Пушкин А. С. Лицейская лирика. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чесменская колонна в Царском Селе. Художник В.П. Петров (1770-1810). ГРМ.
 
Большое озеро и Чесменская колонна (памятник графу А.Г. Орлову-Чесменскому).
Литография В.П. Лангера. 1820
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

ЛИЦЕЙСКАЯ ЛИРИКА

9 класс[1]


Урок 28. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Урок 29. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов

Урок 30. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

Урок 31. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта

Урок 32. А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

Урок 33. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Урок 34. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина. Урок развития речи 3


УРОК 28
А. С. ПУШКИН: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
ЛИЦЕЙСКАЯ ЛИРИКА (СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ)

Основное содержание урока

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с повторением ранее изученного): тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Проблемы пушкинской прозы. Хронология жизни и творчества поэта. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Отбор и обобщение дополнительного материала о биографии поэта. Обсуждение изображений поэта и портретов людей из его окружения (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение характерных признаков лирических жанров.

I. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с повторением ранее изученного):
тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема.

Проблемы пушкинской прозы
Актуализация имеющихся знаний об А. С. Пушкине:


— Какие факты биографии Пушкина вы считаете самыми главными?

— Какие произведения Пушкина произвели на вас сильное впечатление?

— Какие книги о Пушкине и его произведениях вы читали? Расскажите о них одноклассникам.

— Н. В. Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» написал: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет!»

Как вы понимаете эти слова Гоголя? Почему он дал поэту такую оценку?


II. Отчёт о домашней групповой работе в формате устного журнала «Наш Пушкин» (с повторением ранее изученного):

Группа 1.
Основные темы и мотивы лирики Пушкина и её философский характер
:

тема человека и природы («Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Туча»);

тема любви и дружбы («Няне», «Мой первый друг, мой друг бесценный…», «19 октября 1825 года», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»);

тема свободы («Узник»).

Группа 2.
Человек в круговороте жизни


«Повести Белкина».

Группа 3.
Социальные противоречия эпохи крепостничества в прозе Пушкина


«Дубровский».

Группа 4.
Историческая тема в романе Пушкина


«Капитанская дочка».

III. Хронология жизни и творчества поэта

Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся
и составление хронологической таблицы жизни и творчества поэта: (см. также страницу Основные даты жизни и творчества А. С. Пушкина на сайте "К уроку литературы"):

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Хронологическая таблица жизни и творчества А. С. Пушкина
Основные периоды жизни и творчества
Характерные черты периода
Наиболее значительные произведения
1. Детство поэта (1799—1811)
Домашнее воспитание. Гувернёры-французы. Общение с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, няней Ариной Родионовной Яковлевой и дядькой Никитой Козловым, преподавшими Пушкину первые уроки русской речи и народной культуры
    ‎    
2. Лицейский период (1811—1817)
Формирование юного поэта под влиянием творчества Державина, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. Основные темы и мотивы лицейской лирики: тема патриотизма, мотив протеста против тирании и самодержавия, вольнолюбивые и сатирические мотивы, эпикурейство и анакреонтика, темы дружбы и поэтического творчества, мотивы любви и смерти
«Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «Городок», «Пирующие студенты», «К Пущину (4 мая)», «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…»), «К другу стихотворцу», «Певец», «Моя эпитафия», «Элегия» («Я видел смерть; она в молчаньи села…»), «Желание»
3. Петербургский период (1817—1820)
Тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям, либеральным ценностям, интерес к народным сказаниям
«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки» («Noёl»), «Руслан и Людмила»
4. Период южной ссылки (1820—1824)
Вольнолюбивые мотивы. Интерес к сильным личностям. Отражение романтического мироощущения: воспевание ценностей любви и свободы и их скептическое отрицание; сомнение в достижении юношеских идеалов
«Узник», «К морю», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Ночной зефир…», южные поэмы
5. Период ссылки в Михайловское (1824—1826)
«Освобождение» лирики от картинных сравнений и метафор, усиление её глубины и гармоничности, гуманизма и общечеловеческого содержания, философского осмысления жизни. Отражение новаторских принципов «истинного романтизма», определившего историческую концепцию творчества
«Вакхическая песня», «Анчар», «Сожжённое письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября 1825 года», «Зимний вечер», «Няне», «Мой первый друг, мой друг бесценный…», «Зимняя дорога», «Пророк», «Борис Годунов»
6. Период после ссылки, или середина жизни (1826—1830)
Верность идеалам декабристов. Выражение в лирике глубоких симпатий к окружающему миру, природе, соединённых со светлой печалью нежного любовного чувства. Наполнение личных мотивов философским содержанием, осмыслением вечных проблем бытия и темы поэтического творчества
«Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Дорожные жалобы», «Зимнее утро», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы», «Мадона»
7. Период Болдинской осени (1830)
Угнетённое душевное состояние и попытка его преодоления. Возникновение реалистической прозы, побуждающей серьёзно изучать и анализировать жизнь, переоценивать нравственные и моральные нормы. Рождение новаторской драматургии
«Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершён «Евгений Онегин»
8. Вторая Болдинская осень (1833)
Сложность проблем, глубина идейных и эстетических открытий, обогативших русский реализм. Формирование общественного мышления. Отрицание антиисторических воззрений на дворянство и просвещённый абсолютизм, осознание роли народа в истории
«Медный всадник», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама», «Осень», завершена «История Пугачёва»
9. Последние годы жизни (1834—1837)
Попытки выхода из светского круга. Глубина мысли и нравственное содержание поздней лирики. Осмысление проблем «человек и судьба», «человек и история», социальных противоречий и крепостничества, причин и результатов крестьянских волнений
«Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Дубровский», «Капитанская дочка»

На уроке заполняется первый столбец (периоды) и первая-вторая строки таблицы.
Заполнение второго и третьего столбцов таблицы продолжается на следующих уроках (по периодам) и завершается в домашней работе.

IV. Мотив дружбы, прочного союза друзей.
Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта

Групповая практическая работа.


Чтение и обсуждение стихотворений лицейского периода творчества А. С. Пушкина.

Группа 1. «К другу стихотворцу».

Какую проблему поднимает в стихотворении Пушкин-лицеист?

В чём смысл монолога, обращённого к Аристу?

Почему тема поэтического творчества воспринимается иронически?

Найдите в стихотворении тропы, поэтические фигуры, звукопись и определите их художественную функцию.

Группа 2. «Воспоминания в Царском Селе».

Каким пафосом проникнуто стихотворение? Докажите своё мнение.

Какие подвиги России прославляет поэт?

Какие черты поэтической стилистики предшественников он использует?

Найдите примеры возвышенной лексики и определите её смысловую роль.

*Сопоставьте композиции стихотворений «Воспоминания в Царском Селе» А. С. Пушкина и «Осень во время осады Очакова» Г. Р. Державина.

Группа 3. «Пирующие студенты», «К Пущину (4 мая)»,
«К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…»).


Как проявились в стихотворении «Пирующие студенты» эпикурейские и анакреонтические мотивы?

Какую оценку даёт Пушкин лицеистам в стихотворениях «К Пущину (4 мая)», «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…»)?

Каким предстаёт образ автора?

Каковы особенности поэтического языка А. С. Пушкина в этих стихотворениях?

*Группа 4. «Городок», «Певец», «Элегия» («Я видел смерть; она в молчаньи села…»),
«Желание», «Моя эпитафия».


Какие факты биографии А. С. Пушкина отразились в стихотворении «Городок»?

В чём своеобразие темы стихотворения «Певец»?

Какой характер приобретает в ранней лирике Пушкина тема смерти («Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»)?

Обобщающая беседа:

Какие темы и проблемы поднимает А. С. Пушкин в лицейской лирике?

Как в ней воплотился мотив дружбы, прочного союза друзей?

Почему поэт был верен лицейской дружбе всю жизнь?

Итоговые вопросы:

Какие черты характерны для лицейской лирики Пушкина?

Какие темы лирики Пушкина намечаются уже в лицейский период?

Домашнее задание

Заполнить хронологическую таблицу (первая-вторая строки).

Подготовить сообщение об А. С. Пушкине по статье учебника «Александр Сергеевич Пушкин», выполнив задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова»,
или об одном из периодов его жизни и творчества с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учащихся).

Проанализировать одно из стихотворений лицейского периода, составить к стихотворению «К другу стихотворцу» историко-культурный комментарий или ответить письменно на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Прочитать фрагменты эссе М. И. Цветаевой «Мой Пушкин» (по выбору учителя). См. М. И. Цветаева. Мой Пушкин (на сайте "К уроку литературы")

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение «Поэтические связи А. С. Пушкина с декабристами»
или составить из стихов Пушкина содержание поэтического сборника на тему «Лицейские друзья Пушкина» и написать к нему вступительную статью (по выбору учащихся).

Подготовить чтение стихов поэтов-декабристов, краткие сообщения о них и их политической программе.

Выполнить «Творческое задание» учебника (после стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный альбом «А. С. Пушкин и лицеисты» или школьный вечер о друзьях Пушкина «Друзья души моей».

Следующий урок: А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов >>>




БИОГРАФИЯ
А. С. ПУШКИНА
(1799-1837)


Приступая к обозрению русской литературы, осиротевшей после гибели Пушкина, замечательный русский критик Аполлон Григорьев в 1859 году писал: «...Пушки» — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». «Вообще же,— подводил итог своим размышлениям критик,— не только в мире художественных, но и в мире всех общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии».

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма — все виды литературы, к которым прикасался Пушкин, несут на себе печать его гения. На все жанры распространяются и общие «законы» пушкинского творчества. Но в каждом жанре цельная и многообразная личность Пушкина отражена своими особенными сторонами.

Жизнь и творческий путь Пушкина начались в эпоху национального и европейского общественного подъема:

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
<...>
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.

Пушкин вступил на литературное поприще в ту историческую пору, когда живы были классицисты, достиг расцвета сентиментализм, молодые романтики завоевывали поклонников и реализм приносил первые плоды. На глазах у Пушкина уходила в прошлое русская культура XVIII века и рождалась новая, облик которой, как мы теперь знаем, сложился благодаря его гению. Юный Пушкин задорно посмеивался над классицистами-староверами, участвуя в споре о языке литературы на стороне своих друзей-карамзинистов, потешался над жеманностью и вычурностью слога сентименталистов. Но вместе с тем муза Пушкина, по словам Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов». Пушкин отдал дань уважения старой культуре и признал за ней достоинство самостоятельной ценности.

Мужание Пушкина как человека и поэта проходило под знаком «грозы двенадцатого года», резко изменившей течение истории. Испытав в Лицее и после Лицея влияние ранней декабристской идеологии, Пушкин в стихотворениях тех лет выразил настроения русского гражданского вольнолюбия. Он возложил надежду на «закон», регулирующий права монарха и народа («Вольность»), его увлекал манящий призрак свободы («К Чаадаеву»), он сочувствовал «падшим» («Деревня»).

Предметом поэзии Пушкина, писал ли он об исторических или современных событиях, проникал ли в глубины национального духа или предавался раздумьям о бытии других стран и народов, всегда была действительная жизнь. При этом характеры и конфликты, навеянные другой национальной культурой, Пушкин воспроизводил с той же достоверностью и свободой, как и образы, рожденные на родной почве. Проникаясь духом изображаемой эпохи, поэт стремился к тому, чтобы история и герои полно и ясно высказывали себя. Он не навязывал персонажам своего взгляда, но наделял их способностью думать, чувствовать, поступать и говорить так, как это свойственно образу их мысли («Прозерпина», «Подражания Корану», «Песни западных славян», «Наполеон» и др.).

Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного. Это не значит, что автор всегда писал только о прекрасных ее сторонах или стремился искусственно украсить ее. Мера прекрасного заключена для поэта в самой жизни как ее неотъемлемое свойство. Он уверен, что в основу бытия положен разумно организованный и прекрасный в своей живой мощи миропорядок:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Содержание и слово пушкинской лирики несут в себе «чувства добрые», терпение, кроткую и ясную улыбку, милосердие («милость»), разумное и гармоническое сочетание общественных и частных устремлений. В лирике 1830-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, круг переживаний Пушкина особенно разнообразен: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но в те же годы гениального художника и мыслителя опутывали сетью мелких интриг, мешавших свободно дышать и творить. Во многих стихотворениях Пушкина слышатся неутихающие скорбь и боль:

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.

Собственная участь рисуется поэту в широкой панораме несправедливых общественных отношений, тяжких судеб народа и любого человека вообще. Печаль пронизывает лирику Пушкина последних лет:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня...

Перед поэтом, уже стоявшим на вершине человеческой и творческой зрелости, открылись возможности широких и глубоких обобщений. В его лирике последних лет заметно преобладали философские размышления, все с большим постоянством звучали библейские, евангельские мотивы. Отличительной приметой пушкинского слова стала «нагая простота» лирического высказывания («На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»). Это изысканно-благородная простота, освобожденная от всего лишнего.

Мечтавший о единой национальной культуре и видевший трагическую разорванность между культурой дворянской и культурой народной, Пушкин воплотил свою надежду на их слияние в создании единого национального литературного языка. Опираясь на разговорный стиль образованного общества, Пушкин соединил с ним книжную и народную речь, причем народный способ выражать мысль прямо, ясно, открыто сделал нормой национального литературного стиля.

Несмотря на усиление трагических обстоятельств, Пушкин не поддается унынию и находит опору оптимистическому мироощущению в истории, в «лелеющей душу гуманности», по словам В. Г. Белинского, видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум...

Ощущение причастности к историческим судьбам России придает поэту огромные нравственные силы. Этически ценной и эстетически значительной он признает гуманность как будущий господствующий принцип отношений между людьми: гармония между человеком и природой внутри общества, в самом человеке покоится на его добрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию («Пир Петра Первого», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Пушкин устремляется светлой, прозорливой мыслью в такие отдаленные времена, когда политика обретет человечность или — что одно и то же — когда человечность станет основой политики и

...народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.

Когда мы читаем «Бориса Годунова», то перед нами как бы оживает средневековая Русь. Современники были поражены верностью тона и словесных красок в монологе Пимена. «Маленькие трагедии» переносят нас в другие страны Европы, и каждый раз мы изумляемся исторической зоркости художника.

Пушкину всегда свойственно доверие к жизни. В «Евгении Онегине» живая жизнь входила в роман, а роман писался как жизнь. В «Повестях Белкина» книжные ситуации зазвучали пародийно, а затем неожиданно наполнились серьезным содержанием. Пушкинские герои в трудных испытаниях умеют хранить честь, благородство, любовь («Капитанская дочка»).

«Божественную» гармонию, благородную простоту и артистизм несет сама личность поэта. В заветной лире, по словам Пушкина, отлилась его «душа». В ней, как сказал Гоголь, чувствуется прообраз прекрасного человека, который в будущем явится на Руси.<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
А. С. ПУШКИНА


Подготовьте рассказ об А. С. Пушкине или об одном из периодов его жизни и творчества, например:

Биография А. С. Пушкина

1799—1811 Москва. Детство поэта.

1811 —1817 — Петербург, Царское Село. Лицей.

1817 —1820 — Петербург. «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила» и др.

1820—1824 — южная ссылка. Романтические поэмы. «Цыганы».

1824 —1826 — Михайловское. На пути к реализму. «К морю», «Я помню чудное мгновенье...», «Борис Годунов» и др.

1820—1830 — после ссылки, или середина жизни. «Арион», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» и др.

1830 —1837 — последние годы жизни:

1830 — Болдинская осень. «Бесы», «Барышня-крестьянка», «Маленькие трагедии», «Евгений Онегин» — VIII—IX главы.

1831 —1833 — Петербург. Вторая «Болдинская осень». «Осень», «Медный всадник» и др.

1834—1837 — лирические стихотворения, «Пиковая дама», «Капитанская дочка».

Подготовить рассказ о жизни и творчество поэта Вам помогут книги, воспоминания, монографические издания, сборники, например:
Ю. М. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин;
Б. С. Мейлах. Жизнь Александра Пушкина ( Легенда о Лицее и действительность. Глава из книги Б.Мейлаха "Пушкин и его эпоха");
Е. А. Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество;
Б. Бурсов. Судьба Пушкина;
Л. П. Гроссман. Пушкин (серия «Жизнь замечательных людей» ЖЗЛ);
Ю. Тынянов. Пушкин; А. С. Пушкин в воспоминаниях современников (в 2 т.);
А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/Под ред. В. И. Коровина, и др.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ
А. С. Пушкин
[2]

  Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

    Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды
Сокрыт другой отец второй "Тилемахиды".[3]
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздних дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия!— Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит — спасительной лозою?

    Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
«Пожалуй,— скажешь мне,— не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю,
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,— а я таки поэт».

    Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать,
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом гниют у Глазунова;[4]
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.

    Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг вступает в гроб Руссо;[5]
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле продан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

    Ты, кажется, теперь задумался немного.
«Да что же,— говоришь,— судя о всех так строго,
Перебирая всё, как новый Ювенал,
Ты о поэзии со мною толковал;
А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?»
Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ:

    В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.
«Послушай, батюшка,— сказали простяки,—
Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь,
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе; да что ж сегодня сам...»
— «Послушайте,— сказал священник мужикам,—
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне — не подражайте».

    И мне то самое пришлося отвечать;
Я не хочу себя нимало оправдать:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!
Не любит он гулять по высотам Парнаса,
Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса;
Его с пером в руке Рамаков не страшит;[6]
Спокоен, весел он. Арист, он — не пиит.

    Но полно рассуждать — боюсь тебе наскучить
И сатирическим пером тебя замучить.
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.
1814

А.С.Пушкин. ПСС в 10 т. АН СССР.1962.( т.1)
(вернуться к уроку)

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
А. С. Пушкин
[7]

      Навис покров угрюмой нощи
      На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
      В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
      Плывет в сребристых облаках.

      Плывет — и бледными лучами
      Предметы осветила вкруг.
Аллеи древних лип открылись пред очами,
      Проглянули и холм и луг;
Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод;
Царицей средь полей лилея горделива
      В роскошной красоте цветет.

      С холмов кремнистых водопады
      Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
      Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,[8]
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
      Не се ль Минервы росской храм?[9]

      Не се ль Элизиум полнощный,[10]
      Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
      На лоне мира и отрад?
Увы! промчалися те времена златые,
Когда под скипетром великия жены[11]
Венчалась славою счастливая Россия,
      Цветя под кровом тишины!

      Здесь каждый шаг в душе рождает
      Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
      «Исчезло всё, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
      И в тихом восхищеньи дух.

      Он видит: окружен волнами,
      Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. [12]Ширяяся крылами,
      Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикраты обвились:
Кругом подножия, шумя, валы седые
      В блестящей пене улеглись.

      В тени густой угрюмых сосен
      Воздвигся памятник простой.[13]
О, сколь он для тебя, Кагульской брег, поносен!
      И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
      Пройдет молва из рода в род.

      О, громкий век военных споров,
      Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
      Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров[14] героям песнь бряцали
      Струнами громозвучных лир.

      И ты промчался, незабвенный!
      И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
      Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич[15] — и вскоре лютой брани
      Зарделась грозная заря.

      И быстрым понеслись потоком
      Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
      Дымится кровию земля;
И села мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
      И праздный в поле ржавит плуг.

      Идут — их силе нет препоны,
      Всё рушат, всё свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,[16]
      В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно,
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! —
      Звучат кольчуги и мечи!..

      Страшись, о рать иноплеменных!
      России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
      Сердца их мщеньем возжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
      За веру, за царя.

      Ретивы кони бранью пышат,
      Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
      Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
      И брызжет кровь на щит.

      Сразились. Русский — победитель!
      И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях Небесный Вседержитель
      Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;[17]
О Бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
      Увы! на башнях галл кремля!..

      Края Москвы, края родные,
      Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
      Не зная горестей и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
      Вотще лишь гневом дух пылал!..

      Где ты, краса Москвы стоглавой,
      Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
      Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,
      Чертоги пали богачей.

      И там, где роскошь обитала
      В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал, и липа трепетала,
      Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
      Все мертво, все молчит.

      Утешься, мать градов России,
      Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
      Десница мстящая Творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
      А с тыла гонит россов меч.
      О, вы которых трепетали
      Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали. —
      О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
      Исчез, как утром страшный сон!

      В Париже росс! — где факел мщенья?
      Поникни, Галлия, главой.
Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья
      Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
      И благотворный мир земле.

      Достойный внук Екатерины!
      Почто небесных аонид,
Как наших дней певец, славянской бард дружины,
      Мой дух восторгом не горит?
О, если б Аполлон пиитов дар чудесный
Влиял мне ныне в грудь! Тобою восхищен,
На лире б возгремел гармонией небесной
      И воссиял во тьме времен.

      О скальд России вдохновенный,[18]
      Воспевший ратных грозный строй,
В кругу друзей твоих, с душой воспламененной,
      Взгреми на арфе золотой!
Да снова стройный глас герою в честь прольется,
И струны трепетны посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
      При звуках бранного певца.
1814

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.
(вернуться к уроку)


ПИРУЮЩИЕ СТУДЕНТЫ.
А. С. Пушкин
[19]

Друзья! досужный час настал;
      Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
      Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
      Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
      Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
      Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
      Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
      За скатертью студента?
На всякий случай изберем
      Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
      И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
      Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
      Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
      Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
      Будь нашим президентом,
И станут самые цари
      Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
      Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
      Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
      Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
      Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
      Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
      На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
      Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
      На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
      Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
      На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
      Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
      Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
      Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
      И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
      Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
      Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
      Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
      Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
      На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
      Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
      За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
      И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
      Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
      Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
      Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
      Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
      В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
      Расстроенной скрипицы?
Запойте хором, господа,
      Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
      Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
      Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
      Покрылись очи мраком...
Где вы, товарищи? где я?
      Скажите, Вакха ради...
Вы дремлете, мои друзья,
      Склонившись на тетради...
Писатель за свои грехи!
      Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
      Чтоб мне заснуть скорее.
1814

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. "К другу стихотворцу" — первое печатное произведение Пушкина. Оно появилось в журнале "Вестник Европы", 1814 г., №13 (вышло в свет 4 июля), а было послано еще в апреле, т.к. в №8 журнала появилось извещение, что редакция напечатает это стихотворение только после того, как автор сообщит свое имя и адрес. Стихотворение появилось за подписью Александр Н.к.ш.п. В рукописи имеются стихи, пропущенные в печати. (вернуться)

3. "Сокрыт другой отец второй "Тилемахиды" — разумеется, вероятно, Кюхельбекер (ср. эпиграмму "Несчастие Клита"). (вернуться)

4. "Творенья громкие Рифматова, Графова..." — под этими именами имеются в виду Шихматов, Хвостов; в следующем стихе Бибрус — Бобров; Глазунов — издатель и книгопродавец. (вернуться)

5. "Родился наг и наг ступает в гроб Руссо" — французский лирик Жан-Батист Руссо (1670-1741). (вернуться)

6. "Его с пером в руке Рамаков не страшит" — в рукописи - "Макаров" с примечанием "Славный журналист". П.И.Макаров (1765-1804) — издатель журнала "Московский Меркурий", критик, сторонник Карамзина. (вернуться)

7. Воспоминания в Царском Селе — стихотворение написано в октябре — ноябре 1814 г. по предложению профессора Галича для переходных экзаменов с младшего курса (первого трехлетия) на старший. Впервые стихотворение было напечатано в журнале «Российский музеум», 1815 г., № 4, с примечанием; «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает».
Публичное чтение этого стихотворения на экзамене по российской словесности 8 января 1814 года принесло Пушкину первую славу. Об этом эпизоде сохранилось несколько свидетельств, сам Пушкин вспоминал о нем так: «Я прочел мои Воспоминания в Царском Селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...» (вернуться)

8. Огромные чертоги — «Камеронова галерея» близ Екатерининского дворца в Царском Селе. (вернуться)

9. Минерва — италийская богиня мудрости. Минерва росская — Екатерина II. (вернуться)

10. Элизиум полнощный — по верованиям древних греков, место пребывания душ усопших, в поэтическом словоупотреблении — рай.
Полнощный северный. (вернуться)

11. Под скипетром великия жены — то есть в эпоху царствования Екатерины II. (вернуться)

12. Над... скалой вознесся памятник — ростральная колонна посреди большого пруда, воздвигнутая Екатериной II в память морской победы над турками под Чесмою в 1770 г. (вернуться)

13. Памятник простой — обелиск в память победы над турками при реке Кагуле в 1770 г., которую одержали русские войска под руководством гр. П. А. Румянцева. (вернуться)

14. Петров Владимир — (<Василий> Петрович , 1736—1799) — поэт-одописец. (вернуться)

15. Вселенной бич — Наполеон. (вернуться)

16. Беллона — в римской мифологии богиня войны. (вернуться)

17. Воитель поседелый — М. И. Кутузов. (вернуться)

18. Скальд России вдохновенный — В. А. Жуковский, автор стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812). (вернуться)

19. Пирующие студенты — датировано Пушкиным 1814 годом и написано, вероятно, в первой половине октября. Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 337—341 (с цензурными пропусками и изменениями). По словам И. Пущина, написано, когда Пушкин лежал в лицейском лазарете.
Товарищ Пушкина поэт Дельвиг, ленивец и острослов (третья строфа); Горчаков («сиятельный повеса» – четвёртая строфа); «Товарищ милый» — И. Пущин (пятая строфа); один из лицейских поэтов, писавший плохие басни (шестая строфа); далее говорится о Малиновском («повеса из повес»); «милый наш певец» — Корсаков; «Роде записной» — М. Яковлев, игравший на скрипке (Роде — был известный скрипач); в заключительной строфе упомянут «Вильгельм» — Кюхельбекер. (вернуться)

 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика