Источник комментариев: Попова Н. И. Иконография А. С. Грибоедова // А. С. Грибоедов: Материалы к биографии: Сборник науч. тр. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. –
С. 184–198.
1. Фотография с миниатюры, рис. П. Каратыгина. 1820 г. – оригинал миниатюры, экспонировавшейся на
выставке 1929 г. в виде фотографии, в начале 1940-х гг. был приобретен ГЛМ, где находится и ныне.
Изображение поясное, в профиль, во фраке, с черным шейным платком, с высоким тупеем, хохлом на голове.
На обороте надпись, сделанная рукой сына художника П. П. Каратыгина (1832—1888): «26 августа 1881 г. Благороднейшему почитателю Грибоедова от П. К. Рисовано с натуры
в марте 1829 года Петром Андреевичем Каратыгиным». Надпись не только отвергает датировку миниатюры 1820-м г., но ставит под сомнение прижизненность ее написания:
Грибоедов погиб в январе 1829 г. По мнению М. Ю. Барановской, портрет мог быть автокопией, сделанной П. А. Каратыгиным в 1829 г. с более раннего портрета, рисованного
с натуры (Лит. наследство. Т. 47–48. С. 367–368).
На другом портрете Грибоедова, где он изображен сидящим за столом, Каратыгин повторил ту же высокую прическу, с тупеем на голове. Об этом втором портрете М. И.
Семевский считал, что он написан Каратыгиным по воспоминаниям (Русская Старина. 1874. Май. С. 171).
Не была ли и миниатюра написана П. А. Каратыгиным по воспоминаниям о Грибоедове в марте 1829?
Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47–48. С. 369. (
вернуться)
2. С портрета кисти художника М. И. Теребенева, 1824 г. – находится в ГПБ. Один из самых
интересных прижизненных портретов писателя, вделан в переплет списка «Горя от ума», подаренного Грибоедовым Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю Булгарину».
В своих воспоминаниях Булгарин писал об этом портрете: «В 1824 году, в мае, Грибоедов получил позволение отправиться за границу на излечение болезни, но, прибыв в
Петербург, остался там и прожил около года. В это время упросил я его позволить списать с себя портрет собственно для меня. Это единственный портрет его».
Грибоедов изображен в 3/4 влево, с книгой подмышкой, облокотившимся на спинку стула.
Авторство Робильяра или О. Эстеррейха (по гипотезе П. С. Краснова в сб.: А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С. 257–262) оспорено исследованием
М. Д. Ромма (ж.: Художник, 1983, № 7. С. 54—55). Автором портрета является М. И. Теребенев (1795—1864), исполнивший целый ряд акварельных и миниатюрных портретов, в
том числе друзей Грибоедова: А. И. Одоевского и А. В. Всеволожского. Портрет выполнен гуашью, смешанной с акварелью.
Считается одним из самых достоверных портретов писателя, который явился оригиналом для получившей широкую известность гравюры Н. И. Уткина.
Воспроизведен (в черно-белом варианте) в кн.: Лит. наследство. Т. 47–48. С. 151. (
вернуться)
3. Акварель, худ. Мошкова (?), 1827. – в настоящее время портрет находится в ГЛМ (поступил в
1935 г.).
Грибоедов изображен в 3/4 влево, в халате и белой рубашке, с чубуком. Надпись под портретом: «Грибоедов, списанный за два года до смерти, 32-х лет».
Известно несколько рисунков с изображением Грибоедова, которые академик живописи художник В. И. Мошков сделал в момент подписания Туркманчайского мира.
Воспроизведен в кн.: Грибоедов А. С. Полн. собр. соч. СПб., 1911. Т. 1. (
вернуться)
4. Гравюра Н. И. Уткина, 1829 г. – находится в ЦГТМ и в других хранилищах. Впервые опубликована
в первом номере журнала «Сын отечества» и «Северный архив» за 1830 г. в приложении к статье Булгарина «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове»
к годовщине смерти писателя. Гравюра Уткина стала самым известным изображением писателя, завоевавшим большую популярность.
Грибоедов изображен в 3/4 влево, на фоне облаков. Оригиналом гравюры явился тот акварельный портрет писателя, который был написан весной 1825 г. по заказу Булгарина
работы М. Теребенева. Рассказывая историю создания гравюры, Булгарин вспоминал: «В это время (с весны 1824 по весну 1825 г.) я упросил его позволить
снять с себя портрет, собственно для меня. Это единственный портрет его. Зная, что доставим удовольствие многим, я и товарищ мой, Н. И. Греч, вознамерились издать оный.
Знаменитый наш художник, Н. И. Уткин, исполнил наше желание».
Один из исследователей творчества Уткина, Г. А. Принцева, выдвигает другую точку зрения на происхождение гравюры, возводя ее к миниатюре, опубликованной в Собрании
сочинений Грибоедова (М.; Л., 1940. С. 305), где она ошибочно названа миниатюрой работы Жигалева. Однако связь этой миниатюры с именем Грибоедова представляется
недоказанной.
Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47–48. С. 217. (
вернуться)
5. Литография Мюнстера с рис. Бореля. – находится в ЦГТМ. Другой лист – в Литературном музее
ИРЛИ.
В рост, сидит в кресле, 3/4 влево, рука на столе с книгами.
Под портретом факсимиле автографа. Впервые опубликовано в кн.: Грибоедов А. С. Собр. соч. М., 1858 / Под ред. Е. Серчевского (с пометой: «С оригинала П. А. Каратыгина.
Рис. Борель. Печ. Мюнстер»). «Прилагаемый при этом издании портрет Грибоедова, – замечал в предисловии издатель, – срисован еще при жизни его П. А. Каратыгиным, с
семейством которого он был хорошо знаком. Этот портрет, как уверяют коротко знающие Грибоедова, ближе знакомит с наружностью его, нежели доныне известный, гравированный
академиком Уткиным».
В отличие от оригинала Каратыгина П. Ф. Борель освободил композицию от целого ряда деталей: нот, театрального занавеса и орденской ленты. Бореля интересовала
психологическая разработка образа Грибоедова, и, взяв за основу каратыгинский рисунок, в портретной характеристике он ориентировался на гравюру Уткина.
Лист, хранящийся в ИРЛИ, имеет на картоне следующую надпись рукой известного исследователя П. А. Ефремова: «Изд. 1858 г. Рисован с натуры П. Каратыгиным, но без хохла,
который он в 1874 году, почти через 50 лет, присоветовал Крамскому предпослать к оригиналу Уткина, когда Кр-ой писал Грибоедова для Третьякова».
Воспроизведена в кн.: Лит. наследство. Т. 47–48. С. 191. (
вернуться)
6. Акварель худ. Горюнова (?) – настоящее время портрет находится в собрании ВМП
(Ленинград). Портрет поступил в Пушкинский Дом Академии Наук в 1919 г. от В. П. Всеволожского, потомка друга Грибоедова А. В. Всеволожского.
Портрет носит эскизный характер.
Грибоедов изображен в 3/4 вправо, в шинели с высоким воротником. По сравнению с портретом работы М. Теребенева, написанным в 1825 г., Грибоедов здесь выглядит старше,
с заметно поредевшей шевелюрой. Это позволяет отнести дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя, времени его
приезда в Петербург весной 1828 г., когда и друзья писателя, и сам Грибоедов замечали происшедшую в его облике
перемену.
«Я там (в Персии), — говорил Грибоедов, по воспоминаниям К. Полевого, — состарился, не только загорел, почернел, и почти лишился волос на голове, но и в душе не
чувствую прежней молодости».
Принадлежность портрета кисти художника Горюнова не доказана. Сведений о художнике нет. Есть еще два приписываемых ему портрета: Н. В. Гоголя (холст, масло,
ИРЛИ) и А. С. Пушкина (холст, масло, ВМП), но оба они выполнены в другой манере, ничего общего не имеющей с манерой художника, писавшего портрет Грибоедова.
Воспроизведен в кн.: Грибоедов А. С. Поли. собр. соч. СПб., 1913. Т. 2. (
вернуться)
7. Портрет работы И. Н. Крамского – написан художником Крамским в 1873 г. по заказу П. М.
Третьякова. Холст, масло. Находится в ГТГ.
Рассказывая историю создания портрета, М. И. Семевский, издатель журнала «Русская Старина», близко знакомый с Крамским, писал: «Пересмотрев и сличив между собой все
гравированные портреты Грибоедова, Крамской принужден был остановиться на литографированном портрете, приложенном к изданному Е. Серчевским „Собранию сочинений
Грибоедова“ и снятом с акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным. Сличив с этой литографией еще миниатюрный портрет на слоновой кости, снятый П. А.
Каратыгиным с Грибоедова, художник на основании этих данных превосходно исполненным произведением постарался разрешить задачу трудную — написать первый действительно
схожий портрет автора „Горя от ума“.
Руководствуясь изустным рассказом П. А. Каратыгина о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы „под диктовку” и воскресил талантливою кистью наружность славного
писателя. Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет еще на мольберте некоторым
лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова».
Но не все современники художника разделяли восторженное отношение к портрету. «Крамской писал портрет Грибоедова с гравюры Уткина, – замечал П. А. Ефремов, – но
испортил оригинал прибавкой высоты хохла над лбом. Это он сделал согласно рассказу П. А. Каратыгина, бывшего тогда при мне у М. И. Семевского».
Портрет воспроизведен в кн.: А. С. Грибоедов в портретах» иллюстрациях, документах. Пособие для учителей средней школы / Под ред. В. Н. Орлова. Л., 1955.
(
вернуться)