Урок № 1. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.
Урок № 2. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков
УРОК 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Цель: выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса;
охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в.,
выявить основные этапы развития русской классической
литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
Оборудование: учебник; раздаточный материал; выставка произведений, изучаемых в 10-м классе; репродукции картин
(К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу»); «Читательская анкета» (для каждого ученика).
Тип урока:
комбинированный урок; урок-лекция.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9-м классе;
анализируют историческое развитие России в XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений
и жанров.
Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем нам надо уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и слышать, наблюдать
явления, передавать состояние, сопоставлять и делать выводы, выражать словом
свои ощущения, находить нестандартные решения. А ещё… чувствовать и наслаждаться. А значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы.
Об этом — слова известного русского писателя Владимира Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены к нам, живущим в ХХI в.,
и призывают они нас открыть для себя вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы продолжается.
В «летописи эпох», представленной в художественных произведениях, которые вы будете изучать в этом учебном году, русские писатели XIX в. раскроют вам
свои сердца, доверят свои чувства и мысли, поделятся своим духовным опытом. Они помогут нам разобраться в себе, сформировать свой взгляд на мир,
определить шкалу духовно-нравственных ценностей.
III. Актуализация опорных знаний
Выявление уровня читательского интереса:
самостоятельное заполнение «Читательской анкеты» (письменно)
У ч и т е л ь.
Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему именно умение читать является одной из уникальных особенностей человека
разумного? Что ищем мы в художественных произведениях? Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.
Читательская анкета
1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С какой целью вы читаете книги?
а) Познаю мир и себя в нём;
б) хочу быть эрудированной личностью;
в) хочу хорошо учиться;
г) хочу развлечься.
2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
«Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми
сладкими волнениями её, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не
понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».
3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?
4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?
5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе:
«…каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит ещё и себя самого».
6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.
7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
а) Научная фантастика и фэнтези; б) произведения о современниках;
в) произведения о дружбе и любви; г) развлекательная литература;
д) произведения о природе; ж) приключения и детективы;
к) исторические произведения; л) другие произведения.
8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.
9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х. Л. Борхеса о том, что
«книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств;
книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память.
Этому диалогу нет конца…»? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.
IV. Работа над темой урока
1. Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
• Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?
• В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?
• Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?
2. Ознакомление со структурой учебника
и спецификой курса литературы для 10-го класса
3. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую литературу начала XIX в.
Основное художественное направление этого периода — романтизм (в переводе с франц.— фантастическое). Романтизм отражает мироощущение,
берущее свои истоки со времён Великой французской революции. Это был период гигантских общественных потрясений и национально-освободительных
войн. А значит — время великих ожиданий и решительных перемен.
Крайняя неудовлетворённость действительностью, мечта о переустройстве мира, стремление найти обобщённый идеальный образ стали сутью романтического
искусства. Писатели-романтики в своих произведениях, раскрывая существующие противоречия общества, основное внимание уделяли анализу
переживаний и мыслей отдельной личности. Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью —
определяющие черты романтизма.
Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти всех крупных писателей первой половины XIX в. Особых вершин романтизм достигает
в наследии таких виднейших представителей европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия),
Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша), В. Гюго и Жорж Санд (Франция).
Своеобразие русского романтизма. В это же время в тесной взаимосвязи с западной литературой развивается и русский романтизм, у истоков которого
стоят такие поэты, как Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Автора известных
баллад «Людмила» и «Светлана» называли «русским эхом» западноевропейского романтизма, а его фраза «Жизнь и поэзия — одно» стала
творческим кредо чуть ли не всех писателей-романтиков.
Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности.
В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин показал любовь к старине, передал разнообразие чувств молодого человека своего времени.
Романтизм в России напрямую был связан с историческими событиями, происходившими в стране. Так, существенное влияние на развитие русской литературы
первой половины XIX в. оказала война русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная война 1812 г. пробудила национальное
самосознание в обществе. Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые самодержавием, стали распространённым явлением того времени.
Неудачное восстание прогрессивного дворянства против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Петербурге, жестокая казнь зачинщиков государственного
переворота и последующая эпоха безвременья способствовали углублению романтических идей и настроений в творчестве русских писателей, а также появлению
реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной особенностью реализма становится художественное осмысление взаимодействия
личности и общества, стремление отобразить закономерности развития действительности, типизация характеров и обстоятельств.
Реализм (в переводе с лат. — действительный) — литературное направление, целью которого было, по словам известного французского писателя
О. де Бальзака, «указать обществу на его язвы».
Художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии — вот основные черты реализма.
В отличие от романтизма, который сосредоточивал внимание на внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема влияния жизненных
обстоятельств на формирование характера личности. Литература становится способом познания человеком себя и окружающего мира, поэтому принцип
правдивости изображения реальной действительности осознаётся как критерий художественности произведения.
В первые десятилетия XIX в. реализм нашёл своё воплощение в баснях И. А. Крылова и бессмертной
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению литературного критика В. Г. Белинского, «глубокою истиною русской жизни».
Однако настоящим основоположником реализма в русской литературе стал А. С. Пушкин, сумевший в своих произведениях раскрыть
суть важнейших явлений русской действительности во всём её многообразии, сложности и противоречивости.
4. Ознакомление со вступительной статьёй
учебника по теме урока
5. Составление периодической таблицы
«Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.»
(работа в парах)
Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в. |
Период |
Описание |
Конец 1790-х — 1800-е гг. |
Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина.
Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы»,
«галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) |
1810-е гг. |
Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией
В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм»
К. Н. Батюшкова |
1820–1830-е гг. |
Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина.
«Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь |
|