1. ТОНЧИЮ[2] (вернуться)
Бессмертный Тончи! ты мое
Лице в том, слышу, пишешь виде,
В каком бы мастерство твое
В Омире древнем, Аристиде,
Сократе и Катоне ввек[3]
Потомков поздных удивляло;
В сединах лысиной сияло,
И в нем бы зрелся человек,
Но лысина или парик,
Но тога иль мундир кургузый[4]
Соделали, что ты велик?
Нет! философия и музы, –
Они нас славными творят.
О! если б осенял дух правый
И освещал меня луч славы,
Пристал бы всякий мне наряд.
Так, живописец-философ!
Пиши меня в уборах чудных,
Как знаешь ты; но лишь любовь
Увековечь ко мне премудрых.
А если слабости самим
И величайшим людям сродны,
Не позабудь во мне подобны,
Чтоб зависть улыбалась им.
Иль нет, ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой:
В жестокий мраз с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой;
Чтоб шел, природой лишь водим[5],
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим[6].
Не испугай жены, друзей,
Придай мне нежности немного:
Чтоб был я ласков для детей,
Лишь в должности б судил всех строго;
Чтоб жар кипел в моей крови,
А очи мягкостью блистали;
Красотки бы по мне вздыхали,
Хоть в платонической любви.
Ноябрь 1801
Источник: Г.Р. Державин. Полное собрание стихотворений. – Л.: Советский писатель, 1957, стр. 285–286.
Примечания
2. Тончию. – впервые напечатано: Ан. п., стр. 105. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 121.
Когда знаменитый итальянский художник
Сальватор Тончи (1756–1844), приехавший в Россию в середине 1790-х гг., начал писать портрет Державина, одни советовали ему изобразить поэта в мундире и во всех орденах, другие – без всяких украшений. Тончи обратился к самому Державину, «который, чтоб удовлетворить и ту и другую сторону спорильщиков, велел представить себя так, как в сей оде он описан». То есть поэт составил ему свой "наказ" в стихотворной форме.
Стихотворение написано как «программа для портрета автора (Державина), данная сему живописцу 1801 ноября дня» (Об. Д., 718). Художник точно воплотил замысел поэта, передав в картине содержание 4-й н 5-й строф стихотворения. Он даже попытался передать содержание строки «Чтоб шел, природой лишь водим», изобразив на снегу следы Державина. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Всего Тончи создал
3 портрета Державина: эскиз (представлен на этой странице) и 2 живописных полотна, одно из которых отправлено было в дар иркутскому миллионеру Сибирякову (тому самому, который отправил в столицу дорогой подарок – соболью шубу и шапку – первому поэту, которым был в 1801 году Гаврила Державин). Картина из ГТГ после открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени в Санкт-Петербурге находится в
Литературной гостиной дома-музея. (
вернуться)
3. В Омире древнем, Аристиде, Сократе и Катоне ввек. –
Омир – Гомер.
Аристид (ок. 530 – 467 до н. э.) – афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн, прозванный Справедливым.
Марк Порций Катон Утический (I в. до н. э.) – римский государственный деятель, отличавшийся твердостью, постоянством и преданностью республиканскому строю. (
вернуться)
4. Но тога иль мундир кургузый. – Тога – «плащ, или мантия сенаторов римских». (
вернуться)
5. Чтоб шел, природой лишь водим. – «Сими стихами автор хотел изобразить, первое: что он без всяких почти наук, одной природою стал поэтом; второе: что в службе своей многие имел препятствия, но характером своим без всякого покровительства их преодолевал» (
вернуться)
6. Что был прапращур мой Багрим. – Державины вели свой род от татарского мурзы Багрима. (
вернуться)