Главная |
|
Зарубежная литература |
|
|
Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР.
— М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского
Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: история создания, жанр, особенности композиции
Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе
Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль
в романе
Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа
Достоевского
УРОК 86
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР,
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Цель:
ознакомить учащихся с историей создания романа «Преступление и наказание»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; воспитывать
личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую
принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Оборудование:
учебник, текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об истории создания, жанре, композиции романа «Преступление и наказание»; составляют тезисы; участвуют в беседе, в дискуссии.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа
• Каким мы видим Петербург в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова? В чём принципиальное отличие образа
Петербурга у Ф. М. Достоевского?
• С помощью каких художественных средств изображает Петербург Ф. М. Достоевский?
• Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?
• Можно ли считать Петербург персонажем романа? Почему?
• Могла ли история преступления и наказания, описанная в романе, действительно произойти?
• Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского «Я — дитя века»?
• Какие герои и проблемы века поднимаются в романе?
|
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— По словам автора романа, в его произведении есть намёк на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает
преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам требует этого наказания. Достоевский поставил цель наглядно выразить
эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.
Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой
в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность. Давайте же убедимся в этом.
IV. Работа над темой урока
1. Слово учителя о художественном своеобразии стиля Достоевского
(устный журнал)
(Учащиеся составляют план.)
— «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для
меня иногда составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод сам писатель.
Действительно, эпитет фантастический в том значении, в котором его употреблял Ф. М. Достоевский, достаточно чётко характеризует отличие его прозы от
критического реализма Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие
начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое.
Фантастично и само построение сюжета «Преступления и наказания». Если в обычном детективе весь интерес повествования заключён в разгадке
тайны преступления, то «Преступление и наказание» представляет собой некий антидетектив, где преступник известен читателям с самого начала. В его
тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвящённые, видя
невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною.
Художественное время романа также не поддаётся обычному измерению. С одной стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой — иногда
вообще перестаёт ощущаться, «гаснет в уме» героев. Трудно поверить, что всё сложное действие романа вмещается в рамки двух недель. Ритм времени то замедляется,
то бешено ускоряется. В течение одного дня часто свершается столько событий в жизни героя, сколько реальному человеку достало бы на целую
жизнь. Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и развёрнутыми описаниями душевного состояния героев.
Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою
позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться.
Ф. М. Достоевский замыслил повесть «Преступление и наказание» как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал — добра и зла —
в сердце человеческом, Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжёг уже почти
завершённую повесть и взялся за роман.
|
2. Самостоятельное ознакомление учащихся со статьёй учебника об истории создания романа «Преступление и наказание» (работа в парах)
3. Составление тезисных записей:
«Сюжет, композиция, жанр романа “Преступление и наказание”»
(с опорой на рассказ учителя и теоретический материал учебника)
Предполагаемая запись
Жанр романа
• Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается
в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.
• Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.
• «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией,
одним из величайших философско-психологических романов.
• В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы
напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений
и противоречивых поступков.
4. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах с раздаточным материалом)
• Прочитайте развёрнутую характеристику, которую Ф. М. Достоевский дал первоначальной идее романа «Преступление и наказание» в письме издателю журнала
«Русский вестник» М. Каткову.
Достоевский писал ему, что идея произведения «не может ни в чём противоречить» направлению журнала, «даже наоборот»,— и дальше развёрнуто характеризовал саму идею.
Вы уже дочитали роман до конца, и сможете сказать, не изменилась ли эта идея в процессе создания романа, и если да, сформулируйте его идею в окончательном виде.
Карточка
«Это — психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета,
мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным»
идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги
на проценты… «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д.— эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от
сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью,— докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь
быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление»… Ему — совершенно
случайным образом — удаётся совершить своё преступление и скоро, и удачно…
Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают
его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание
за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на
самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.
5. Работа с символикой цвета и чисел в романе (в парах, с раздаточным материалом)
Карточка № 1
Жёлтый цвет
в романе «Преступление и наказание» |
Раскольников |
Жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; «Тяжёлая, желчная, злая
улыбка змеилась по его губам» |
Соня |
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями» |
Порфирий Петрович |
Мебель из «жёлтого отполированного дерева» |
Свидригайлов |
Жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой |
Старуха-процентщица |
Одета в «истрёпанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена
мебелью из жёлтого дерева |
Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает
атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности |
|
Карточка № 2
Число «три» в романе «Преступление и наказание» |
Марфа Петровна |
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. Три раза приходила к Свидригайлову |
Соня |
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Катерине Ивановне выложила тридцать целковых. В её комнате три больших окна |
Свидригайлов |
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Соне три билета |
Раскольников |
Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трёх шагах от стола |
Дуня |
Стреляет в Свидригайлова в трёх шагах |
Разумихин |
Три часа дожидается, пока проснётся Раскольников |
|
Карточка № 3
Число «семь» в романе
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 —
это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, относящегося к числам мирового порядка.
Вывод: число 7 является символом союза Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Число «семь»
в романе «Преступление и наказание» |
Роман |
Состоит из 6 частей и эпилога |
1-я и 2-я части романа |
Состоят из 7 глав |
7 часов вечера |
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает
убийство старухи-процентщицы |
7 лет каторги |
Такой срок определён в качестве наказания герою романа |
7 лет |
Прожил Свидригайлов со своей женой Марфой Петровной |
Раскольников в 7 лет |
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком |
|
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
У ч и т е л ь.
В своей статье о романе «Преступление и наказание» Д. Мережковский писал: «Самая разрушительная из всех страстей — это фанатизм. Ни
один из пороков не заглушает в такой мере голоса совести… Есть что-то в самом
деле ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи… Жизнь, страдание людей — для них ничто, теория, логическая формула — всё…»
• Согласны ли вы с мнением Д. Мережковского в определении того, какая из
страстей самая разрушительная? Может ли с этой страсть соперничать в своей разрушительности какая-нибудь другая: любовная страсть или страсть
к наживе? Своё согласие или несогласие с автором высказывания тщательно обоснуйте.
VI. Домашнее задание
Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» (семья Мармеладовых, семья Раскольниковых).
Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|