Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. А. Ахматовой
работы Ю. П. Анненкова. 1921 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы

Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин

Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием»

Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»


УРОК № 56
Тема.
А. . А. Ахматова.
Судьба России и судьба поэта в лирике.
Ахматова и Пушкин

Цель:
показать учащимся, как в поэзии исполнена гражданская и поэтическая миссия А. А. Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением; воспитывать способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
Оборудование: учебник, сборники стихов А. А. Ахматовой, раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой, соотносят её с творчеством поэтессы; выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Каким виделся внутренний облик Ахматовой её знаменитым современникам — поэтам Н. С. Гумилёву, А. А. Блоку, Фёдору Сологубу, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму?
• Чей стихотворный портрет поэтессы показался вам особенно выразительным, совпадающим с вашим представлением о личности А. А. Ахматовой?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Анна Ахматова и её творчество — случай уникальный как в русской, так и в мировой поэзии: выпустив первую книгу в 1912 г., свою итоговую поэму — «Поэма без героя» — Ахматова завершила к 1962 г. и до самой последней минуты своей долгой жизни продолжала писать стихи и драму «Энума Эниш». Ею была не только прожита долгая жизнь, но и годы её долгой жизни пришлись на все события XX в.

Вступив в литературу в начале века, Ахматова стала наиболее ярким представителем поэзии этого времени. Жизнь складывалась так, что поэтесса могла бы уехать за границу и оказаться в эмиграции. Её звали и уговаривали покинуть Россию с кровопролитной Гражданской войной. Но она ответила с достоинством русского поэта, осознающего, что потеря родины для него невозможна. С полным осознанием своего места в жизни народа она скажет впоследствии: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был…».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Особое место в творческом наследии А. А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. Поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией.

Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Темы родины и народа для неё — не абстрактные, ибо её личная судьба была тесно связана с их судьбами. Уникальность лирики Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что великая русская поэтесса, по словам Осипа Мандельштама, вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».

Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошёл через испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, её окружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица»,— сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать.

Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже (в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем. Перед нами поэтесса, ощутившая ответственность своего искусства перед эпохой, готовая идти на жертвы и полагающаяся лишь на силу и власть поэзии.

Чтение заранее подготовленной учащейся наизусть
стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Как видим, для Ахматовой важнейшее значение имеет чувство высокой моральной ответственности перед своими современниками. К такому пониманию искусства и своего места в современности она подошла в 1917 г. и написала стихотворение «Мне голос был…».

Чтение заранее подготовленной учащейся наизусть
стихотворения «Мне голос был…»

2. «В поэтическом салоне»:
выразительное чтение и аналитическая работа
с текстами стихотворений А. А. Ахматовой
(в группах)

А) 1-я группа. Стихотворение «Молитва»

• Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало.
• Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряжённости.
• Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой?
• Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерно велика любовь поэтессы к родине.
• Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием.
• Почему «песенный дар» назван здесь «таинственным»?

Обобщение учителя

— «Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлечённым. Кровная связь с нею ощущалась с обострённой резкостью в самую тяжёлую — для страны и её поэта — пору. Пожалуй, впервые это было осознано с началом Первой мировой войны, когда в судьбу Ахматовой… вошла история. В стихотворении “Молитва”, поражающем силой самоотречения, поэтесса молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России всё самое дорогое — свою жизнь и жизнь своих близких.

Не случайно обращение к жанру молитвы там, где речь идёт о судьбе родины… Молитвенный настрой, доходящий порой до экстаза, наделён знаковой функцией; он знаменует накал переживания, стирающего в своей ауре границу между “здесь” и “там”. Атрибуты веры сближают земную, человеческую драму с легендой, притчей, и то, что поначалу кажется обыденным, получает сверхнатуральную мерку»,— таково мнение И. Н. Гурвич.

Б) 2-я группа. Стихотворение «Мне голос был»

• Какие строки свидетельствуют о стойкости лирической героини, её решимости остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно.
• Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул Родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?
• Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
• Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора.
• Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.
• Как сейчас в изменившихся политических условиях мы воспринимаем идею этого стихотворения?

Обобщение учителя

— «В стихотворении “Мне голос был” Ахматова по существу (и впервые) выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма,— жест этот почти зрительно создаётся интонацией стиха,— всё в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление» (А. И. Павловский).

В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт-гражданин, поэт-патриот. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и так далее. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в.

В) 3-я группа. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»

• Какова основная мысль (идея) стихотворения?
• С помощью каких изобразительно-выразительных средств передаётся образ Родины?
• Можно ли утверждать, что данное стихотворение обличает события 20-х гг. XX в.?
• Кто лирический герой, каково место автора в данном стихотворении?
• Как вы понимаете последние 2 строки этого стихотворения?

Обобщение учителя

— Стихотворения «Мне голос был» и «Не с теми я, кто бросил землю…» являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции, которая осталась со своей страной и со своим народом. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала позором покинуть её в годину тяжёлых испытаний.

Именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы. Так было в 1917 г., ознаменованном стихотворением «Мне голос был», так было и в 1920-х гг. («Не с теми я, кто бросил землю…»).

Г) 4-я группа. Стихотворение «Приморский сонет»

Комментарий.

Данное стихотворение А. А. Ахматовой написано в жанре сонета. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твёрдую, веками заданную форму: 14 строк (два четверостишия, два трёхстишия). И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Сонет — стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по известной логической схеме: тезис, антитезис, синтез. Строгость и краткость формы сонета диктуют и тип речи, и тематику. Задача поэта — поделиться мыслями с читателем.

• О чём рассуждает поэтесса?
• Как решается центральная в стихотворении тема смерти?
• Какие образные детали позволяют ощутить дорогу «не скажу куда» как светлую?
• Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности?
• Сопоставьте стихотворение А. А. Ахматовой с пушкинским «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В чём обнаруживается близость поэтов при обращении к теме жизни и смерти? Чем различаются предлагаемые каждым из них решения темы, полностью ли совпадает их отношение к неизбежности расставания с миром?

Обобщение учителя

— Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине А. А. Ахматовой, об истоках её жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся. Поэтесса говорит с читателем о сложнейших философских понятиях лаконичным строгим языком. То, что открывает Ахматова читателю, настолько значительно и глубоко, что не требует дополнительных «украшений». «Приморский сонет» — позднее стихотворение Ахматовой, подведение итогов, завершение поэтической биографии.

В предисловии к мюнхенскому изданию (1968) Виктор Франк писал: «Устами большого поэта говорит правда. Правда — всегда и везде редкость. Но в этом мире миража и обмана, в котором Ахматова прожила свою большую и трагическую жизнь, этот голос правды звучал и звучит как трубный глас. В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила своё; говорила о том, что важнее всего человеку,— о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком».


3. Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
А) Слово учителя


Одним из неоскудевающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь к великому мастеру через всю свою жизнь, не побоявшись даже тёмных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов.

Любовь к Пушкину питалась ещё и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова — «царскосёлка», её отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской Поэзии.

Б) Слушание сообщений «Ахматова и Пушкин»
(см. домашнее задание предыдущего урока)

В) Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. А. Ахматовой
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»

заранее подготовленной учащейся

• Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
• Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
• Давайте пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
• Какие другие стихотворения Ахматовой, связанные с именем Пушкина, вы знаете? В чём сказывается в них воздействие русского гения на её стихи и позицию в поэзии?

Г) «Умники и умницы»:
сопоставительная работа в парах

(по вариантам) с последующей презентацией результатов работы

1-й вариант.
Сопоставьте стихотворения А. А. Ахматовой «Сказка о чёрном кольце» и А. С. Пушкина «Талисман».

2-й вариант.
Прочитайте стихотворения: А. С. Пушкин «Вновь я посетил…» и А. А. Ахматова «Приморский сонет». В чём вы видите сходство и различие восприятия поэтами жизни и смерти? Раскройте смысл образов природы, дороги.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа


• Какое место в поэзии А. А. Ахматовой занимает патриотическая тема? Какие приёмы создания образа России, русской земли использует поэтесса в прозвучавших сегодня на уроке стихотворениях?
• Какое место в творчестве А. А. Ахматовой занимает пушкинская тема?
• Какие моменты биографии и страницы творчества А. С. Пушкина нашли отражение в её поэзии и прозе?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать поэму А. А. Ахматовой «Реквием».

2. Опережающее задание (3–4 учащихся).
Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 1920–1940-е гг.:
«Октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой»,
«Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.»,
«Личная драма поэтессы»
с выразительным чтением стихотворений, написанных в соответствующий период творчества.

Следующие уроки: Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

____________
МОЛИТВА

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Май 1915. Духов день. Петербург

Сборник "Белая стая", 1917: сайт "К уроку литературы". (вернуться к уроку)


 
Заседание "Цеха поэтов". Н.Клюев, М.Лозинский, А.Ахматова, М.Зенкевич.
Карандашный рисунок С.М. Городецкого. 1913 г.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А.А.Ахматова. Фото М.Наппельбаума, 1922 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика