Главная |
|
|
Портрет А. А. Ахматовой
работы Ю. П. Анненкова. 1921 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)
4 ЧАСА
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы
Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин
Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа,
её отражение в поэме «Реквием»
Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества.
«Поэма без героя»
УРОК № 57
Тема.
Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа,
её отражение в поэме «Реквием»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества А. А. Ахматовой; высветить личность поэтессы,
чтобы глубже понять её творчество; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве А. А. Ахматовой, как история страны преломилась и отразилась в её
творчестве; развивать навыки постижения и восприятия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями; совершенствовать
навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению
эстетического кругозора учащихся.
Оборудование: портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «Реквием», иллюстративный
материал по теме урока, аудиозапись сочинения В. А. Моцарта «Реквием».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о послеоктябрьском творчестве А. А. Ахматовой; выразительно читают стихотворения, анализируют
их; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «Реквием», о жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве
поэта, о биографическом и литературном контексте произведения; принимают участие в аналитической беседе.
Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.
Она щедро одарила своих современников человеческим
достоинством, своей свободной и крылатой поэзией — от
первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема».
К. Г. Паустовский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
«Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов
(работа в парах)
• Ахматова прожила долгую жизнь, пережив и громкую славу, и затянувшиеся на много лет гонения, и признание мирового значения её поэзии. Выделите
и проанализируйте те её стихотворения, где с особой отчётливостью обнаруживаются всегда присущее поэтессе мужество, верность своему высокому
предназначению.
• Обратившись к лирике А. Ахматовой, охарактеризуйте представления поэта о чести и достоинстве человека.
• Какие стилевые традиции, сложившиеся в русской поэзии, подхвачены и продолжены Ахматовой?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— «Есть три эпохи у воспоминаний»,— сказала однажды Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная
творческая судьба тоже расположилась в трёх биографических кругах.
Первый из них, молодой, начальный, отмеченный «Вечером», «Чётками» и «Белой стаей»,— до революции; основные художественные принципы,
свойственные Ахматовой, сложились именно в те далёкие годы, столь знаменательно и тогда ещё совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой.
Именно к классике, к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе — поверх
акмеизма и символизма.
Второй круг, к которому мы сейчас и перейдём, несравненно более протяжённый во времени: если литературная деятельность А. А. Ахматовой до революции
охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции
и примерно до начала 1930-х гг. она переживала внутренне замкнутый и невидный читателю творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия
её тогдашними официальными правительственными и литературными кругами.
В 1930-е гг., отмеченные, как мы увидим, исключительной напряжённостью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы
исчезнувшей из читательского и литературного мира. Вот почему 1920-е и 1930-е гг. можно, при всей разнице между тем и другим десятилетием, всё же отнести
с известной долей условности ко «второму кругу» её жизни и творчества.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— А. А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако
с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — её лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание.
Уже в годы Первой мировой войны в её творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное:
быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях. (Обращение к эпиграфу урока.)
«И если Поэзии суждено цвести в 20-м веке именно на моей Родине, я, смею сказать, всегда была радостной и достоверной свидетельницей… И я уверена,
что ещё и сейчас мы не до конца знаем, каким волшебным хором поэтов мы обладаем, что русский язык молод и гибок, что мы ещё совсем недавно пишем стихи, что
мы их любим и верим им…»,— считала А. А. Ахматова.
2. Слушание сообщений
«Октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой»
(см. домашнее задание предыдущего урока)
3. Работа над идейно-художественным содержанием
стихотворений «Рыбак» и «Смятение»
(Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают наизусть.)
• Второй сборник Ахматовой «Чётки» открывается циклом «Смятение», состоящим из 3 стихотворений.
Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в указанных стихотворениях?
• Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «Рыбак»?
• Каков облик возлюбленного в «Смятении»?
• К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие новый поэтический сборник А. А. Ахматовой «Чётки»?
4. Слушание сообщений
«Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.»,
«Личная драма поэтессы»
(см. домашнее задание предыдущего урока)
|
5. Работа над идейно-художественным содержанием
поэмы «Реквием»
А) Слово учителя
— Основой поэмы стала личная трагедия А. А. Ахматовой: её сын Лев Гумилёв в сталинские годы трижды находился под арестом. Первый раз его, студента
исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 г., но скоро освободили после письма А. А. Ахматовой И. В. Сталину. Во второй раз Лев был арестован в 1938 г.
и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. После третьего ареста в 1949 г. Льва приговорили к расстрелу, который затем заменили ссылкой.
Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935-го и 1938 гг. рассматривала как месть властей за то, что Лев был
сыном Н. Гумилёва. Арест 1949 г., по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.
Однако было бы неверным объяснять содержание поэмы «Реквием» только семейной трагедией. «Реквием» — это воплощение народного горя, народной
трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время,
…когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих
Ленинград…
Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя эпиграф, «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», 10 глав (три из которых
имеют название: VII — «Приговор», VIII — «К смерти», X — «Распятие» (состоит из 2 частей) и «Эпилог» (состоит из 2 частей).
Почти весь «Реквием» был написан в 1935–1940 гг., раздел «Вместо предисловия» и «Эпиграф» помечены 1957-м и 1961 гг. Долгое время произведение
существовало только в памяти Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать поэму, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года
после смерти поэта.
Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму. Итак, реквием — это заупокойная месса.
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий,
а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. (Обращение учителя к эпиграфу урока.)
Разумеется, такое название имеет глубинный смысл. Вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой
отрывок из «Реквиема» В. А. Моцарта — «Лакримозу». Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
Б) «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание аудиозаписи сочинения
В. А. Моцарта «Реквием»
• Созвучны ли настроения стихов и музыки?
У ч и т е л ь.
Итак, слились воедино, гармонично переплелись два гениальных по своей трагичности произведения: музыкальное и литературное. «Реквием»
В. А. Моцарта и «Реквием» А. А. Ахматовой. Боль, утрата, смерть, безысходность и… надежда объединяют их.
Литературоведческий глоссарий.
Реквием (лат. requiem, буквально «на упокой») — это траурное, заупокойное песнопение в католическом церковном
богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Реквием носит циклический характер. Реквием может быть как инструментальным произведением,
так и вокально-инструментальным с сольными партиями или хоровым сопровождением. Название «реквием» произошло от начальной строки католической заупокойной
мессы: Requiem aeternam dona eis, Domine (Покой вечный даруй им, Господи).
Искусствоведческий глоссарий.
«Реквием» — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью,— траурная заупокойная
месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер. Тем не менее «Реквием» является
одним из наиболее известных произведений Моцарта и считается одним из важнейших его творений.
В) Аналитическая беседа
по поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
• Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это… описать». Какие строчки
из части «Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
• Какой факт из биографии А. А. Ахматовой был положен в основу поэмы?
• В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чём смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?
• В поэме черты обобщённого человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись, например, к эпилогу.
• Выделите в гл. V строки, позволяющие ощутить, как размывается грань между реальностью и кошмаром.
Есть ли в поэме ещё примеры тому?
• От главы к главе тональность стиха резко изменяется. Чем тональность определяется в каждом конкретном случае — например, в гл. V, VIII, X и «Эпилоге»?
Какие лексические, образные, ритмико-интонационные средства передают всякий раз новое звучание?
• Как соотносятся в поэме голос автора и голос народа? Выделите строки, свидетельствующие о том, что переживаемое автором горе воспринимается как
всенародное.
• Один из основных мотивов поэмы — ужас памяти и горечь забвения, другой — немыслимость жизни и невозможность смерти. Проследите, как развиваются эти
мотивы, в чём, пересекаясь, они находят разрешение.
• Голос страдающей героини поэмы усиливается здесь «стомильонным» эхом. Найдите в поэме отзвуки этого голоса, повторы, которыми голос подхватывается.
• Как образно обрисовано в гл. IV, V, VI горе матери? Какой видится Ахматовой её прошлая жизнь?
• В гл. VII–X повторяются мотивы, намеченные в начальных фрагментах: приговор, призывание смерти, распятие. В чём смысл такого «дублирования»?
• Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в гл. VII–IX, начиная с фразы: «Когда я читаю гл. VII–IX “Реквиема”…»
• Прочтите название гл. X. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. А. Ахматова?
• Какие строчки «Эпилога» подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины?
• Что завещает поэтесса потомкам?
• Вернёмся к эпиграфу поэмы. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 г. Как связан эпиграф с содержанием произведения?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости,
ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании
такого произведения, последствия были бы трагическими. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «Реквием» не могла.
Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый
в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих
и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слёзы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — это осуждение насилия над
личностью, приговор любому тоталитарному режиму, основанному на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой
такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «Реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать «Поэму без героя» и подготовить выразительное чтение второго и третьего «Посвящений»; из части второй — «Девятьсот тринадцатый
год» — чтение начала гл. I, прозаическое вступление к гл. II и стихов центральной её части, а также заключительных строк гл. III и IV; гл. XII–XIV
второй части «Решка»; стихов центральной части «Эпилога».
2. Опережающее задание (3 учащихся).
Подготовить сообщения:
«Война в судьбе и поэзии А. А. Ахматовой» (см.: А. А. Ахматова в годы Великой
Отечественной войны на сайте "Литература"),
«Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» и
«Конец творческого пути. Итоги жизни А. А. Ахматовой».
Следующие уроки: Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества.
«Поэма без героя»
>>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
___________
РЫБАК
Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лед.
Едкий, душный запах дегтя,
Как загар, тебе идет.
И всегда, всегда распахнут
Ворот куртки голубой,
И рыбачки только ахнут,
Закрасневшись пред тобой.
Даже девочка, что ходит
В город продавать камсу,
Как потерянная бродит
Вечерами на мысу.
Щеки бледны, руки слабы,
Истомленный взор глубок,
Ноги ей щекочут крабы,
Выползая на песок.
Но она уже не ловит
Их протянутой рукой.
Все сильней биенье крови
В теле, раненном тоской.
23 апреля 1911
Сборник "Вечер", 1912: сайт "К уроку литературы".
( вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет А. А. Ахматовой
работы А.Г.Тышлера. Ташкент, 1943 г. |
|
|
|
|
|
|