А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Пушкин А. С.
 
А. С. Пушкин.
Рисунок и гравюра Т. Райта
(1836–1837 гг.)
 
 
Легенда о Лицее и действительность. Глава из книги Б.Мейлаха
"Пушкин и его эпоха"
 
 Лермонтов М. Ю.
 
М. Ю. Лермонтов
в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Уроки литературы в 6 классе[1]


А. С. Пушкин. Стихи о Лицее и лицейской дружбе

М. Ю. Лермонтов. Лирика, «Панорама Москвы», эпиграммы

 


А. С. ПУШКИН.
СТИХИ О ЛИЦЕЕ И ЛИЦЕЙСКОЙ ДРУЖБЕ

Еще одно обращение к жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина знакомит учеников с жизнью великого поэта в те годы, когда он был их ровесником. Включенные в программу стихотворения «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам» рисуют нам годы учения великого поэта.

Лицей вырастил и воспитал свой первый выпуск, Пушкин его воспел. Легко сделать интересным знакомство с периодом отроческих лет поэта, его учителями и товарищами, используя материалы учебника. Тема юношеской дружбы — одна из постоянных тем в лирике Пушкина. Она звучит в посланиях друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми, которое лирика этих лет доносит до читателя, совершенство и легкость формы пушкинских посланий дают возможность осознать особенности жанра послания и ощутить дружественную обстановку жизни в Лицее.

Мы не раз напоминали учителю о том, как мучительно для учеников несколько лет подряд выслушивать весь жизненный и творческий путь поэта, как это иногда делается в школе. В 6 классе наше внимание привлечено к ровеснику. Поэтому нам целесообразнее всего обратиться к лицейским годам Пушкина и к тем, кто был рядом с ним в эти годы.

В учебнике вы найдете рисунок самого поэта, изображающий Лицей, и даже карикатуру из рукописного журнала лицеистов. Стоит собрать материалы об этих годах жизни Пушкина, потому что, пожалуй, никто из поэтов так ярко и восторженно не воспевал юношескую дружбу.

Но прежде обратимся к тому, что мы называем теперь способностью к коммуникации, к активному и инициативному диалогу. Вот что писал о манере Пушкина вести беседу довольно неприязненно относившийся к нему Ксенофонт Полевой: «Одушевленный разговор его был красноречивою импровизациею, потому что он обыкновенно увлекал всех, овладевал разговором, и это кончалось тем, что другие смолкали невольно, а говорил он». Но это было в пору жизни уже окончившего Лицей поэта. Исследователи творчества Пушкина Сергей Гессен и Лев Модзалевский попытались воссоздать устную речь поэта в книге «Разговоры Пушкина». Вот первая страница записей этой книги.

«1811—1812 гг.

Воспитанникам Лицея было задано написать в классе сочинение: в о с х о д  с о л н ц а (любимая тема многих учителей словесности, преимущественно прежнего времени). Все ученики уже кончили сочинение и подали учителю; дело стало за одним, который, будучи, вероятно, рассеян и не в расположении в эту минуту писать о таком возвышенном предмете, только вывел на листе бумаги следующую строчку:

Се от Запада грядет царь природы...

— Что ж ты не кончаешь? — сказал автору этих слов Пушкин, который прочитал написанное.

— Да ничего на ум нейдет, помоги, пожалуйста, — все уже подали, за мной остановка!

— Изволь! — И Пушкин так окончил начатое сочинение:

И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать
Или вставать?

Тотчас по окончании последней буквы сочинение было отдано учителю, потому что товарищ Пушкина, веря ему, не трудился даже прочитать написанного.

Можете себе представить, каков был хохот при чтении сочинения двух лицеистов».

Так характеризуется манера диалога юного Пушкина: способность к импровизации, блестящее остроумие, владение формой. Не случайно только что прочитанный вами анекдот был записан во многих вариантах и стал хрестоматийным.

Очень интересные материалы предложены в книге К. Я. Грота «Пушкинский Лицей» — это воспоминания, документы, портреты, рисунки. В ней есть разделы: «Лицей и его первенцы», «Литературные занятия первенцев Лицея», «Лицейские журналы». Из этого сборника в учебнике представлены и карикатура, и коллективные стихи друзей-лицеистов.

Мы знаем, как рано заявил о себе поэтический талант Пушкина. Его первое стихотворение было напечатано в 1814 г. Оно называлось «К другу стихотворцу». Кого же начинающий четырнадцатилетний автор считает поэтом, стихотворцем?

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...

Обращаясь к вымышленному другу Аристу (имя взято из поэтического набора имен, привычного для условных героев стихотворных произведений), Пушкин уже всерьез размышляет о поэзии. Дружба для него неразрывно связывается с собственным призванием. Призвание — с лишениями. В стихотворении «К сестре», которое было написано в том же году, но не было напечатано при жизни поэта, этот идеал описан достаточно подробно:

Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый,
Соломенна свирель —
Вот все, что пред собою
Я вижу, пробужден.
Фантазия, тобою
Одной я награжден...

И «К другу стихотворцу», и «К сестре» — стихотворения, которые принадлежат к древнейшему жанру монологической поэзии, посланию, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения. Их знала и древнерусская литература, но как лирический жанр послания были особенно популярны в русской литературе в XVIII — начале XIX в. Стоит заметить, что это жанр, близкий к письму. В словарях послание определяется так: «Произведение, написанное в форме письма или обращения к к.-н. лицу (лицам)» (Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. «Словарь литературоведческих терминов»).

Познакомим учеников с рядом посланий, которые Пушкин адресовал друзьям: «К Пущину», «К Дельвигу», «Князю А. М. Горчакову» и другим. Ближе к завершению Лицея Пушкин обращается уже ко всем лицеистам. Он называет его «Товарищам».

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум...

Это стихотворение не печаталось при жизни поэта.

Годы учебы в Лицее оставили прочный след в лирике поэта. Мы можем избрать одно или несколько стихотворений поэта о дружбе, и именно юношеской дружбе, которая потом сохранилась на всю жизнь, посвятим свои уроки. Материалов о Пушкине много у каждого словесника. Возможен рассказ о дружбе в лицейские годы и патетическое повествование о том, как высоко чтил поэт это чувство, или рассказ об одном из его друзей, отношения с которым прошли через всю жизнь и не раз находили отклик в его стихах. Это может быть и несколько коротких рассказов о друзьях поэта — Пущине, Дельвиге, Кюхельбекере. Цикл кратких занимательных рассказов, включающих тексты стихов, можно завершить фрагментом замечательного стихотворения «19 октября», которое не раз будет возвращаться на наши уроки.

Если вас несколько смущает избыток патетики, можно показать, что не только высокие чувства жили в дружеских посланиях Пушкина. Напомним ученикам, как остер на язык был поэт даже со своими друзьями. Для этого стоит только вспомнить его строки о бедном Вильгельме Кюхельбекере или прочесть его стихотворение «Любопытный». Пусть ученики познакомятся с этим стихотворением и определят его жанр.

ЛЮБОПЫТНЫЙ

— Что ж нового? «Ей-богу, ничего».
— Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь.
Не стыдно ли, от друга своего,
Как от врага, ты вечно все скрываешь.
Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?
Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово...
«Ох, отвяжись, я знаю только то,
Что ты дурак, да это уж не ново».

Как получается, что, используя главным образом послания, мы хотим предложить ученикам уяснить значение термина «гимн»? Слово гимн происходит от греческих слов «хвала, восхваление». В античном мире это была хвалебная песнь богам. Сейчас это одна из форм лирики — торжественная или торжествующая песнь. Гимн может исполняться хором (гимн страны). Напомним, что слова гимна России «Боже, царя храни...» принадлежат В. А. Жуковскому, с которым уже хорошо знакомы ученики.

Мы хотим предложить вам и вашим ученикам одно из возможных решений: оценку лирики дружбы в поэзии Пушкина как своеобразного гимна искренним, теплым человеческим отношениям. Утверждая, что эти стихотворения, и особенно «19 октября», — гимн дружбе, мы едва ли грешим против истины.

Учитель может ограничиться на уроке в 6 классе одной седьмой строфой этого стихотворения («Друзья мои, прекрасен наш союз!..»). И все же будет очевидно, что мы воспринимаем это произведение как гимн дружбе, которая хранится долгие годы (стихотворение создано в 1825 г., через несколько лет после окончания Лицея).

Среди лирических жанров, которые адресованы друзьям, можно использовать и стихотворения, посвященные их портретам: «К портрету Дельвига», «К портрету Чаадаева», или даже стихотворные записки, иные из которых с полным правом заняли место на страницах собрания сочинений поэта. Такова «Записка к Жуковскому».

Штабс-капитану, Гёте, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.

Общий педагогический итог обращения к творчеству Пушкина в 6 классе: разговор о теме дружбы. Такой разговор дает возможность показать широту решения проблемы, прочную и радостную память поэта на все хорошее, что было в годы лицейского отрочества и юности, обогатить представление о жанрах, которыми владел поэт.

Можно предложить для заучивания одно-два стихотворения о дружбе на выбор. Из этого добровольного заучивания может вырасти лирический праздник, посвященный школьной дружбе.

Однако возможно и иное педагогическое решение: конкурс на создание послания. Это может быть «Послание другу», «Послание неизвестному другу», «Послание другу со страниц... (автор, произведение)». Причем послание может быть исполнено патетики и может быть вполне шутливым и даже ироничным. Из удачных работ можно создать рукописный журнал по образцу лицейских.

 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
ЛИРИКА, «ПАНОРАМА МОСКВЫ», ЭПИГРАММЫ

Резким контрастом жизнеутверждающей лицейской лирике Пушкина являются многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. В его стихах часто трагически звучит тема одиночества. «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» и многие другие, которые в разные годы создавал поэт и читали ученики, воспроизводят смятенное состояние его души.

Если мы предложим ученикам рассказ о насыщенном невзгодами детстве и юности, обратив главное внимание на лирику, отражающую духовную неустроенность начала жизни поэта, то убедимся в том, что она вызывает живой интерес у подростков. И это не потому, что наши ученики склонны к грусти и даже отчаянию. Наверное, наоборот, подростки легко настраиваются на волну духовной поддержки человеку, тем более ровеснику, которому трудно. Это драгоценное качество стоит поддерживать, поскольку оно — одно из самых благородных и полезных и для самого человека, и для его окружающих.

Центральная тема творчества Лермонтова — тема одиночества, знакомая многим подросткам и вызывающая у них активный отклик. Она не исключает, а даже предполагает высокие чувства, но эти чувства никак не порождают прямых и доверительных контактов с другими людьми. Можно проследить, как рано выказал свой талант поэт, как глубока и серьезна была его муза. Но при этом мы видим, как обособлен, как жестоко одинок он был даже в самые ранние годы.

Обратимся сначала к отроческому стихотворению Лермонтова.

ОСЕНЬ

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман уж серебрит.
1828

Известно, что стихотворение дошло до нас не полностью. Однако уже эти ранние строки, дату на которых поставил сам поэт, знакомят нас с тем, как мальчик видит природу. Мы понимаем также и то, как он владеет техникой стиха. Поработаем с рифмами этого стихотворения, с его стихотворным размером, с художественными приемами, которые узнаются при первом чтении.

Можно обратиться и к его юношеским поэмам, которые создавались в 1828—1830 гг. Некоторые из них — ученические упражнения Миши Лермонтова. Такова поэма «Черкесы», на полях рукописи которой рукой бабушки Лермонтова написано: «Зиновьев нашел, что эти стихи хороши» (речь идет о строках 106—132 этой поэмы, которые одобрил учитель Миши Алексей Зиновьев, преподававший ему дома и в Благородном пансионе). Напомним эти строки (строфа VI):

Восток, алея, пламенеет,
И день заботливый светлеет,
Уже в селах кричит петух;
Уж месяц в облаке потух.
Денница, тихо поднимаясь,
Златит холмы и тихий бор;
И юный луч, со тьмой сражаясь,
Вдруг показался из-за гор.
Колосья в поле под серпами
Ложатся желтыми рядами.
Все утром дышит; ветерок
Играет в Тереке на волнах,
Вздымает зыблемый песок.
Свод неба синий, тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом, сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струей, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.
Но вот приметя свет дневной,
Черкесы на коней садятся,
Быстрее стрел по лесу мчатся,
Как пчел неутомимый рой,
Сокрылися в тени густой.

В этой строфе юношеской поэмы, соглашаясь с преподавателем поэта, можно заметить не только удачное описание картины природы, но и особенность поэтики Лермонтова — умение очень точно подчеркивать контрасты. Контраст падающего листка и неутомимого роя шумных всадников очевиден.

«Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» — поэмы, в строках которых есть собственные находки, есть буквальное цитирование Пушкина как примета ученичества.

До нас дошли первые попытки Лермонтова создать прозу. К его юношеским произведениям обычно относят повесть («Вадим») — название дано условно и потому обычно берется в скобках, «Княгиня Лиговская», отрывок «Я хочу рассказать вам» и «Панорама Москвы». Эти юношеские сочинения создавались во время учебы Лермонтова в юнкерской школе в 1833—1834 гг., хотя раньше исследователи относили их к 1832 г.

Неполных пять страниц сочинения «Панорама Москвы» дают не только интересный материал для знакомства с манерой и стилем юного писателя: в них есть возможность для самых смелых сопоставлений старых и новых, заменивших их картин и приемов, которыми хочет овладеть юный рассказчик. Ведь объект он выбрал очень торжественный, и это требует определенной стилистики. Удается ли юному автору торжественность описаний и передача лирических чувств, подлинного и искреннего восторга? Какие приемы помогают Лермонтову в этом? Вот вопросы, которые можно решать при чтении ученического труда поэта.

Сохраняется ли что-то от трагических ноток одиночества и неприкаянности, свойственных поэту, в патетике торжественного и даже официального описания? Можно ли уйти от себя при резком отходе от привычной темы? Для учителя важно не только подумать об этих особенностях творчества, но и решить, что уже доступно и полезно ученикам, а о чем пока не стоит заводить речи. Поэтому возможно медленное и обстоятельное чтение с комментариями всего сочинения. Но можно использовать и его фрагменты, а часть текста дать в пересказе, сопроводив иллюстративным материалом. Несколько видов Москвы, которые будут сопровождаться фрагментами сочинения Лермонтова как комментарием, — очень удачный вариант знакомства с этим текстом в классе не очень сильном.

Едва ли стоит задавать дома самостоятельно прочесть текст до того, как вам удастся его прокомментировать. Но предварить чтение соображениями о том, что значит слово панорама, необходимо. Это слово от греческого «пан» — «всё» и греческого же слова «вид». Это картина, охватывающая весь круг горизонта.

Существует и панорама как вид искусства. В панораме обычно сочетается живописное изображение неба и далеких окрестностей с объемными макетами переднего плана обзора. Панорама располагается в круглом зале с центральной обзорной площадкой и создает полную иллюзию реального окружающего пространства. Очень популярны батальные панорамы «Оборона Севастополя» в Севастополе и «Бородинская битва» в Москве. Обе панорамы работы Ф. А. Рубо.

Юнкер Лермонтов создал панораму-описание Москвы. Итак, обратимся к первым строкам его сочинения: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь».

Панорама предполагает, что взгляд человека охватывает пространство вокруг. В самом обращении к столь всеобъемлющему взгляду есть уже заявка на масштаб подхода к явлению, своеобразная его оценка. Она становится тем более очевидной, когда мы читаем уже первое предложение текста сочинения.

Это не описательное начало — это заявка на произведение высокого эмоционального напряжения. Проследим за конструкцией этой фразы:

Кто никогда...
Кому никогда...
Кто ни разу...
тот не имеет понятия о Москве...
ибо Москва не есть обыкновенный город...
Москва не безмолвная громада...
нет! у нее есть своя душа, своя жизнь.

Предложите ученикам создать аналогичную конструкцию о сегодняшнем взгляде на просторы столицы или любого города, поселка. Вот одна из таких ученических попыток: «Кто никогда не был на вершине Останкинской башни, кому никогда не случалось окинуть взглядом всю нашу древнюю столицу из конца в конец, тот не имеет понятия о Москве...»

Можно предложить написать несколько кратких работ на выбор. Юнкер Лермонтов последовательно описывает вид с колокольни Ивана Великого на восток, юг, запад. Можно таким же образом взглянуть на Москву и с Останкинской башни.

Возможно также внимательное чтение одного из торжественных описаний и его подробный комментарий. Так, учителя часто обращаются к бесчисленным куполам церкви Василия Блаженного. Глядя на фотографию куполов этого храма, можно вновь и вновь перечитывать, как описал их Лермонтов. Это тем более целесообразно, что автор дал подробную зарисовку внешнего вида.

Учеников более привлекают картины, резко отличные от сегодняшних. Вот что увидел юнкер Лермонтов около Василия Блаженного. «...Рядом с этим великолепным, угрюмым зданием, прямо против его дверей, кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булошники у пьедестала монумента, воздвигнутого Минину; гремят модные кареты, лепечут модные барыни... все так шумно, живо, неспокойно!..» Что можем увидеть мы? Строгий облик все той же Красной площади, давно избавленной от мелочной торговли и связанной с нею суеты и шума и предназначенной для праздников.

Какое задание выбрать, решит учитель. Часто выбор делается в зависимости от подготовленности класса и его интереса к работам такого рода.

Текст описания насыщен художественными приемами, которые делают его торжественным. Для величественного гимна в прозе, который звучит в этом сочинении юного автора, можно считать эту приподнятость в какой-то мере оправданной. Это нужно учесть при выразительном чтении и при подготовке сочинения, если оно планируется не как спокойное объективное описание, а как гимн Москве.

Работа с художественными средствами может выглядеть различно. Можно взять один абзац или даже одну фразу и внимательно рассмотреть все приемы изобразительности, которыми они насыщены. Тут у учителя богатый выбор: в тексте есть такие фразы, наполненные определениями, которые трудно назвать эпитетами. Рассмотрим для примера одно предложение: где в нем привычное для любого описания определение, а где — эпитет, учитель определит вместе с учениками. «Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесенные чугунными решетками, бесчисленные главы церквей, шпицы колоколен с ржавыми крестами и пестрыми раскрашенными карнизами».

При этой работе возникают споры, что очень продуктивно. И вовсе не обязательно в процессе обсуждения добиваться полного согласия — такие споры с возможностью разных толкований возникают, например, вокруг сочетаний «широкие дворы», «ржавые кресты».

Прочитаем задорный вызов, брошенный юным Лермонтовым, когда он говорит о соборе Василия Блаженного: «...являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которого дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Может быть, кто-нибудь из учеников откликнется на этот призыв.

Обратим внимание учителя на сравнения, которые использованы в этом сочинении. Они были так памятны автору, что он сохранил их в «Герое нашего времени». Это обстоятельство говорит о прочно сохраненном памятью образе.

Вот сравнение «река — змея» в «Панораме Москвы»: «А там — за ним одеты голубым туманом, восходящим от студеных волн реки, начинаются Воробьевы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуей».

А вот фрагмент из повести «Бэла»: «...а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает как змея своею чешуею».

А теперь сравнение судовых мачт и канатов с паутиной в «Панораме Москвы»: «Вправо от Василия Блаженного, под крутым скатом, течет мелкая, широкая, грязная Москва-река, изнемогая под множеством тяжких судов, нагруженных хлебом и дровами; их длинные мачты, увенчанные полосатыми флюгерями, встают из-за Москворецкого моста, их скрыпучие канаты, колеблемые ветром, как паутина, едва чернеют на голубом небосклоне».

Это же сравнение в повести «Тамань»: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона».

Итак, можно просто познакомить учеников с этими примерами и попытаться утвердить их в мысли, что удачное слово, оборот речи, найденный троп стоит закреплять в памяти. Если так делали мастера искусства слова, то, наверное, нужно быть рачительными хозяевами и нам.

Но работа может быть и более обстоятельной: кроме указанных можно привлечь и другие сравнения, обсудить вопрос о том, почему были сохранены именно эти два и не были повторены все остальные. Можно даже сделать выписку сравнений из «Панорамы Москвы» и попытаться оценить каждое из них.

Описания прозы могут быть сопоставлены с текстом знакомой баллады «Бородино». Можно выписать примеры различных тропов: эпитетов, метафор, а не только сравнений.

Изучение баллады «Три пальмы» — это более всего медитация (размышление) на темы философские. Это и тема жизни и смерти, и тема исполнения желаний и даже губительности такого безотказного подарка судьбы. Оно также помогает понять, как размышляет поэт о беззащитности мира живой природы перед ее постоянным обидчиком — человеком.

Баллада показывает неизбежность трагического финала при встрече человека с миром живой природы (при потребительском отношении к ней!). Но напомним, что нельзя рассматривать произведение в духе заботы об экологии. Масштаб изображения проблемы и отношение к ней автора иной: перед учениками медитация поэта о жизни, красоте и смерти... Нельзя забывать также и о том, что появление каравана возникло и как отклик на призыв скучавших в бездействии пальм. Их ропот на Бога нельзя не заметить при чтении. Так что судьба пальм отчасти зависела и от их собственных претензий к жизни. Но рассуждения на эту тему едва ли возникнут в 6 классе. Раздумья о проблемах, которые ставит поэт, еще ждут учеников в старших классах.

Героини этого произведения — прекрасные пальмы, которые долгие годы оживляли безжизненные пески пустыни. Конечно, они, а не те путники, которые погубили и пальмы, и сам оазис, — подлинные герои баллады. Но именно путники несут гибель оазиса, гибель тех примет жизни, которые уничтожает их вторжение в жизнь живой природы. Балладу высоко оценил В. Г. Белинский. Он написал: «Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок — сливают в этой пьесе поэзию с живописью». Добавим, что это свойство было замечено художниками — небольшое произведение иллюстрировали М. А. Зичи, В. М. Конашевич, А. И. Константиновский, Д. И. Митрохин, В. Д. Поленов, И. Е. Репин и многие другие. В цветной вклейке учебника вы найдете репродукцию рисунка Поленова «Караван».

При обращении к лирике Лермонтова не забудем и вопросов стихосложения. Если Пушкин любил ямб, и особенно четырехстопный ямб, то Лермонтов часто использует хорей и трехсложные стихотворные размеры. Эта баллада написана четырехстопным амфибрахием.

Не во всяком классе можно останавливаться на эпиграммах. Спору нет, они привлекают читателя любого возраста, но решить, стоит ли обращаться к ним в данном конкретном случае, — право учителя. При этом можно использовать цикл из шести эпиграмм, который есть в собрании сочинений Лермонтова. Ученики могут поспорить, точно ли в данном случае использовано определение жанра или в данных конкретных эпиграммах есть некоторое сходство и с другими жанрами.

ЭПИГРАММЫ

1

Есть люди странные, которые с друзьями
Обходятся как с сюртуками:
Покуда нов сюртук: в чести — а там
Забыт и подарен слугам!..

2
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.

3
Поэтом (хоть и это бремя)
Из журналиста быть тебе не суждено;
Ругать, и льстить, и лгать в одно и то же время,
Признаться — очень мудрено!

4. Г-ну П...
Аминт твой на глупца походит,
Когда за счастием бежит;
А под конец так крепко спит,
Что даже сон другим наводит.

5
Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной всё то же,
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!..

6
Дамон, наш врач, о друге прослезился,
Когда тот кончил жизнь; поныне он грустит
(Но не о том, что жизни друг лишился):
Пять раз забыл он взять билеты за визит!..

Все шесть эпиграмм дают возможность решить, что стремился обличить автор и какие приемы при этом использовал.

Обращение к творчеству Лермонтова рассчитано на серьезное использование новых для учеников текстов. Для них ново и знакомство с поэмами, и с Лермонтовым-прозаиком. Поэт-ровесник предстает перед учениками как серьезная творческая личность, уже начавшая осознавать свое призвание и определившая тематику своих произведений и специфику творческой манеры. Это мир романтического видения того, что окружает человека.

Следующие уроки: И. С. Тургенев. «Бежин луг» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика