|
|
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837) |
|
Какую роль играют
в стихотворении "Я памятник себе воздвиг..." заимствования из старославянского языка, устаревшие слова?
|
|
Использование Пушкиным старославянизмов и устаревших слов в стихотворении "Я памятник себе воздвиг..." придает торжественное, возвышенное звучание произведению, ведь оно посвящено высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии.
Поэт использует как старославянизмы с фонетическими приметами, например, "жаждою" (сочетание жд из dj) или "виждь" (сочетание жд из dj), в повелительном наклонении «глядеть», «смотреть», так и старославянизмы со словообразовательными приметами: "исполнись" (префиксы типа из–, ис–, вос–, воз–), от «полный», «полон», лат. «наполнять».
Также устаревшие слова и словосочетания "доколь", "всяк сущий в ней язык", "пиит", "веленью божию", "падшим" придают стихотворению торжественное звучание, усиливают значимость заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высоких идей, которые несёт людям творчество поэта. |
|
3.1. О чём грустит и на что надеется
лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…»?
|
|
Главная тема стихотворения - размышления лирического о бренности жизни и одновременно о собственном стремлении жить. Героя печалит, что молодость покидает его.
С возрастом он понимает, что был несчастлив. Прошлое тяготит его, но и будущее не сулит ему радости («Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море»).
Однако, несмотря на то, в будущем лирического героя ждет лишь “труд и горе”, он не разочаровался в жизни: он стремится жить дальше. Он полон надежд на то, что будущее
не так уж беспросветно. Он хочет жить “...чтоб мыслить и страдать…”, и он мечтает в полной мере воспользоваться всеми теми редкими моментами наслаждения, которые, как
он верит, еще ждут его в будущем. Лирический герой надеется, что, может быть, в этой жизни он еще испытает любовь и будет счастлив |
|
3.2. Каковы особенности композиции
стихотворения А.С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…»?
|
|
Данное произведение написано трехстопным амфибрахием со смежной рифмой, состоит из двух строф. Главная особенность композиции стихотворения – контраст
между этими шестистишием и восьмистишием. Первая строфа повествует о печали лирического героя, наполнена пессимизмом, передает эмоциональную тяжесть и чувство
безысходности, тоску о минувших годах жизни и волнения о будущем («Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море»). Вторая же строфа, резко контрастируя с первой,
наполняется надеждой, лирический герой желает жить, веря в то, что печали сменятся наслаждениями, веря в радость жизни («И ведаю, мне будут наслажденья меж
горестей, забот и треволненья...», «И может быть – на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной»). |
|
Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
|
|
|
Задания 5.1–5.5 (часть 2) |
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения.
Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного
произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого
содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений. |
|
1. В чем своеобразие свободолюбивой лирики А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
2. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
4. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)
6. Как меняется понимание А.С. Пушкиным идеи свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
7. Какие «чувства добрые» пробуждает пушкинская лирика? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
8. Какие особенности творчества А.С. Пушкина позволили современнику назвать его «властителем дум века»? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
9. Каким предстаёт лирический герой любовной поэзии А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
10. Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
11. Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
12. Тема Лицея и лицейского братства в произведениях А.С. Пушкина. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
13. Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
14. Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
15. В чём А.С. Пушкин видит предназначение истинного поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
|
|
Задания 3.1–3.2 (часть 1) |
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать
одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ
элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.
Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с
приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту:
3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе
(максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания 1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений. |
|
1. Какие свои заслуги поэт считает наиболее значимыми и достойными долгой народной памяти?
2. Как соотносится определение «непокорной» и призыв, обращенный к музе, – «быть послушной»?
3. Какую роль играют в стихотворении заимствования из старославянского языка, устаревшие слова?
4. Почему поэт называет памятник «нерукотворным»?
* * *
Exegi monumentum.[1]
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.[2]
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык[3],
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспоривай глупца.
(А.С. Пушкин, 1836)
1. "Я воздвиг памятник" (лат.) – Эпиграф взят из произведения Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).
2. Александрийский столп – колонна, поставленная в честь царя Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
3. То есть народ, нация. |
|
Задание 4 (часть 1) |
1. Сопоставьте стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» с приведённым ниже стихотворением М.В.Ломоносова на ту же тему.
Чем произведение А.С. Пушкина отличается от стихотворения М.В. Ломоносова?
* * *
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество моё молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
(М.В. Ломоносов, 1747)
_______________________
Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может...» с приведённым ниже стихотворением Н.А. Некрасова «Прощание».
В чём созвучны эти произведения?
Прощание
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости»,
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного...
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, –
С могилы сердца моего!
(Н.А. Некрасов, 1856)
_______________________
Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» с приведённым ниже стихотворением Е.А. Баратынского «Где сладкий шёпот…».
Каковы различия в настроении лирических героев этих произведений?
* * *
Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно даёт.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Её согрет;
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.
(Е.А. Баратынский, 1830-е годы) |
|
*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|