Ж. Верн. «Таинственный остров». Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
Жюль Верн, 1877 г.
Фотограф Феликс Надар
 
Оскар Уайльд
 
 
 
 
 
 
МИР ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Уроки литературы в 6 классе[1]


Ж. Верн. «Таинственный остров»

О. Уайльд. «Кентервильское привидение»

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Герой среди героев

 


Ж. ВЕРН
«ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ»

Если произведения Марка Твена привычны на уроках и для учителя, и для ученика, то книги Жюля Верна почему-то прочно остаются за границами школьных программ, пристроившись в лучшем случае в списках произведений для внеклассного чтения. Это бесспорное упущение, поскольку именно его творчество — серьезный стимул для формирования заинтересованного, увлеченного читателя, для которого книга — подлинный источник знаний и своеобразный катализатор собственной деятельности. Именно этому писателю принадлежит заслуга создания нового литературного жанра — научно-фантастического романа.

Жюль Верн (1828—1905) родился во Франции в городе Нанте. После окончания лицея юноша отправился в Париж держать экзамены в школу права, чтобы стать юристом. Но вопреки воле отца он решил посвятить себя литературе и театру. Жюль Верн пишет и при помощи знаменитого Александра Дюма ставит на сцене несколько веселых водевилей и бытовых комедий. Активная творческая деятельность не мешает молодому писателю напряженно и неустанно расширять свои знания в сфере естественно-научной и технической литературы, посещать научные диспуты и доклады. Это не было праздное любопытство: определилось страстное увлечение, подчинившее себе творческую жизнь писателя.

В 1863 г. выходит первый из шестидесяти пяти романов серии «Необыкновенные путешествия» — «Пять недель на воздушном шаре». Он приносит автору широкую известность, и с тех пор более сорока лет писатель выпускает по одному-два романа этой серии в год, не прекращая работы и в других жанрах (повести, пьесы, научно-популярные труды по географии и др.).

У Жюля Верна была яхта «Сен-Мишель». Летом он курсировал на ней вдоль берегов Франции, по Средиземному морю и Атлантике. Но все же в своей работе он меньше всего мог опереться на личные впечатления: главным источником служили труды ученых. К концу жизни писателя его картотека по разным областям знаний насчитывала свыше двадцати тысяч тетрадок.

Вторую половину своей жизни Жюль Верн прожил в тихом провинциальном городке Амьене, куда переехал осенью 1871 г. Когда он умер, то по завещанию оставшиеся неопубликованными книги стали выходить по одной в год вплоть до 1910 г.

За свою жизнь он создал более ста томов и, хотя в последние годы жизни почти ослеп и плохо слышал, работы не прекращал и не снижал качества своих трудов.

Конечно, творчество Ж. Верна было подготовлено великими научными открытиями XIX в. и проникнуто романтикой науки, раскрывающей тайны нашей планеты и Вселенной. Но оно, в свою очередь, оказало воздействие на многих крупных ученых, изобретателей и путешественников. Среди них называют Д. И. Менделеева, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, Ф. Нансена и др.

Интересно, что положительную рецензию на русский перевод первого романа Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре» (в переводе 1864 г. «Воздушное путешествие через Африку») дал М. Е. Салтыков-Щедрин.

Нужно отметить, что научно-фантастические романы писателя в то же время были и приключенческо-географическими и даже социально-сатирическими. Обращался он и к научной утопии. К таким произведениям можно отнести рассказ «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году» и роман «Плавучий остров».

Напомним те пять тем, которые упорно разрабатывал все годы Жюль Верн: освоение Арктики и завоевание полюсов; подводная навигация; авиация и воздухоплавание; использование электрической энергии; межпланетные путешествия.

Практически на Земле не осталось таких мест, где не побывали бы герои его «Необыкновенных путешествий». «Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, — утверждал писатель, — все это будет уступать истине, ибо настанет время, когда достижения науки превзойдут силу воображения».

Но дело не только в научной прозорливости писателя. Он активный противник всякой ограниченности, сторонник мирного сосуществования равноправных народов. Он автор нового героя — рыцаря науки.

Библиотечные специалисты утверждают, что наиболее читаемы такие романы писателя: «Путешествие к центру Земли», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» (его переводят и под названием: «80 000 километров под водой»), «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «С Земли на Луну», «Вокруг Луны», «Вверх дном», «Вокруг света в восемьдесят дней» и др.

Вершиной творчества Жюля Верна принято считать знаменитую трилогию: «Дети капитана Гранта» (1868), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875).

«Таинственный остров» — «робинзонада» XIX века. Можно считать ее «робинзонадой» нового типа, прославляющей благие результаты свободного коллективного труда. Юный член коллектива на этом острове занимает то реальное место, которое подобает тому, кто учится и стремится войти на равных в сообщество. Знакомясь с делами и обстоятельствами жизни Герберта на таинственном острове, ученики проследят за тем, как ведет себя юный герой в экстремальных условиях.

Учителю можно напомнить, что на творческие поиски Жюля Верна оказало влияние творчество Эдгара По. Однако Эдгар По писал фантастические произведения о науке, а Жюль Верн создал научную фантастику. Первый воспользовался наукой как литературным приемом, а второй взял ее за основу. Эдгар По нашел литературную форму рассказа о науке, а Жюль Верн наполнил ее конкретным научным содержанием.

Нужно напомнить, что произведения великого фантаста высоко ценили русские писатели: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Горький, Брюсов, а Лев Толстой даже пытался иллюстрировать для свои детей его романы.

Обратим внимание учителя на то, что в учебнике после глав этого романа следуют вопросы и задания, которые адресованы тем, кто прочел роман целиком. Его пересказ может предшествовать работе с главами из хрестоматии. Но в данном случае есть и еще более интересный вариант — более краткое повествование обо всех трех романах трилогии. Этой работой можно завершить уроки по изучению темы.

Знакомство с главами, помещенными в учебнике-хрестоматии и рабочей тетради, даст возможность осмыслить одну из интересных проблем — создание образа безукоризненного героя, который верит в науку, в знание вообще, умело и активно использует то, что научные открытия дают человеку. Поэтому стоит обратить внимание на такое задание: «Назовите качества, которые отличают Сайреса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?» Подобный вопрос трудно задать по поводу произведений других авторов. А для Жюля Верна он естествен. У автора нет тени сомнения в том, что набор качеств, характеризующих его любимых героев, вполне очевиден: смелость, любовь к знаниям, умение этими знаниями пользоваться, безукоризненная честность, чувство локтя... Список можно продолжить. Все эти качества каждый хотел бы иметь, а Жюль Верн щедро наделял ими всех своих главных героев, с трудом допуская на свои страницы героев отрицательных, которых он часто «перевоспитывает».

Произведения Жюля Верна — гимн науке и людям, которые наукой владеют и науку любят. Но описание научного исследования трудно сделать сюжетом художественного произведения. Писатель сумел использовать иные сюжеты. Наука стала для него не только занятием героев, но и способом человека выжить в самых экстремальных условиях.

«Таинственный остров» — коллективная «робинзонада». И вокруг этой мысли организуется вся работа на уроках. Используем рассказ о событиях и поступках героев в тех главах, которые есть на страницах учебника-хрестоматии и рабочей тетради. Обратим внимание, что перед каждой главой есть краткое описание ее содержания. Пусть ученики используют этот своеобразный план для пересказа. Желающие, у кого есть в распоряжении весь текст, по таким планам перескажут самые интересные, на их взгляд, главы.

Работу может завершить рассказ о том из героев «Таинственного острова», которого изберет каждый ученик как лучшего на «необитаемом острове».

Так выглядел родной город Жюля Верна в 30-х годах XIX века.
«Я жил среди портовой суеты большого торгового города, откуда начинались и где завершались длительные морские плавания… При том, что было мне тогда два года, я уже видел, как совершаются революции, свергается политический строй, приходит новая монархия; я до сих пор слышу ружейные залпы 1830 года на улицах города, где, как и в Париже, народ сражался с королевскими войсками» (из «Воспоминаний детства и юности», написанных около 1890 г.).

 

О. УАЙЛЬД
«КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»

Среди произведений XVIII—XIX вв., которые стали доступны современным читателям, есть книги авторов, увлеченных мистикой. Не стремясь привлечь юных читателей к такого рода литературе, в качестве своеобразного противоядия излишним страхам мы включили в программу очаровательный рассказ о смелых и озорных подростках, вступивших в поединок с самым настоящим привидением из английского замка.

Стремление уберечь юный ум от мистики и суеверий легче всего реализовать, показав смешные и даже веселые подходы к традиционно мистической проблеме. Интересно, что рассказ Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», имеющий подзаголовок «Материально-идеалистическая история», часто издается в сборнике произведений из коллекции Чарли Чаплина. В книге-подборке любимых произведений замечательного актера содержится 13 историй, и первым стоит рассказ Уайльда.

Оскар Уайльд (1854—1900) — родоначальник декадентского эстетизма в английской литературе. Однако ряд его произведений, и в первую очередь сборники сказок «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», вступают в резкое противоречие с программой искусства для искусства, которую он проповедовал. В такой же конфликт вступает и рассказ, на который мы обращаем ваше внимание — «Кентервильское привидение» . Забавное, остроумное повествование, блестящие и ироничные характеристики героев, психологически точные и в то же время доброжелательные мотивировки поступков как юных близнецов, так и древнего привидения не оставляют равнодушными ни взрослого, ни юного читателя.

Взрослому читателю забавен пародийный сюжет, но еще важнее невозмутимость героев перед стойкими, даже традиционными суевериями. Именно эта духовная устойчивость заслуживает самой глубокой симпатии. Тут дело вовсе не в национальных чертах характера американцев или стереотипе их поведения. Важно неприятие трусливого отношения ко всему непонятному, таинственному, может быть, даже угрожающему. Это определенная позиция, которую неплохо бы ввести в свою житейскую практику.

Обратимся к сюжету и главным действующим лицам рассказа.

Сюжет — своеобразный поединок Отисов с древним и «заслуженным», всеми признанным привидением. Подлинными его героями оказываются американский дипломат мистер Хайрам Б. Отис, его супруга миссис Отис (в девичестве мисс Лукреция Р. Тэппен), их дети: старший из сыновей, которого в порыве патриотизма окрестили Вашингтоном; мисс Вирджиния Е., которой идет шестнадцатый год, — «стройная девочка, грациозная, как лань, с большими, ясными голубыми глазами», и, наконец, двое безымянных близнецов, именуемых в семье звезднополосатыми за явственные следы от частых порок. И в роли побежденного — само кентервильское привидение. Разумеется, нужно обратиться к этому герою, определившему название рассказа. Оно прижизни было сэром Симоном де Кентервиль, убившим свою супругу — леди Элеонору Кентервиль.

Разумеется, в таком имении были и слуги, а при продаже имения присутствовал здравствующий лорд Кентервиль, но это все второстепенные и не очень важные для нас герои.

Итак, обратимся к забавному и явно пародийному сюжету: семья американского дипломата приобретает в Англии Кентервильский замок, совершенно не считаясь с предостережениями хозяина. Привидение стремится поддержать свою грозную репутацию и вновь и вновь повторяет все те проделки, которые более трехсот лет наводили ужас на обитателей и гостей замка и отпугивали возможных покупателей этого старинного здания. Но все его старания безуспешны: против кровавого пятна действует пятновыводитель, против демонстрации страшного призрака — бесстрашие близнецов и уморительно-трогательная способность жалеть и сострадать их старшей сестры.

Мастерство писателя демонстрируется не только в сюжете и характерах героев, но и в полной доброжелательного юмора мотивировке их поступков. Оно живет в каждой детали этого повествования.

Разобраться в пародийности сюжета пока не по силам шестиклассникам. Но забавные ситуации их смешат, а способность преодолеть страх, каким бы способом это ни достигалось, всегда радует подростка. И это вместе с наблюдением за мастерством поможет быстрому и заинтересованному знакомству с рассказом.

Работа над текстом всегда будет иметь два плана. Первый — рассмотрение реальных этапов сюжета. Второй — наблюдение за пародийным характером этого сюжета.

Поэтому первый вопрос после чтения рассказа звучит так: «Назовите всех героев рассказа. Определите их роли в сюжете». С одной стороны, здравствующий лорд Кентервиль, все его окружение и дальний предок, который когда-то был сэром Симоном де Кентервиль. С другой — лишенная предрассудков семья Отисов. Однако их столкновение не таит в себе никакой трагедии — оно с первых шагов иронично. Забавность ситуации очевидна для учеников.

При этом не стоит забывать о конкретных ситуациях: ни о том, как шла борьба с кровавым пятном, ни о том, с какой целью было использовано машинное масло. Обратите внимание на то, как в строки рассказа вторглась пародия на рекламу.

Рассказ заслуживает того, чтобы создать план, который зафиксирует все его этапы. Вот один из его вариантов:

1. Приобретение замка Кентервилей.
2. Приезд семьи Отисов в свой новый замок.
3. Беседа по поводу кровавого пятна, которое было оставлено в 1575 году на месте, где сэр Симон де Кентервиль убил супругу.
4. Борьба с кровавым пятном и скрипом цепей при помощи пятновыводителя и машинного масла под названием «Восходящее солнце демократической партии».
5. Продолжение попыток доброжелательного общения с привидением (на этом этапе вся семья, кроме Вирджинии, включена в занимательный и забавный процесс).
6. Дух оставляет «всякую надежду запугать этих грубиянов».
7. В общение с духом Симона де Кентервиля вступает Вирджиния. Ее долгий разговор с привидением и решение, которое приняла отважная золотоволосая девочка.
8. Исчезновение Вирджинии.
9. Вирджиния возвращается: она добилась прощения для Симона де Кентервиля.
10. Похороны старого грешника — Симона де Кентервиля.
11. Неожиданный вывод из всего, что произошло: «Любовь сильнее Жизни и Смерти».

Проследив за событиями сюжета, можно обсудить образы героев этого чудесного рассказа и решить, как стоит его определить: ироническая сказка или юмористический рассказ. В пользу и того, и другого определения могут быть достаточно весомые доводы.


 

АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

Романтическая сказка о Маленьком принце — одна из сказок нового времени. Эта сказка-притча тем и отличается от «просто сказки» , что в ней есть мораль. Это произведение большой нравственной силы, и не случайно оно занимает достойное место на сценах многих театров и в мультипликации. Автор сам не удержался от создания иллюстраций, и их стоит рассмотреть и прокомментировать при чтении.

Детская открытость всему вокруг и честность эмоционального отклика ярко воспроизведены в суждениях и поступках героя.

Говорить о главном герое — Маленьком принце необходимо. Мы хотим не только привлечь к нему симпатию, но и вызвать желание подражать его манере жить на белом свете. Желание познать мир, освоить все, что встретил на пути, доверчивость и доброжелательность — вот что руководит поступками Маленького принца.

Однако нельзя забывать о том, что, кроме тех, с кем встретился Маленький принц, в книге есть и еще один важный герой — рассказчик, летчик, потерпевший аварию. Его отношения с маленьким героем подсказывают логику разумной связи поколений, оценить которую стоит при чтении этой сказки-притчи.

Произведение дает мощный толчок фантазии тем, кто любит рисовать. Но это влияние очевидно для всех фантазеров, которые могут придумать за автора новые встречи героя и новые суждения об отношениях людей и, шире, живых существ.

Можно предложить решить, как выглядят астероиды, которые были рядом с его родной планетой. Их номера: 325, 326, 327, 328, 329, 330 — откуда они взялись? Пусть ученики подумают об этом. Сейчас, когда внимание не только сказочников, но и обычных людей и даже серьезных ученых обращено в Космос, что скажут современные ученики о событиях на планете и астероиде?

Если планета — это самостоятельное тело, которое движется по гелиоцентрической орбите, то астероиды — по утверждению «Советского энциклопедического словаря» — тоже малые планеты.

Почему летчик, профессионально бороздивший небо, рисует эти места обитания своих героев в такой условно-сказочной форме? Наверное, ему свойственна поэтизация стихии воздуха и всего с ним связанного. Отсюда и свобода обращения с теми, кто населяет планеты и астероиды. Характеристика участников этих встреч очень выразительна. Напомним их список: Король, Честолюбец, Пьяница, Делец, Фонарщик, Географ.

Неожиданный выбор героев встреч развлекает взрослого читателя, и он же помогает ему оценить грустную иронию взрослого автора, который так отчетливо видит и оценивает человеческие слабости и недостатки.

Обращаясь к встречам Маленького принца, ученики часто с разочарованием замечают, что среди них нет главной героини — Розы. Они же находят и объяснение такому пропуску: «Он плохо знал все живые существа вокруг и для того, чтобы понравиться Розе, должен был научиться понимать все живые существа» — примерно таково содержание суждений учащихся, не замечающих ни философского обобщения, ни иронии автора. И все же стоит обращаться к их выводам и суждениям.

Тот пафос, который живет в сказке-притче, важен для наших суждений о герое и помогает ученикам ощутить существование того подтекста, который так важен для взрослого восприятия.

Рассуждая о героях сказки-притчи и даже составляя список этих героев, мы видим, как размышляет летчик-испытатель о людях, как складываются обстоятельства его жизни, как события и размышления героя и автора делают это произведение не просто сказкой, а сказкой-притчей.

Отдельного разговора заслуживает главная героиня — Роза. В одном из классов возник спор о Розе — та, которую полюбил Маленький принц, — необычная, особенная или нет? Или такая же, что и те розы, которых он затем встретил? Речь в данном случае практически шла о формировании идеала, а это всегда интересует хотя бы часть участников теоретического спора. Это тем более интересно, что сама проблема формирования идеала решается во всех произведениях, к которым читатели обращались, знакомясь с книгами этого раздела. Так что возможны и итоговые задания, помогающие и сравнению и обобщению.

Вопросы и задания

1. В каких книгах вы встречали стремление героев достичь своего идеала?
2. Какой идеал кажется вам самым доступным для каждого человека: физическая сила, смелость, отвага, четкость мысли и ее быстрота?
3. Как бы вы сформулировали идеалы Гека и Тома? Чем они отличаются?

 

ГЕРОЙ
СРЕДИ ГЕРОЕВ

Раздел «Мир путешествий и приключений» — самое подходящее место для рассмотрения героя художественного произведения во взаимодействии с другими героями. Авантюрный сюжет наиболее наглядно сталкивает самых различных людей и делает очевидными следствия таких столкновений. Но герой среди других людей — это не только герой среди врагов. Это и герой среди друзей, среди своих близких, среди всех людей, в том числе и малознакомых.

Разговор о герое среди героев должен восстановить в памяти не только конкретные лица, но и логику их отношений, должен выявить также и причины собственных оценок каждого ученика-читателя, его симпатий и антипатий. Поэтому возможна работа, которая охватит весь круг освоенных учениками произведений, но не по указанию учителя, а по самостоятельному выбору. Вот одно из решений такого вопроса учеником, увлеченным приключенческой литературой.

Обратимся к произведению А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», о котором шла речь в учебнике для 5 класса. Для шестиклассника Калле Блюмквист — один из героев, которого он воспринимает как своего близкого приятеля, а мир героев произведения — нечто вроде самостоятельной Солнечной системы. На одной орбите с Калле поместились двое неразлучных друзей. Затем идет черный круг врагов. Затем нейтральный круг взрослых, с которыми эти подростки во вполне традиционных отношениях. Затем те люди, которые втягиваются в сюжет в силу обстоятельств и не играют значительной роли, являясь своеобразным живым фоном происходящему... Так ученик может представить соотношение героя и всех остальных персонажей.

Конечно, необязательно создавать для разговора о героях художественного произведения маленькую Вселенную со своим Солнцем и иными планетами. Необязательно вообще обращаться к графике. Можно и в слове передать соотнесенность главного и всех прочих героев. Но степень их близости к главным героям, степень их участия в событиях, роль в сюжете, конечно, нужно четко фиксировать. Именно итоги такого рода могут подсказать ученикам самые неожиданные решения для убедительной демонстрации своего понимания системы взаимоотношений героев. На страницах художественного произведения перед нами не «толпа героев», а система сложных отношений, которые включают и автора. Эту систему нужно видеть, обсуждать, пытаться понять.

Следующие уроки: XX век и культура чтения >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика