Повесть "Белые ночи"[1] носит два подзаголовка: "Сентиментальный роман.
(Из воспоминаний мечтателя)". Литературная форма его непосредственно
выросла из жанра фельетона; так же, как и в "Петербургской Летописи", повествование ведется от первого лица, в тоне непринужденной беседы с
читателем. В "Летописи": "Говорят, что в Петербурге весна. Полно, правда ли? Впрочем, оно может быть и так. Действительно, все признаки весны…
Впрочем, оставим все это. Лучше пожелаем себе хорошего лета; мы бы так погуляли, так отдохнули. Куда мы поедем, господа?" В "Белых ночах":
"Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель… Итак, вы понимаете, читатель, каким
образом я знаком со всем Петербургом!" В повести тот же пейзаж, что и в фельетоне: петербургская весна, город пустеет, все разъезжаются по дачам.
Наконец, в герое "Белых ночей" не трудно узнать автора "Петербургской Летописи". Он тоже "полубольной горожанин, фланер и мечтатель". Он любит
свой город, бродит по улицам, знает каждый дом, и дома с ним разговаривают. Один говорит ему: "Как ваше здоровье? А меня завтра в починку", другой:
"Я чуть не сгорел и при том испугался".
Иногда отрывки из фельетона с незначительными стилистическими поправками переносятся в повесть. В "Летописи" мы читаем: "Есть что‑то неизъяснимо наивное,
даже что‑то трогательное в нашей петербургской природе, когда она, как будто нежданно, вдруг, выкажет всю мощь свою, оденется зеленью, опушится, разрядится,
упестрится цветами. Не знаю отчего, напоминает мне она ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с какой‑то
сострадательной любовью, иногда просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, и как‑то нечаянно, сделается чудно, неизъяснимо прекрасною, и
вы изумленный, пораженный, невольно спрашиваете себя: какая сила заставила блистать таким огнем эти всегда грустно-задумчивые глаза, что привлекло кровь
на эти бледные щеки…" Вся эта лирическая тирада целиком включена в "Белые ночи": "Есть что‑то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе,
когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. Как‑то невольно
напоминает мне она ту девушку… и т. д.".
"Белые ночи" развивают данную в "Летописи" тему мечтательства. Форма интимной беседы естественно переливается в форму исповеди. Случайно познакомившись на
петербургской улице в белую ночь с Настенькой, герой раскрывает перед ней свою душу. "Послушайте, вы хотите знать, кто я таков… Извольте, я — тип… Тип,
это — оригинал, это такой смешной человек!… Это такой характер… Слушайте, знаете ли вы, что такое мечтатель?". Для исповеди героя свободно перерабатывается
матерьял "Летописи". Мы встречаем уже знакомые нам мотивы: жизнь мечтателя есть "смесь чего‑то фантастического, горячо–идеального и вместе с тем
тускло–прозаического". Мечтатель не человек, а существо среднего рода; селится он в неприступном углу; боится людей и не умеет с ними общаться.
Возвратившись со службы в свои четыре стены, "выкрашенные непременно зеленою краскою", он начинает жить "своей особенной жизнью". "Теперь "богиня
фантазии" (если вы читали Жуковского, милая Настенька), уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой,
причудливой жизни". Книга выпадает из рук, "и новая, очаровательная жизнь" открывается перед ним. Характеристика "мечтательного мира" в "Летописи" была
намечена в общих чертах. В "Повести" она конкретизируется, как эмоциональное переживание литературных и исторических образов. "Вы спросите, может быть,
о чем он мечтает? К чему это спрашивать? Да обо всем… Об роли поэта, сначала непризнанного, а потом увенчанного, о дружбе с Гофманом; Варфоломеевская ночь,
Диана Верной, геройская роль при взятии Казани Иваном Васильевичем, Клара Мовбрай, Евфия Денс, собор прелатов и Гусс перед ними, восстание мертвецов в Роберте
(помните музыку? Кладбищем пахнет!), Минна и Бренда, сражение при Березине, чтение поэмы у графини В–й Д–й, Дантон, Клеопатра е i suoi amanti[2], домик в
Коломне, свой уголок, а подле милое создание, которое слушает вас в зимние вечера, раскрыв ротик и глазки"… Эти признания автобиографичны. Достоевский
под видом мечтательства описывает свои творческие медитации над литературой и историей. Поэтому нравственная оценка этого состояния у него двоится. Как
и в "Летописи" он продолжает утверждать, что такая призрачная жизнь грех, что она уводит от подлинной действительности, — и в то же время подчеркивает
ее громадную эстетическую ценность… "Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу". Такая двойственность понятна: за
героем "Белых ночей", маленьким чиновником и фантазером, стоит сам автор, писатель, полный вдохновенья и великих замыслов. Проблема праздного мечтательства
постепенно перебивается более глубокой проблемой творчества. Чудак–чиновник рассказывает о своих ночных грезах, но мы слышим другой голос, художника,
говорящего о вдохновении. "Отчего же целые бессонные ночи проходят, как один миг, в неистощимом веселии и счастии, и когда заря блеснет розовым лучом в
окна, наш мечтатель, утомленный, измученный, бросается на постель и засыпаем в замираниях от восторга своего болезненно–потрясенного духа и с такою
томительно–сладкою болью в сердце". Отголоски кризиса творчества после провала "Двойника" ясно слышатся в дальнейших признаниях мечтателя: "Чувствуешь,
что она. наконец, устает, истощается в вечном напряжении, эта "неистощимая фантазия", потому что ведь мужаешь, выживаешь из прежних своих идеалов; они
разбиваются в пыль, в обломки; если же нет другой жизни, так приходится строить ее из этих же обломков"…
Может быть, именно потому, что герой "Белых ночей" почти одно лицо с автором, никогда еще тема мечтательства не была представлена Достоевским в таком
волшебном поэтическом блеске, в таком очаровании молодости, влюбленности, весны. Ничего "подпольного", затхлого нет в образе юноши–поэта. Исповедь
озарена нежным светом петербургских белых ночей. Любовь его к Настеньке простодушна, доверчива и чиста. Он юный идеалист с горячим сердцем и пламенным
воображением; одинокий и нелюдимый не из гордости, а из застенчивости. Но когда он встречает Настеньку, как широко раскрывается его сердце! Замкнутость
только форма душевного целомудрия: она не от скудости, а от богатства. Он благоговеет перед святыней любви, душа его переполнена ею; он готов смиренно
просить о любви каждую встречную девушку. Поэтому знакомство с Настенькой спасает его от "греха" мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни, "вечно
обновляющейся, вечно юной". Герой переживает свой первый роман; Настенька посвящает его в тайну жизни. И хотя она не отвечает на его чувство и любит
другого, все же эта «education sentimentale» преображает его. Настенька простодушно говорит об этом: "Вот то, что вы мне насказали тогда о вашем мечтателе,
совершенно не правда, т. е. я хочу сказать, совсем до вас не касается. Вы выздоравливаете, вы, право, совсем другой человек, чем как сами себя описали.
Если вы когда‑нибудь полюбите, то дай вам Бог счастья с ней! А ей я ничего не желаю, потому что она будет счастлива с вами".
Исследовав все уклоны и извращения "доброго сердца", Достоевский находит, наконец, прямой путь для чувствительного героя. Свою повесть он смело, не в
насмешку называет "сентиментальный роман". После блужданий в области "натуральной школы", мелодраматического романтизма и фольклора, он возвращается к
своей единственной удаче — повести "Бедные люди ". В ней он пытался сентиментальной струей преобразить гоголевскую манеру. В "Белых ночах" сентиментальный
жанр очищен от всех примесей натурализма: департаментов, вицмундиров, их превосходительств. Та же сюжетная схема, но без социальной установки и трагического
освещения. Повесть написана в светлых, весенних тонах. Вместо старика Девушкина — молодой мечтатель, вместо больной и унылой Вареньки — семнадцатилетняя
"премиленькая брюнетка", задорная Настенька. У Вареньки обидчик Быков, за которого она выходит замуж без любви. Настеньку покидает ее возлюбленный,
но обида оказывается мнимой: он возвращается "влюбленный" и роман кончается счастливым браком. Судьба "нелюбимого "старика Макара Девушкина трагична.
Судьба влюбленного в Настеньку мечтателя просвет — ленно–печальна; первый, расставшись с Варенькой, обречен на запой и гибель; второй после свадьбы
Настеньки благословляет своего доброго гения: "Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословена
за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть
бы и на всю жизнь человеческую!"
В творчестве Достоевского "Белые ночи" звучат тихой и радостной мелодией. Она пронизывает всю композицию повести. Мечтатель выходит из города, идет
"между засеянных полей и лугов", и ему сразу становится весело. "Я шел и пел, потому что когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что‑нибудь про себя"…
Он диктует Настеньке письмо к жениху, но письмо оказывается уже написанным, совсем как в "Севильском цирюльнике". «R, o — Ro, s, i — si,
n, a — na», начал я.[3]
«Rosina!», запели мы оба, я чуть не обнимая ее от восторга, она, покраснев, как только могла покраснеть. "Музыкальность построения повести раскрывается в
словах героя: "Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где‑то прежде слышанный, забытый и сладостный, теперь вспомнился
мне "…
"Влюбленная дружба" мечтателя и Настеньки, белые ночи, мелодия Россини, промелькнувшая минута блаженства — такова прозрачная и легкая ткань этой повести.
Настенька — первый живой женский образ у Достоевского. Варенька в "Бедных людях" — бледная тень. Она слишком традиционно–добродетельна и безлична, слишком
"жертва социальной несправедливости". Катерина в "Хозяйке" более похожа на видение воспаленной фантазии и на героиню страшной сказки, чем на живую женщину.
Настенька — воплощение жизни и молодости. Она полна веселого лукавства, изящного задора, наивного кокетства. В ней, действительно, есть что‑то от Розины
из "Севильского цирюльника". Повесть разделена на четыре ночи и утро, диалоги "ночей" и развязка "утра" соответствуют пяти актам классической комедии.
И в этой драматически построенной повести действие ведет Настенька. Она простодушна и проницательна: с трудом понимает книжную речь мечтателя, но
безошибочно читает в его сердце. После первой встречи она назначает ему свидание "с условием". "Но, смотрите, приходите с условием, во–первых
(только будьте добры, исполните, что я попрошу, видите, я говорю откровенно), не влюбляйтесь в меня… Это нельзя, уверяю вас. На дружбу я готова, вот
вам рука моя… А влюбиться нельзя, прошу вас. — Клянусь вам, закричал я, схватив ее ручку… — Полноте, не клянитесь, я ведь знаю, вы способны вспыхнуть,
как порох".
Настенька живет со старой бабушкой, которая не может уследить за шалуньей и потому пришпиливает ее платье к своему. Она влюбляется в жильца и, узнав,
что он уезжает, связывает в узелок свои платья и приходит к нему в комнату. Она решается на такой поступок, потому что любит и верит в его любовь. И он
ее не обманывает. В его отсутствие она знакомится с мечтателем, который, несмотря на все свои клятвы, страстно в нее влюбляется. Настенька жалеет его,
любит, как брата, и в прощальном письме пишет: "О, Боже! Если бы я могла любить вас обоих разом! О, если бы вы были он! Вы нас не оставите, вы будете
вечно другом, братом моим… Вы меня любите по-прежнему?"
Сколько очарования в этом простодушном вопросе! Не мечтателю, а именно простенькой, наивной Настеньке вверяет автор свою заветную мечту о всемирном братстве.
"Послушайте, говорит она, зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как–бы что‑то таит от другого и молчит от него?
Зачем прямо сейчас не сказать, что есть на сердце?"
|