Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы
Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин
Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа,
её отражение в поэме «Реквием»
Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества.
«Поэма без героя»
УРОК № 56
Тема.
А. . А. Ахматова.
Судьба России и судьба поэта в лирике.
Ахматова и Пушкин
Цель: показать учащимся, как в поэзии исполнена гражданская и поэтическая миссия А. А. Ахматовой, как история страны преломляется и отражается
в её творчестве; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой,
фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением; воспитывать способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример
гражданского мужества.
Оборудование: учебник, сборники стихов А. А. Ахматовой, раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой, соотносят её с творчеством поэтессы;
выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют
мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Каким виделся внутренний облик Ахматовой её знаменитым современникам — поэтам Н. С. Гумилёву, А. А. Блоку, Фёдору Сологубу, М. И. Цветаевой,
Б. Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму?
• Чей стихотворный портрет поэтессы показался вам особенно выразительным, совпадающим с вашим представлением о личности А. А. Ахматовой?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Анна Ахматова и её творчество — случай уникальный как в русской, так и в мировой поэзии: выпустив первую книгу в 1912 г., свою итоговую поэму
— «Поэма без героя» — Ахматова завершила к 1962 г. и до самой последней минуты своей долгой жизни продолжала писать стихи и драму «Энума Эниш».
Ею была не только прожита долгая жизнь, но и годы её долгой жизни пришлись на все события XX в.
Вступив в литературу в начале века, Ахматова стала наиболее ярким представителем поэзии этого времени. Жизнь складывалась так, что поэтесса могла
бы уехать за границу и оказаться в эмиграции. Её звали и уговаривали покинуть Россию с кровопролитной Гражданской войной. Но она ответила с достоинством
русского поэта, осознающего, что потеря родины для него невозможна. С полным осознанием своего места в жизни народа она скажет впоследствии: «Я была
тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был…».
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Особое место в творческом наследии А. А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. Поэтесса поражает не только глубиной
постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией.
Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Темы родины и народа для неё — не абстрактные, ибо её личная
судьба была тесно связана с их судьбами. Уникальность лирики Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что великая русская поэтесса, по словам Осипа
Мандельштама, вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».
Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошёл через
испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру,
её окружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица»,— сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать.
Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал
катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже (в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического
ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем. Перед нами поэтесса, ощутившая ответственность своего искусства перед
эпохой, готовая идти на жертвы и полагающаяся лишь на силу и власть поэзии.
Чтение заранее подготовленной учащейся наизусть
стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
Как видим, для Ахматовой важнейшее значение имеет чувство высокой моральной ответственности перед своими современниками. К такому пониманию
искусства и своего места в современности она подошла в 1917 г. и написала стихотворение «Мне голос был…».
Чтение заранее подготовленной учащейся наизусть
стихотворения «Мне голос был…»
2. «В поэтическом салоне»:
выразительное чтение и аналитическая работа
с текстами стихотворений А. А. Ахматовой (в группах)
А) 1-я группа. Стихотворение «Молитва»
• Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало.
• Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряжённости.
• Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой?
• Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерно велика любовь поэтессы к родине.
• Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием.
• Почему «песенный дар» назван здесь «таинственным»?
Обобщение учителя
— «Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлечённым. Кровная связь с нею ощущалась с обострённой резкостью в самую тяжёлую — для
страны и её поэта — пору. Пожалуй, впервые это было осознано с началом Первой мировой войны, когда в судьбу Ахматовой… вошла история. В стихотворении
“Молитва”, поражающем силой самоотречения, поэтесса молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России всё самое дорогое — свою жизнь
и жизнь своих близких.
Не случайно обращение к жанру молитвы там, где речь идёт о судьбе родины… Молитвенный настрой, доходящий порой до экстаза, наделён знаковой
функцией; он знаменует накал переживания, стирающего в своей ауре границу между “здесь” и “там”. Атрибуты веры сближают земную, человеческую драму
с легендой, притчей, и то, что поначалу кажется обыденным, получает сверхнатуральную мерку»,— таково мнение И. Н. Гурвич.
Б) 2-я группа. Стихотворение «Мне голос был»
• Какие строки свидетельствуют о стойкости лирической героини, её решимости остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно.
• Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул Родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?
• Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
• Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора.
• Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.
• Как сейчас в изменившихся политических условиях мы воспринимаем идею этого стихотворения?
Обобщение учителя
— «В стихотворении “Мне голос был” Ахматова по существу (и впервые) выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания.
Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма,— жест
этот почти зрительно создаётся интонацией стиха,— всё в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохе, начинавшей новое
летоисчисление» (А. И. Павловский).
В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт-гражданин, поэт-патриот. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой:
«звал утешно», «замкнула слух» и так далее. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение
с классическими стихами русской литературы XIX в.
В) 3-я группа. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»
• Какова основная мысль (идея) стихотворения?
• С помощью каких изобразительно-выразительных средств передаётся образ Родины?
• Можно ли утверждать, что данное стихотворение обличает события 20-х гг. XX в.?
• Кто лирический герой, каково место автора в данном стихотворении?
• Как вы понимаете последние 2 строки этого стихотворения?
Обобщение учителя
— Стихотворения «Мне голос был» и «Не с теми я, кто бросил землю…» являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции,
которая осталась со своей страной и со своим народом. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала
позором покинуть её в годину тяжёлых испытаний.
Именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь
в самые трудные переломные годы. Так было в 1917 г., ознаменованном стихотворением «Мне голос был», так было и в 1920-х гг. («Не с теми я, кто бросил землю…»).
Г) 4-я группа. Стихотворение «Приморский сонет»
Комментарий.
Данное стихотворение А. А. Ахматовой написано в жанре сонета. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твёрдую, веками заданную
форму: 14 строк (два четверостишия, два трёхстишия). И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Сонет — стихотворное
рассуждение, в котором мысль поэта развивается по известной логической схеме: тезис, антитезис, синтез. Строгость и краткость формы сонета диктуют
и тип речи, и тематику. Задача поэта — поделиться мыслями с читателем.
• О чём рассуждает поэтесса?
• Как решается центральная в стихотворении тема смерти?
• Какие образные детали позволяют ощутить дорогу «не скажу куда» как светлую?
• Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности?
• Сопоставьте стихотворение А. А. Ахматовой с пушкинским «Брожу ли
я вдоль улиц шумных…». В чём обнаруживается близость поэтов при обращении к теме жизни и смерти? Чем различаются предлагаемые каждым из
них решения темы, полностью ли совпадает их отношение к неизбежности расставания с миром?
Обобщение учителя
— Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине А. А. Ахматовой, об истоках её жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся.
Поэтесса говорит с читателем о сложнейших философских понятиях лаконичным строгим языком. То, что открывает Ахматова читателю, настолько
значительно и глубоко, что не требует дополнительных «украшений». «Приморский сонет» — позднее стихотворение Ахматовой, подведение итогов, завершение
поэтической биографии.
В предисловии к мюнхенскому изданию (1968) Виктор Франк писал: «Устами большого поэта говорит правда. Правда — всегда
и везде редкость. Но в этом мире миража и обмана, в котором Ахматова прожила свою большую и трагическую жизнь, этот голос правды звучал и звучит как
трубный глас. В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила своё; говорила о том, что важнее всего человеку,—
о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком».
|