Главная |
Пушкин А.С. |
|
|
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. |
|
|
Д.Д.Жилинский. Портрет
В.А.Фаворского, 1961.
Волгоградский музей
изобразительных искусств
имени И.И. Машкова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837) |
Иллюстрации В.А.Фаворского*
к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина |
"Маленькие трагедии", написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Они были написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине. По словам В.А.Фаворского, "Маленькие трагедии" – это кубок, наполненный страстями, "громокипящий кубок". |
|
Барон в подвале. Иллюстрация к "Скупому рыцарю" А.С. Пушкина. "Маленькие трагедии" |
|
|
Моцарт играет Реквием. Иллюстрация к "Моцарту и Сальери" А.С. Пушкина. "Маленькие трагедии" |
|
|
Обморок Доны Анны. Иллюстрация к "Каменному гостю" А.С. Пушкина. "Маленькие трагедии" |
|
|
На кладбище. Иллюстрация к "Каменному гостю" А.С. Пушкина. "Маленькие трагедии" |
|
|
Пирующие. Иллюстрация к "Пиру во время чумы" А.С. Пушкина. "Маленькие трагедии"
"Сцену пира обычно изображают как пиршество "золотой молодежи". Я изобразил мещан. Они по-разному переживают чуму. Председатель вдохновлен моментом.
Тут есть молодой человек, одобряющий Председателя; и человек, чутко воспринимающий окружающее; и человек, занятый снедью." |
|
*Фаворский Владимир Андреевич (1886 – 1964) – гравер и живописец. Мастер станковой книжной графики, художник-монументалист; в 1921–48 преподавал в высших художественных учебных заведениях Москвы. Народный художник СССР (1963).
Создатель гравюр на дереве к двум изданиям "Слова" – 1938 и 1952 и к одному неосуществленному изданию.
__________
Пушкина художник иллюстрировал всю жизнь. Фаворский считал, что первой его книгой, которую он делал сам, полностью, как вещь, был изданный в 1929 году
«Домик в Коломне» А. С. Пушкина. В это время уже начинает обрисовываться подход В. А. Фаворского к оформлению книги, развитый им впоследствии. Он говорил:
«Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу». Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента
и заставок. Важно отметить то значение, которое имеет в общем строе книги, как единой композиционной структуры, ксилография. Пластические качества
гравюры, её соответствие содержанию и материалу издания В. А. Фаворский всегда использовал с максимальной выразительностью и с большим тактом.
В 1961 году В. А. Фаворский подготовил иллюстрированное издание «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина, которое стало одним из лучших образцов книжного
искусства XX века. Это последняя работа Фаворского, итог творческого пути большого мастера. За иллюстрации к «Маленьким трагедиям» и другим произведениям русской
классики В. А. Фаворский в 1962 году получил Ленинскую премию.
Впервые мастеру было предложено выбрать литературное произведение и формат издания, что обусловило изобразительную свободу художника. Книга имеет подчеркнуто
горизонтальный строй, связывающий четыре произведения. Все ее элементы, по словам художника, служат для выражения ее серьезности, той страстности человеческих
чувств, которой она полна.
Иллюстрации к «Каменному гостю» можно отнести к шедеврам творчества В. А. Фаворского. Ужин у Лауры и сцена дуэли, расположенные
через несколько страниц, то есть разделенные поступательным движением литературного времени, наделены внутренней временной и пространственной взаимосвязью.
Подчеркнутая статичность первой сцены взрывается стремительным ритмом сцены дуэли, в которой совмещены элементы предшествующего действия, настоящей и
грядущей развязки. Неубранный стол на переднем плане напоминает о только что закончившемся спокойно ужине; следующий план – молниеносный поединок
(как у Пушкина) – порывистое настоящее; далее – Лаура, отвернувшаяся от ужаса происходящего, но так, что изобразительно она как бы прижимается к
голове Дона Гуана – это то, что последует сразу же после дуэли; и наконец, тень от руки и эфеса шпаги Дона Гуана, превращенная в зловещий крест, нависший
над всем происходящим, – это и есть развязка трагедии. Так в гравюрах художника «время входит в композицию, и композиция становится сложной, многоплановой».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|