В чём приведённый отрывок может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»? ЕГЭ по литературе
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список произведений,
необходимых при подготовке
к   ЕГЭ  по литературе

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Антон Павлович Чехов
(1860 – 1904)
В чём приведённый отрывок может послужить иллюстрацией
к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
(по повести «Ионыч»)
Текст задания см. ниже
     Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам А.П.Чехова о том, что «мещанство – страшное зло». В нём показана пошлость одного из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!». Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.
(4 балла: 3 + 1)

Комментарий:
Мещанин – это внутренне пустой, духовно бедный, часто меркантильный человек, отгороженный от живой жизни, неспособный к развитию. И в этом смысле «мещанство – страшное зло». Таким мещанином и становится Дмитрий Ионович Старцев, не сумевший реализовать свои профессиональные и личностные возможности. Высказывание о мещанстве – это предостережение А.П. Чехова о том, что может произойти с человеком, если он подпадет под влияние пошлой среды и не сможет противостоять ей.
Именно к такому выводу приходит автор работы, оцененной максимальным баллом.

Источник: Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы. Зинин С.А., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., 2013.


Задание 8 (часть 1)
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Оценка выполнения задания 8, требующего
написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Количество максимальных баллов – 4: 3 + 1.
3 балла (Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют)
+ 1 балл (Допущено не более одной речевой ошибки).
 
Открытый Банк заданий. ЕГЭ. 11 класс. Литература
По повести А.П.Чехова "Ионыч"
 
Задания 8 и 9 (часть 1) по фрагменту прозаического произведения
8. В чём приведённый фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
9. В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?


— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.
— Прекрасно! Превосходно!
— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?
— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
— Вы кончили курс в здешней гимназии?
— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.
— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.
— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю...
Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
— Умри, несчастная!
И все захохотали.
А. П. Чехов «Ионыч»

Задание 9 (часть 1)
Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
9. В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?
Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». История превращения доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна.
Однако Чехов не единственный, кому близка эта тема. Она блистательно раскрывается в творчестве М.Е.Салтыкова−Щедрина, А.Н.Островского, остро звучит у В.В.Маяковского.
Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздано дани.
Теперь
поговорим
о дряни, —
этими словами Маяковский начинает крупный разговор на тему о недостатках, которые, по его мнению, несовместимы с социалистической действительностью, однако прекрасно уживаются в ней. Тревогу поэта вызывает опасная тенденция внедрения мещанина в государственный аппарат — и Маяковский срывает маску с опасного внутреннего врага молодого советского государства — мещанства:
Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Узость кругозора, убогий обывательский вкус, стремление к материальным благам характеризуют героя пьесы Маяковского «Клоп». Этот портрет узнаваем: мы уже видели подобный в рассказах Чехова. «Бывший рабочий, бывший партиец» Петр Присыпкин под влиянием нэпманской стихии перерождается в буржуазного обывателя Пьера Скрипкина. Автор предлагает читателю и зрителю взглянуть на этот тип современного мещанина из будущего. Для людей «светлого» завтра Скрипкин — такое же вредное насекомое, как клоп, который одним своим присутствием отравляет и заражает окружающую среду.
Творчество Чехова, Маяковского помогает нам и сегодня распознать обывателей и перестраховщиков. Не изжив этих недостатков, мы никогда не придем к свободному обществу, к жизни, достойной человека.



*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика