Дом Державина на Фонтанке. Фрагмент из книги В.Ходасевича "Державин"
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Державин Г.Р.
 
Портрет Г.Р.Державина
работы В.Л.Боровиковского, 1811 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816)
Дом Державина на Фонтанке
Фрагмент из книги В.Ходасевича* "Державин"

Просторный квадратный двор державинского владения на Фонтанке был обнесен колоннадой. За колоннами справа и слева двухэтажные флигеля шли в глубину двора, где примыкали они к двухэтажному дому с аллегорическими фигурами на фронтоне. Со двора и с улицы казался дом невелик, да таков он и был, когда купили его, лет двадцать тому назад, при жизни Екатерины Яковлевны[1]. В ту пору высился он довольно одиноко на обширном участке принадлежащей к нему земли. Однако ж, на этой земле Даша[2] сумела хозяйничать не хуже, чем хозяйничала в деревне. Ее заботами и трудами воздвиглись сначала упомянутые два флигеля, а после и самый дом разросся в несколько раз. Два узких, длинных его крыла раскинулись вправо и влево, образуя за флигелями два боковых двора, где опять-таки появились строения, занятые людскими и службами. Затратить сразу большую сумму никак было невозможно. Поэтому делалось все без плана, в разное время, по мере возможности и смотря по надобности. Только в 1809 г. постройки были закончены и оказались немного разбросаны. Зато представляли собой целую усадьбу. Тут были конюшни, коровник, птичник, каретные и другие сараи, навесы для дров, сеновалы, ледники, кухни, прачечные и даже, наконец, небольшая бойня.

Не считая кухонь, сеней, передних, лестниц, коридоров и тому подобного, в доме и флигелях имелось до шестидесяти жилых комнат, так что часть флигелей (небольшую впрочем) Даша сдавала внаймы. В большей же части жили ее многочисленные родственники.

В левом крыле барского дома, внизу, помещалась очень большая столовая; рядом с нею – буфет и три запасные комнаты для гостей. Правое крыло было занято двусветною залой, миновав которую попадали в домашний театр с несколькими рядами кресел и ложами по бокам. Еще несколько комнат было расположено позади сцены. В средней же части дома, той, что существовала уже при Пленире[3], находились только швейцарская, официантская, диванная, аванзала, прежде служившая залой, ныне же примыкавшая к новой, двусветной зале, а также круглая гостиная. Здесь висел огромный портрет Державина, жестко, но выразительно писанный итальянцем Тончи[4], художником, музыкантом, поэтом, безбожником и красавцем, одним из тех фантастических иностранцев, которых немало в XVIII веке заносили в Россию судьба и любовь к приключениям. Поэт был изображен во весь рост, в медвежьей шубе и меховой шапке, среди снегов, освещенных северною зарей; сзади, со снежных скал, низвергается водопад. Внизу латинская подпись, сочиненная самим живописцем:

Justicia in ecopulo, rutilo mens delphica in ortu Fingitur, in alba corque fidesque nive[1].

Три стеклянные двери вели из гостиной на широкую полукруглую лестницу, по которой спускались в сад, раскинутый позади всего дома. Он украшен был лишь недавно – на деньги, вырученные от продажи "Анакреонтических песен".

В верхнем этаже сохранился от прежних времен серпяный диванчик, где некогда тень Плениры явилась Державину, где и поныне стоял ее бюст, рядом с бюстом Державина. Справа к диванчику примыкала гостиная, слева столовая, тоже в том виде, как при Екатерине Яковлевне. Далее шли: буфетная, кафешенкская, девичья. Еще в средней части верхнего этажа помещались: биллиардная (как раз над нижнею аванзалой), спальня, маленький Дашин кабинет и кабинет Державина – с венецианским окном, приходившимся в середине фасада, прямо против ворот. Посреди кабинета стоял большой письменный стол, в стороне – конторка, за которою Державин большею частию и работал. У стены высился диван, гораздо выше и шире обыкновенных, со ступеньками от полу, с полкою наверху и с двумя шкапиками по бокам. В шкапиках были ящики для хранения рукописей. На диване валялась аспидная доска с привязанным грифелем. Порою Державин ею пользовался, набрасывая стихи.

Верхний этаж правого крыла был занят вторыми светами залы и театра. За ними шли комнаты для прислуги. Камердинер Кондратий жил здесь. Из кабинетика Даши полукруглый коридор вел в верхний этаж бокового флигеля, в комнаты доктора, управляющего, секретаря Аврамова и в квартиры родственников. Население этих квартир все время менялось. В разные годы тут жили Бакунины, Ниловы, Львовы, Дьяковы, Ярцевы. Отсюда выходили замуж, женились, разлетались по свету и вновь сюда возвращались. Здесь всегда было шумно и весело. Шум и веселье заносились и в большой дом.

Содержание такого громоздкого хозяйства обходилось не дешево. Державины тратили в год тысяч до семидесяти, которые Даша умела выколотить из имений. Но Державину был по душе усадебный уклад жизни, который и в Петербурге напоминал ему Званку[6]. Зиму и лето он вставал часов в пять или в шесть утра. По утрам пил чай (кофею не любил), часа в два обедал, а в десять ужинал. Его здоровье портилось. На людях он держался бодро, даже несколько суетливо, увлекался в беседах до чрезвычайности, но возбуждение проходило – и Даше с доктором наступал черед действовать. Он нередко прихварывал – животом в особенности. По-прежнему любил поесть, но после плотных обедов случались припадки, во время которых он жаловался на одышку, раскаивался, давал зарок быть впредь воздержанней.

Выезжал он не слишком много, являясь на публике в парике с мешком, в коричневом фраке при коротких панталонах и гусарских сапожках, над которыми были видны чулки. При случае он играл в карты, но уж без прежнего увлечения и без прежней удачи; тысячи полторы в год полагалось от Даши на проигрыш. Но вечера, провождаемые дома, в диванчике, нравились ему все более. Даша играла на арфе, племянницы пели. Белый пудель Милорд, потомок Фелицына[7] пуделя, погребенного в царскосельском парке под пирамидою, иногда не выдерживал – подвывал, задрав голову. Тише пуделя вел себя кот, которому, слушая музыку, Державин тихонько чесал усы. Тем временем кто-нибудь из девочек почесывал за ухом самому мурзе, и мурза, наконец, дремал.

Раз в неделю сзывались гости к обеду, который по этому случаю начинался часа в четыре, затягивался до вечера и кончался концертом. Вообще музыка в доме не переводилась. Державин больше всего любил Баха. Заслушавшись, иногда он вскакивал и ходил по комнате; потом шаги его ускорялись, он размахивал руками и исчезал в кабинете. Тогда ждали новых стихов. После концерта молодежь затевала танцы до самой полуночи, а то и позже. Державин недолго на них любовался: если не было слишком важных гостей, Дарья Алексеевна часов в одиннадцать уводила его наверх, укладывала в постель, а сама возвращалась к танцующим.

Источник: В. Ходасевич. Державин. – М.: "Книга", 1988. С. 250-254.

* Книга Ходасевича "Державин" вышла в 1931 году и считается одним из лучших образцов художественной биографии за всю историю этого жанра.
Ходасевич Владислав Фелицианович (1986–1939) – поэт, критик, мемуарист, переводчик. На раннем этапе творчества был близок к московским символистам. (вернуться)

1. Екатерина Яковлевна Державина (1760 – 1794, дочь камердинера Петра III, Якова Бенедикта Бастидона) – первая жена поэта. В 1778 году Державин женится на Екатерине Яковлевне Бастидон, которой тогда было всего 16 лет. Плененный ее красотой, смиренным и кротким нравом, Державин затем посвятил своей верной и скромной жене немало задушевных лирических стихотворений. Под именем «Плениры» она навечно осталась в стихах Державина, а следовательно, и в русской поэзии. (вернуться)

2. Дарья Алексеевна Державина (Дьякова, 1767 – 1842) – вторая жена поэта Г. Р. Державина, свояченица (сестра жены) поэтов В. В. Капниста и Н. А. Львова. См. портрет Д.А.Державиной работы художника В.Л.Боровиковского ниже. (вернуться)

3. ...при Пленире... – первая жена поэта Е.Я.Державина, которую поэт называл в стихах «Пленира». См. стихотворение "Призывание и явление Плениры". (вернуться)

4. ...итальянцем Тончи... – художник Сальватор Тончи (1756–1844), приехавший в Россию в середине 1790-х гг. См. подробнее на странице "Портреты Г.Р.Державина". После открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени портрет находится в одном из залов музея, см. фото ниже. (вернуться)

5. Правосудие изображается скалой, пророческий дух – розовым восходом, верное сердце – белизною снега (лат.). (вернуться)

6. Зва́нка – усадьба Г. Р. Державина, которую он не раз воспел в стихах, где жил на закате жизни и где умер. Располагалась на территории Трегубовского сельского поселения Чудовского района Новгородской области, на берегу реки Волхов. (вернуться)

7. Фелица – так называет Державин Екатерину II в своей оде. Название Екатерины Фелицей (от латинского felicitas – счастье) подсказано одним из ее собственных литературных произведений – сказкой, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I. См. подробнее  >>>. (вернуться)

Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г.
 
Кабинет Г.Р.Державина. Рис. П.А.Кожевникова, 1810-е гг. (Единственное
изображение интерьера дома Державина, дошедшее до нашего времени)
 
Музей Г.Р.Державина и русской словесности, СПб. Литературная гостиная.
На стене напротив – портрет Г.Р.Державина работы
художника Сальватора Тончи
При жизни Державиных этот портрет стоял в нижнем этаже их петербургского дома, в столовой; там его видели Аксаков и Жихарев. Первый в своих «Воспоминаниях» говорит: «Портрет Тончи походил на оригинал, как две капли воды». Жихарев рассказывает в «Дневнике чиновника»: «Покамест наш бард дремал в своём кресле, я рассматривал известный портрет его, писанный Тончи. Какая идея, как написан, и какое до сих пор ещё (1806) сходство!»
 
Портрет Д.А.Державиной. Художник Боровиковский В.Л., 1813. ГТГ.
После открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени портрет находится в одном из залов музея (столовая), см. фото ниже.
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены.
 
Музей Г.Р.Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д.А.Державиной работы художника В.Л.Боровиковского

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика