Главная |
|
Зарубежная литература |
|
|
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях,
документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
Урок 84. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды
Урок 85. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского
Уроки 86-90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
УРОК 84
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: ЖИЗНЬ, СУДЬБА,
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ,
ИДЕЙНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Цель:
ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности мировоззрения писателя
с его произведениями; совершенствовать умения и навыки составлять конспект, план, хронологическую таблицу жизни
и творчества писателя; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки.
Оборудование:
учебник, фотографии Ф. М. Достоевского, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают, составляют тезисы, хронологическую таблицу о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об идейных и эстетических взглядах
Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Анализ контрольных сочинений
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является
выразителем национального духа, и они обязательно назовут Ф. М. Достоевского, который уже несколько десятилетий разделяет первые места с Л. Н. Толстым
и А. П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.
Фёдор Михайлович Достоевский занимает уникальное место в мировой культуре как писатель-философ, в творчестве которого раскрывались фундаментальные проблемы
и основополагающие противоречия человеческого бытия. Это писатель, у которого своё открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное
выражение. Это человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества. Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии
духа,— это темы истории, этики, религии. Не получив систематического философского образования, Ф. М. Достоевский очень много читал, впитывая в себя чужие идеи
и откликаясь на них в своих размышлениях. Его «Дневник Писателя», оригинальный по своему стилю, заполнен художественными этюдами.
Фёдор Михайлович прожил трагическую жизнь. Его одиночество было безгранично. Гениальные проблемы писателя были недоступны современникам:
они видели в нём только проповедника гуманности, певца бедных людей, «униженных и оскорблённых». Никто не увидел то, что и гуманизм у Достоевского
особенный: человек для него — микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого всё вращается. В человеке — загадка мировой жизни. Решить вопрос о человеке —
значит решить вопрос о Боге. Сам автор «Преступления и наказания» был такой же загадкой для своих современников.
Сегодня мы проведём экскурс по жизни и творчеству писателя, чтобы понять гениальную личность, книги Достоевского, вошедшие в мировую классику, понять великое
творение Фёдора Михайловича Достоевского — роман «Преступление и наказание», который занимает важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой
литературе…
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя (с элементами беседы)
— Собственная судьба Достоевского изобиловала драмами. «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьёй, с детства оскорблённые неблагообразием своих
отцов и среды своей…» — писал он. Л. Н. Толстой о Ф. М. Достоевском сказал, что это «человек, который весь борьба».
Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств — вот что свойственно духовной
жизни писателя, вот что воплотилось на страницах его произведений. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина
вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»,— утверждал Ф. М. Достоевский.
• Как вы понимаете эти слова писателя-философа? О какой истине идёт речь?
• В Евангелии Понтий Пилат спросил у Христа: «Что есть истина?» Как вы думаете, почему Христос ничего ему не ответил?
Комментарий.
Если учащиеся затрудняются ответить, то следует напомнить им, что во время своей проповеди Христос сказал: «Я есть путь и Истина». Истина
для христиан — это не теория, не формула, не вселенский закон, а Христос. Эта Истина пишется с большой буквы, она живая, и ради неё Ф. М. Достоевский готов
был отречься от всех истин объективной реальности. Эта Истина — тот компас, с которым писатель сверялся, когда создавал свои гениальные произведения.
2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Ф. М. Достоевского.)
Хронологическая таблица жизни и творчества
Ф. М. Достоевского |
Дата |
Событие |
30 октября (11 ноября) 1821 г. |
Рождение в Москве, в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского |
1837–1843 гг. |
Учёба в Главном инженерном училище в Петербурге |
1844 г. |
Написание романа «Бедные люди», знакомство с В. Г. Белинским
и И. И. Панаевым |
1849 г. |
Арест по делу петрашевцев, вынесение смертного приговора, замена приговора
на каторгу и солдатскую службу |
1850–1859 гг. |
Отбывание каторжных работ (до 1854) и военная служба в Семипалатинске |
1861–1863 гг. |
Издание журнала «Время» |
1863–1865 гг. |
Издание журнала «Эпоха» |
1865–1866 гг. |
Написание и публикация романа «Преступление и наказание»; написание романа «Игрок»
|
1868 г. |
Выход в свет романа «Идиот» |
1872 г. |
Издание романа «Бесы» |
1873 г. |
Начало «Дневника писателя» |
1875 г. |
«Подросток» |
1876 г. |
«Кроткая» |
1877 г. |
Избрание членом-корреспондентом Академии наук по отделению
русского языка и словесности |
1879–1880 г. |
Выход романа «Братья Карамазовы» |
28 января (9 февраля) 1881 г. |
Кончина Ф. М. Достоевского |
|
3. Сообщение учителя
об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Творчество Фёдора Михайловича Достоевского принадлежит к числу наиболее сложных и противоречивых явлений русской литературы второй половины XIX в.
Начавший свою деятельность под воздействием передовых демократических идей 40-х гг., испытавший влияние В. Г. Белинского, осуждённый
в молодости на каторгу за участие в социалистических кружках петрашевцев, Ф. М. Достоевский позднее разошёлся с деятелями русского освободительного
движения.
В 60–70-х гг. он выступил как противник великих русских революционеров-демократов, как проповедник покорности и смирения.
Понимая, что миром правит зло, писатель утверждает, что мир может спасти лишь сострадание, милосердие и любовь. Достоевский провозгласил на весь мир,
что «любовь спасёт мир»: к ближнему, к Богу, к любимому, к природе, к жизни.
Писатель проповедовал духовное возрождение людей и общества в силе бесконечной и всеобъемлющей любви для осуществления вселенского царства правды на
земле, и проповедовал он это живее, сильнее, чем кто-либо из современников.
Нравственное совершенство для писателя есть истина и любовь; но истина на первом месте. Истине противостоит ложь. Рабы лжи — Пётр Верховенский
в «Бесах», Ракитин в «Братьях Карамазовых».
После истины важна любовь. Истинная любовь — это любовь Сони в «Преступлении и наказании». Конечно, она состоит и из сострадания, но не только: Соня
всё крепче соединяется с Раскольниковым, разделяет с ним наказание и своей любовью спасает его.
Практически в каждом герое или героине можно увидеть черты Христа: кротость, смирение, любовь, беззаветная и всепоглощающая, доброта, красота
внутреннего «я», духовного мира. Вся жизнь персонажей зависит от решения религиозной проблемы, поэтому вера — действительно основополагающая в романах Достоевского.
Вера в Бога и Провидение всегда спасала и поддерживала Достоевского в трудные минуты его личной жизни. И в своём мировоззрении писатель, как
всякий настоящий христианин, выводил все мировые ценности, придающие жизни смысл и обеспечивающие конечную победу добра, из положения, что Бог
существует, что Он — Творец мира.
И по Достоевскому, главной личностью, приблизившей мир к этой спасительной точке, стала личность Иисуса Христа. Этот поиск «положительно-прекрасного человека»
занимает основную, основополагающую часть в творчестве Достоевского.
4. «Умники и умницы»:
работа с документальными материалами (в парах)
У ч и т е л ь.
Вам предлагается попробовать свои силы в художественном творчестве, где, как вы знаете, главную роль играет воображение, то есть умение представить себе,
увидеть действующих лиц, обстоятельства, мизансцены в живых картинах. Для предлагаемой работы ни героев, ни событий выдумывать не надо: они
«заданы» документальным материалом. Требуется эти факты представить в виде «живой сцены», в которой можно почувствовать и настроение, и атмосферу
происходящих событий (не прямыми оценками, а художественными средствами — лексикой; эпитетами, метафорами, сравнениями, конструкцией предложений и т. п.).
Прочитайте данные ниже документы. Анализируя их, ответьте на вопросы.
• Каким вы видите здесь Ф. М. Достоевского?
• Почему власти признали его крайне опасным?
• Какие детали в документах показались вам особенно интересными?
• Какой общий заголовок вы дадите этому материалу? Опираясь на документы, попробуйте создать живой, образный рассказ о данном периоде жизни
Ф. М. Достоевского.
Документ первый
III отделение собственной его императорского величества канцелярии С.-Петербург
22 апреля 1849 года № 675
Г. Майору С.-Петербургского жандармского дивизиона Чудинову
По высочайшему повелению предписываю Вашему Высокоблагородию завтра, в четыре часа пополуночи, арестовать отставного инженер-поручика
и литератора Фёдора Михайловича Достоевского… При сём случае вы должны строго наблюдать, чтобы из бумаг Достоевского ничего не было скрыто…
Ежели при опечатании бумаг и книг Достоевского он будет указывать, что некоторые из оных принадлежат другому какому-нибудь лицу, то не обращать
на таковое указание внимания и оные также опечатать. При возлагаемом на вас поручении вы обязаны употребить наистрожайшую бдительность и осторожность под
личною вашею ответственностью…
Генерал-адъютант граф Орлов
Документ второй
ПРИГОВОР
Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от дворянина Плещеева (подсудимого) копию с
преступного письма литератора Белинского — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского… Достоевский был
у подсудимого Спешнева во время чтения возмутительного сочинения поручика Григорьева под названием «Солдатская беседа».
А потому военный суд приговорил его, отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма
Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева,— лишить… чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.
Документ третий
Отставного поручика Достоевского… лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет.
Заключение генерал-аудитора.
Резолюция Николая I: «На четыре года, а потом рядовым».
Документ четвёртый
ИЗ ПИСЬМА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО БРАТУ
Брат, любезный друг мой! всё решено! Я приговорён к четырёхлетним работам в крепости (кажется Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня, 22 декабря, нас
отвезли на Семёновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головой шпаги и устроили
наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызвали по трое, следовательно, я был во второй очереди,
и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моём, я тут только узнал, как
люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой. Привязанных к столбу привели
назад и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Расскажите о молодости Достоевского и об эпохе, в которую она протекала.
Закономерно ли было его обращение к литературе как основной профессиональной деятельности, с которой он связывал все свои надежды?
• Почему Некрасов и Григорович, прочитав роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», заявили Белинскому: «Новый Гоголь родился!»?
• Подумайте, почему в докаторжный период в Ф. М. Достоевском совмещалось христианство с увлечением утопическим социализмом? Почему после
каторги такое совмещение стало невозможным?
• Почему пять главных романов Достоевского («Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») принято называть
«великим пятикнижием»?
• Что общего у романов Достоевского с библейским Пятикнижием Моисея?
VI. Домашнее задание
1. Написать эссе: «Согласны ли вы с утверждением Ф. М. Достоевского, что красота спасёт мир?» Своё мнение аргументировать.
2. Подготовить рабочие материалы на тему «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского».
Следующий урок: Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|