варианте работы мы исследуем мастерство Марка Твена. Оно и в умении увлекательного повествования, и в убедительных рассказах о героях, и в ярком чувстве юмора. На страницах повести не забыта и природа. В сильном начитанном классе на уроках можно прочесть несколько страниц из его книги «Старые времена на Миссисипи» (1875) или ее переделанного варианта «Жизнь на Миссисипи» (1883), которые рассказывают о лоцманской жизни писателя: о том, как автор мечтал стать лоцманом и как им стал. Множество зарисовок берегов Миссисипи, пароходов, всего корабельного люда помогут знакомству с жизнью на великой реке в далеком прошлом.

Повесть дает возможность еще раз подумать о том, что же такое автобиография, причем автобиография озорного юмориста. Марк Твен в 1871 г. написал своеобразную пародию на автобиографию: «Моя автобиография». Собрав в этом забавном рассказе «страшные истории», героями которых были известные преступники, пираты и им подобные, Твен ведет от них свое родословное древо. «Хочу добавить, что некоторые из моих предков так хорошо известны под псевдонимами...» — пишет он и называет в их числе жестокого пирата Уильяма Кидда, который был повешен в Лондоне в 1701 г., барона Мюнхгаузена, вавилонского царя Навуходоносора (605—562 до н. э.)...

Начиная свое вступительное слово, не забудем неоднократные обращения Твена к образу своего героя. Это и «Кто был Гек Финн — школьные друзья в Ганнибале», и «Переписка о Геке Финне». Может быть, мы и не расскажем ученикам о том, как активно сопротивлялась некоторая часть американских читателей влиянию героев двух знакомых вам книг. Но нам самим стоит подумать о причинах такой реакции.

Так, правление Бруклинской библиотеки запретило выдавать детям моложе 15 лет эти книги Марка Твена, поскольку сочло их безнравственными. Члены этого правления решили, что «Гек — не правдивый мальчик» и говорит «взопрел», когда следовало бы сказать «покрылся испариной», а посему обе книги были переведены из детской библиотеки на полки библиотеки для взрослых. Об этом решении написали в газете. Посмотрим, как откликнулся на это Марк Твен. «Теперь я хочу вернуться к этой газетной заметке. Содержащиеся в ней сведения не совсем точны, но в общем близки к истине. «Гек Финн» и «Том Сойер» — не последние мои книги. «Тому» перевалило за тридцать. «Гек» существует уже двадцать один год. Двадцать один год тому назад, когда Гек вышел в свет, публичная библиотека в Конкорде, штат Массачусетс, в праведном гневе выкинула его со своих полок — во-первых, за то, что он враль, а во-вторых, за то, что, после долгих раздумий и тщательно взвесив все за и против, он принял решение по трудному вопросу и заявил, что, если нужно либо предать Джима, либо отправиться в ад, он лучше отправится в ад, — такого кощунства конкордские пуристы стерпеть не могли.

После этой катастрофы Гека оставили в покое на шестнадцать или семнадцать лет. Потом его выкинула публичная библиотека в Денвере. После этого подобная беда стряслась с ним лишь четыре или пять месяцев назад, то есть в ноябре прошлого года». Это был 1905 год.

Причины такой реакции объяснимы: взрослым читателям виделся некий образец для подражания, который бы полностью отвечал созданному ими идеалу. Сын пьяницы, конечно, никак не подходил для такого образца. При этом следует заметить, что «Приключения Гекльберри Финна» — книга более грустная, чем «Приключения Тома Сойера», и именно она ставит и решает социально острые для своего времени вопросы. Это более серьезная, социально тревожная повесть, которая, пусть попутно, затрагивает множество проблем, решить которые не в силах подростки. Но увидеть их они уже могут. При внимательном и неторопливом чтении становятся особенно ясными нравственное превосходство, житейская зрелость и даже мудрость Гека, который в первой повести так значительно уступал своему другу Тому.

Обратим особое внимание на то, что специально подчеркивает сам Марк Твен. Повествование в «Приключениях Гекльберри Финна» идет от первого лица: сам Гек рассказывает о своем путешествии.

Жизнерадостный колорит первой повести в книге о Геке Финне мрачнеет. Читатели все время сталкиваются то с нелепыми изуверскими предрассудками, то со всевозможными видами мошенничества, видят даже суд Линча.

Немногие главы, которые вошли в учебник, дают представление о мастерстве писателя и о его добром юморе при изображении странствий Гека и его верного спутника негра Джима.

«Приключения Гекльберри Финна» — та книга, которую прочитывают целиком многие ученики. Но, поскольку книга читалась учениками в разные сроки, то есть смысл обратиться как к краткому пересказу всего сюжета, так и к более подробным пересказам отдельных, не вошедших в учебник глав.

В учебнике-хрестоматии даны вопросы и задания для тех, кто целиком прочитал обе книги дилогии. Можно обратить внимание на занимательные главы, в которых вновь появляется Том. Он демонстрирует не только свою неуемную фантазию, но и неумение хоть немного позаботиться о судьбах тех, кто вынужден покоряться его феерическим выдумкам. Именно в этих главах рассудительный и доброжелательный Гек по человеческим качествам во многом превосходит беззаботного Тома.

Ученикам можно проверить свои силы, попробовав создать очерк об одном из этих героев — Томе или Геке. Рассказ о ровеснике, его делах, днях, взглядах и ошибках может иметь название: «Самая неудачная выдумка Тома» или «Самая удачная фантазия Тома». Такого рода работа может быть создана и о Геке. В сильном классе можно предложить желающим создать сопоставительную характеристику героев или описание их странствий: «Том и Гек — путешественники», «Том и Гек среди дикой природы», «Гек и Джим — хозяева реки», «Гек, Джим и два проходимца».

В классах, в которых ученики увлечены героями и их приключениями, можно подготовить пересказы других повестей, созданных Марком Твеном: «Том Сойер за границей» и «Том Сойер — сыщик». Надо учесть, что повести Марка Твена легко поддаются инсценировке. Множество вариантов инсценировок прочно вошли в репертуар молодежных и детских театров ряда стран. Возможна самостоятельная работа над созданием сценок из глав этих произведений, которая может перерасти в утренник или вечер, включающий собственные сценические произведения в ученическом исполнении.

Следующие уроки: Ж. Верн. «Таинственный остров» >>>


1. Источник: Курдюмова Т. Ф. Методическое пособие к учебнику литературы в 6 классе. М.: Дрофа, 2018. (вернуться)

2. Парни́ – французский поэт, стихи которого любили читать лицеисты. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика