Повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Образ главного героя. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Ф.М.Достоевский. Портрет работы Трутовского К.А., 1847 г.
 
Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
 
 Портреты Ф. М. Достоевского
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

БЕЛЫЕ НОЧИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 67. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

Урок 68. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки


УРОК 67
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
«БЕЛЫЕ НОЧИ»: ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Основное содержание урока

Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение повести. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

I. Слово о писателе

Запись основных положений лекции учителя о Ф. М. Достоевском:


— Детство, семейное воспитание и годы учёбы Достоевского.

— Начало литературной деятельности. Первый роман — «Бедные люди».
(Сообщение учащегося.)

— Сближение с В. Г. Белинским, Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым.

— Первые повести писателя: краткая характеристика повестей «Двойник», «Неточка Незванова» и «Белые ночи».

— Достоевский в кружке петрашевцев.
(Сообщение учащегося.)

— Каторга и ссылка. Перелом в духовном развитии писателя, его обращение к православной вере.

— Путешествие Ф. М. Достоевского по Западной Европе. См.: Первое путешествие Ф. М. Достоевского по Европе.

— Создание главных романов: «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы».

II. Нравственные испытания русского человека и России в романах Достоевского.
Противоборство в человеке Божеского и дьявольского начал.


— Речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве.
(Сообщение учащегося.)

— Глубокий психологизм произведений Ф. М. Достоевского.

III. Сообщение учащегося о портретах Ф. М. Достоевского.

Искусствоведческий комментарий к портрету Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова.
(см. страницу "Портрет Ф.М.Достоевского работы художника В.Г.Перова" на сайте "К уроку литературы")

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «В творческой лаборатории Ф. М. Достоевского» (см. статью ниже):

— За что современники критиковали романы Достоевского?

— Как Достоевский создавал текст своего произведения?

— Какие этапы создания произведения были для писателя самыми важными и сложными:
определение идейного центра произведения и доминанты художественных мотивов;
«ночные» программы (составление черновых записей);
дневная диктовка стенограмм;
исправление созданного стенографисткой текста на следующий день;
окончательная переписка?
Обоснуйте свой ответ.

— Почему Ф. М. Достоевский считал, что бытие — это трагический театр?

— В чём суть его теории «реализма в высшем смысле»?

— Каким писателям посвящены критические работы Ф. М. Достоевского?

— В чём специфика пейзажа Ф. М. Достоевского?

— Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
Черты его внутреннего мира


Краткое сообщение учащегося об истории создания повести «Белые ночи»
(по материалам Википедии и фрагментам книги К. В. Мочульского «Гоголь. Соловьёв. Достоевский»).

Вступительная беседа:

— Почему в повести «Белые ночи» два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»?

На какие жанровые черты произведения указывают эти подзаголовки?

— *Почему мужские образы повести не имеют имён?

— Какой смысл хотел подчеркнуть автор, давая к повести эпиграф из стихотворения И. С. Тургенева?

— Из каких частей состоит повесть?

Какой символический смысл приобретают слова ночь и утро в заголовках глав повести?

V. Групповая работа (по фрагментам повести, помещённым в учебнике):

Группа 1.

Прочитайте эпизод с начала повести до слов «И всё-таки моя ночь была лучше дня! Вот как это было».

Найдите в нём пейзажи.

Докажите, что описание петербургского ночного пейзажа отличается лаконичностью и неразрывной связью с человеком.

Почему герой-мечтатель испытывал беспокойство и удивительную тоску?

Как это его характеризует?

*Почему во фрагменте много вопросительных и восклицательных конструкций?

Группа 2.

Прочитайте фрагмент повести со слов «Уже пробило десять часов…» до слов «…я не отгоню вас от себя до самого дома».

Найдите в нём слова и выражения, рисующие психологическое состояние мечтателя.

Почему он взволновался и оробел, встретившись с девушкой?

*С какой целью писатель вводит такой сюжетный ход, как защита девушки от назойливого господина:
• чтобы воплотить теорию «реализма в высшем смысле»;
• потому что такие случаи были нередки в Петербурге;
• потому что такие ходы использовались в известных писателю русских и зарубежных романах;
• по другой причине?

*Чем мечтатель похож на героев сентиментальных романов и романтических произведений?

Группа 3.

Прочитайте по ролям эпизод со слов «Вы сделаете со мной…» до слов «…вы нетерпеливы… вы почти требуете».

От чего страдает мечтатель и о чём он мечтает?

Как его характеризует рассказ о своей внутренней жизни?

Какие детали указывают на его душевное богатство и повышенную эмоциональность?

Группа 4.

Прочитайте по ролям эпизод со слов «Послушайте, послушайте! — прервал я её» до конца этого фрагмента, помещённого в учебнике.

Объясните слова героя: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни».

Как характеризуют мечтателя такие слова, как простите; мечтанья; припоминая вчерашнее; мило; заплакал; я на всё согласен; послушен, почтителен; так счастлив?

Что сближает мечтателя и Настеньку?

VI. Практическая работа.
Заполнение цитатной таблицы «Средства создания образа мечтателя»
:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Средства создания образа мечтателя» в повести "Белые ночи"
Средства создания образа мечтателя
Примеры
Отдельные указания на прошлое героя
       
Отсутствие у героя имени и фамилии
       
Повествование от первого лица: совпадение мечтателя и рассказчика
       
Отсутствие значимых деталей портрета
       
Роль пейзажа в изображении состояния героя
       
Способы изображения внутренней жизни героя:
— самоанализ и самооценка внутреннего состояния;
— поступки и их мотивы;
— речь (лексика, синтаксические конструкции, интонации)
       
Оценка героя другими персонажами и автором
       

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

VII. Просмотр фрагментов из фильма И. А. Пырьева «Белые ночи», где показаны мечты героя.

Каким он себя представляет в своих мечтах (в фильме)?

Итоговые вопросы:

Какую проблему ставит в повести автор?

Какие черты внутреннего мира мечтателя показаны автором?

Домашнее задание

По статьям учебника подготовить сообщение на одну из тем: «Ф. М. Достоевский и современники» или «Как работал Ф. М. Достоевский» (по выбору учащихся).

Ответить устно на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя» и на вопросы 1—3 и 5—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учителя).

Прочитать повесть «Белые ночи» до конца и подготовить сообщение «История Настеньки».

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить письменную характеристику мечтателя и средств создания этого образа (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подобрать из повести цитаты на тему «Образ города» и выполнить «Творческое задание».

Используя ресурсы Интернета, подобрать иллюстрации к повести «Белые ночи» и подготовить «экскурсию» по галерее иллюстраций по следующему плану:
— Автор иллюстрации, краткие сведения о нём, год выхода иллюстрации.
— Момент повести, запечатлённый на иллюстрации.
— Настроение иллюстрации и его соответствие вашему восприятию.
— Особенности цвета и изобразительной техники.
— Краткий отзыв об иллюстрации и её оценка.
См.: Иллюстрации И. С. Глазунова к повести "Белые ночи"
Иллюстрации М.В.Добужинского к повести "Белые ночи"

Следующий урок: Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки >>>


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача больницы для бедных. Он учился в московских частных пансионах, затем уехал в Петербург, поступил в Главное инженерное училище, которое готовило военных инженеров. По окончании служил в инженерном департаменте, но через год оставил должность и решил стать литератором. В 1845 году закончил роман «Бедные люди», который принес автору большой успех. Все заговорили о новом писательском даровании. Ф. М. Достоевский познакомился с молодыми талантливыми литераторами — И. Тургеневым, Н. Некрасовым, которые группировались вокруг критика В. Белинского. Однако уже следующее произведение Достоевского — повесть «Двойник» вызвало критику Белинского.

Итогом раннего творчества писателя стали необычайно поэтичные и художественно тонкие повести — «Белые ночи» и «Неточна Незванова». В «Белых ночах» выведен молодой герой-мечтатель, впечатлительный, сентиментальный, добрый и необычайно одинокий. Единственный его друг — Петербург. Несмотря на уединение, он духовно богат. Чтение книг распаляет его фантазию, в его голове благодаря воображению и мечтам возникают романы. Однажды на одной из петербургских улиц он спасает девушку от преследования неизвестного. Незнакомка оказалась сиротой. Настенька но натуре веселая, жизнерадостная девушка. Герои исповедуются друг другу. Мечтатель рассказывает Настеньке о своих снах, необычных, воображаемых мирах, которые кажутся ему прекраснее действительности. Влюбившись в Настеньку, герой открывает, что живет он не настоящей жизнью, а преступной. Кажется, что душа его устремляется навстречу живой жизни. Но длится это недолго. Настенька и Мечтатель решают пожениться, но появляется прежний возлюбленный Настеньки, а Мечтатель остается один. Он не обижается и благодарит судьбу за подаренное ему счастье. Настя уходит в жизнь, к людям, порывая с уединением. Мечтатель вновь погружается в мир сновидений и фантазий.

На следующий год после создания «Белых ночей» правительство узнало о кружке петрашевцев, к которому принадлежал Ф. М. Достоевский, и учинило его разгром. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым.

Восемь лет провел Ф. М. Достоевский в крепости, на каторге, заболел эпилепсией, служил в армии, только в 1857 году был произведен в офицеры и через два года вышел в отставку. После освобождения написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», а позднее — книгу о каторге «Записки из Мертвого дома».

В духовном развитии Достоевского произошел глубокий перелом. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. е. по образцу европейских буржуазных демократий, то после каторги он видит дорогу России в обращении к патриархальности как подлинной национальной демократии, основанной на православной вере.

Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, но мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви. Следовательно, Российское государство, по мнению писателя, должно быть религиозно-светским, где решающая роль принадлежит вере. Только вера сулит общее согласие, содружество, взаимопомощь. Обретение веры означает обретение почвы. Преодоление разобщенности примирит народ и интеллигенцию, оживит братские чувства. С этих позиций Достоевский приступает к изданию журналов «Время», потом «Эпоха».

В 1862 году писатель впервые уезжает за границу, путешествует по Западной Европе.

Ф. М. Достоевский становится признанным мастером, автором значительных произведений — «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Во всех романах Достоевского русский человек и Россия в целом подвергаются испытаниям.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, «Италии.

Свое творчество писатель сосредоточил на психологии человека, борьбе в нем двух противоположных сил, Божеского и дьявольского начал. Например, герой романа «Идиот» князь Мышкин близок к идеалу, а в романе «Бесы» представлена иная сила — «сонмище дьяволов». В Иване Карамазове («Братья Карамазовы») борются два начала, и победа не достается ни одному из них.

На протяжении всей жизни, хотя и с перерывами, Достоевский вел «Дневник писателя». Печатал в газете-журнале «Гражданин» свои фельетоны, очерки, полемические заметки.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО


Достоевский при жизни своей не пользовался таким признанием, как Тургенев, Гончаров и Лев Толстой. Современники не могли отрицать в Достоевском его «жестокого таланта», но им казалось, что его романы обременены излишними подробностями, мучительны психологической сложностью и лишены той поэтической «красоты», которая пленяла их в пейзажах и образах Тургенева и прочих любимцев интеллигенции ХТХ века. И сам Достоевский, сознавая свои огромные творческие силы, вовсе не был уверен, однако, в том, что его романы совершенны, и признавался в своих «неудачах», объясняя их теми трудными жизненными условиями, в каких ему приходилось работать. «Если бы вы знали, как тяжело быть писателем, то есть выносить эту долю!» — писал Достоевский своей племяннице... «Верите ли, я знаю наверное, что будь у меня обеспечено два-три года для романа, как у Тургенева, Гончарова или Толстого, и я написал бы такую вещь, о которой сто лет спустя говорили бы!»

Достоевский не предвидел, что спустя сто лет его «несовершенные» романы приобретут мировое значение и его имя будут произносить, как равное именам Данте и Шекспира.

В процессе создания произведения весь центр тяжести у Ф. М. Достоевского был перенесен на первоначальные творческие искания. Он был всегда во власти каких-то огромных творческих бурь. Главный творческий процесс заключается в том выборе, какой сделать предстояло мастеру среди множества образов, идей, характеров и других элементов художественного произведения...

Как только первоначальные творческие усилия выясняли для самого Достоевского идейный центр произведения и доминанту художественных мотивов, он принимался за свои «ночные» программы... По этим записям он диктовал днем стенограммы, а на другой день исправлял подготовленный Анной Григорьевной текст и отдавал ей же для окончательной переписки, а иногда и сам переписывал. Такова была техника его работы.

Ф. М. Достоевский, по свидетельству очевидцев, был великолепный чтец, вдохновенный интерпретатор художественных произведений, и его диктовка представляла нечто вроде театрализованных импровизаций, что вполне отвечало особенностям его поэтики, формам его романов-трагедий, где все было сценично.

Застенчивый и неразговорчивый в чужом обществе, Достоевский мог, однако, если тема разговора для него была интересной, говорить с увлечением и мастерством и покорять умы, как вдохновенный импровизатор.

Анна Григорьевна была не только его стенографисткой, но и его благодарной и восхищенной слушательницей. Он импровизировал текст, руководствуясь подготовленными планами, как сценарием.

«И этот проникновенный, страстный голос до глубины потрясал нам сердца... Не я одна, весь зал был взволнован. Я помню, как нервно вздрагивал и вздыхал сидевший подле меня незнакомый мне молодой человек, как он краснел и бледнел, судорожно встряхивая головой и сжимая пальцы, как бы с трудом удерживая их от невольных рукоплесканий. И как, наконец, загремели эти рукоплескания...»; «Слово очарование даже не вполне выражает впечатление, которое он произвел. Он как-то скорее околдовал, лишил покоя»,— писали современники.

Достоевский видел в истории глубокий смысл. Он не забывал того, что человек отвечает не только за свое личное поведение, но и за судьбу всего поколения. Бытие, по Достоевскому,— трагический театр. И эти его взгляды определяли его поэтику, его повествовательный жанр, его романы-трагедии.

Если мы обратим внимание на композицию его романов, мы тотчас увидим, что в ее основу всегда положена некая динамическая система, рассчитанная на все разрешающий финал, как в драмах Софокла, Кальдерона или Шекспира. И гак же как великие драматурги, Достоевский озабочен всегда не только судьбою героя — Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Подростка, Алеши и других, но и судьбою Человека, не какого-то отвлеченного человека, но именно реального и живого «Адама», так как лучшего символа, чем библейский образ, в данном случае придумать нельзя для разъяснения мироощущения Достоевского.

Художник черпал материал из самых разнообразных источников. Важно напомнить, что сам Достоевский считал себя «реалистом в высшем смысле» и неоднократно подчеркивал это. Итак, Достоевский черпал из действительности нужный ему материал, руководствуясь своей теорией «реализма в высшем смысле».

Наибольший интерес представляли для Достоевского политические процессы. Мы отмечаем острый интерес Достоевского к «злобе дня». Этим объясняется его излюбленный прием — пародии, шаржи, карикатуры. Не менее важный материал для своих романов находил Достоевский в своей собственной биографии.

Достоевский как критик — это, конечно, совсем особая тема, но в плане изучения его поэтики будущим исследователям придется с нею считаться. Художник дал блестящие образцы критического жанра. Достаточно указать на его речь о Пушкине, на этюды, посвященные Некрасову, Лермонтову, Жорж Санд, Льву Толстому, и на множество отдельных замечаний, относящихся к Сервантесу, Гёте, Шекспиру, Байрону, Шиллеру.

Суровому и острому языку Ф. М. Достоевского соответствует и петербургский урбанистический пейзаж. Особенность пейзажа Достоевского заключается в его чрезвычайной скупости, лаконичности и, что самое важное, в его неразрывной связи с человеком. Исследуя его черновые записи к большим романам и в связи с его биографией, мы убеждаемся, что Достоевский всю свою жизнь мечтал написать огромную эпопею о Человеке.

По книге Г. Чулкова «Как работал Достоевский»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы прочитали небольшие выдержки из книги Георгия Чулкова «Как работал Достоевский». Подумайте об особенностях работы великого писателя (творческие искания, подготовка материала, переписка, чтение, обсуждение; и пр.). Расскажите об этом.

2. Что тревожило Ф. М. Достоевского? Что Вы можете рассказать об интересе писателя к истории, пейзажу, портрету, языку? Приведите примеры из романа «Белые ночи».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика