1. На железной дороге ("Под насыпью, во рву некошеном ...") – впервые напечатано: "Новая жизнь". 1911. N2 3.
Февр. С. 3-4, без посвящения. Из цикла «Родина» (1907-1916). (
вернуться)
2. Посвящение. – Мария Павловна Иванова (1873–1941) – врач, сестра Е.П. Иванова;
близкая подруга А.А. Кублицкой-Пиоттух, состоявшая с ней в постоянной переписке.
12 января 1911 г. Кублицкая-Пиоттух сообщила М.П. Ивановой: «Сашенька мой тоже к Вам относится исключительно хорошо. Мы с ним о Вас говорили, когда он был у
меня. Тогда же он мне сказал, что хочет посвятить Вам свои стихи "У полотна железной дороги". Я сказала ему тогда на это, что это стихотворение Вам особенно
нравилось» (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 377).
Высылая М.П. Ивановой (17 февраля 1911 г.) автограф "На железной дороге", Блок писал: "... хочу послать Вам рукопись того
стихотворения, которое Вы позволили мне посвятить Вам ( ... ) я люблю то, что Ваше, и всегда Вас слушаю и у Вас учусь". 18 февраля М.П. Иванова отвечала' Блоку:
"Я очень, очень тронута Вашим письмом и глубоко благодарна за рукопись; мне очень хотелось иметь ее у себя, так как все, что дорого мне, хранится у меня спрятанным
далеко, далеко" (цитируется в кн.: Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. С. 376; письмо ныне хранится в Музее-квартире А.А. Блока в С.
Петербурге).
Н.А. Павлович в "Воспомин)аниях об Александре Блоке" пишет о М.П. Ивановой: « ... это была уже немолодая девушка необыкновенной доброты,
отзывчивости и грусти. Всю себя она посвятила брату, Евгению Павловичу Иванову, и
воспитанию его дочери Марины. ( ... ) Много лет спустя после начала нашего знакомства я решилась спросить Марию Павловну, как, при каких обстоятельствах, Блок
посвятил ей эти стихи. Она улыбнулась своей милой, застенчивой улыбкой: "Мне понравилось, он и посвятил". ( ... ) Мария Павловна была немногословна, но ее
молчание всегда было доброжелательно и значительно» (БС-1. С. 464) .(
вернуться)
3. Нежней румянец, круче локон... – ср. в "Тройке" Некрасова: "Сквозь румянец
щеки твоей смуглой". (
вернуться)
4. Вагоны шли привычной линией... В зеленых плакали и пели. – синего цвета – вагоны 1 класса, желтого – 2 класса,
зеленого – 3 класса.
Цитируя эту строфу, Н.С. Гумилев писал в рецензии на книгу Блока "Ночные часы" (Аполлон. 1912. N2 1): "В своей лоэнгриновской тоске Блок не знает решительно
ничего некрасивого, низкого, чему он мог бы сказать, наконец, мужское: нет! А
может быть, хочет, ищет? Но миг – и даже тема о забытом полустанке рыдает у него, как самая полнозвучная скрипка" (Гумилев Н. Соч. Т. 3. С. 92). (
вернуться)
5. Скользнул – и поезд в даль умчало... – ср. в
"Тройке" Некрасова: "На тебя, подбоченясь красиво,// Загляделся проезжий корнет"; "... и к другой// Мчится вихрем корнет молодой ...". (
вернуться)
6. В пустынные глаза вагонов... – исправление текста этой строки по отношению
к первоначальному варианту ("Из пробегающих вагонов"), противоположному по смыслу, приветствовала М.П. Иванова в цитированном письме к Блоку от 18 февраля
1911 г.: «Выражение в Вашем стихотворении "в пустынные глаза вагонов" мне нравится гораздо больше, чем прежнее ...». (
вернуться)
О стихотворении «На железной дороге»
В книге 3 (Блок А. Стихотворения. Кн. 3 (1907-1916). 3-е изд., доп. Пб.: Алконост, 1921) стихотворение сопровождается авторским примечанием:
«"На железной дороге". Бессознательное подражание эпизоду из "Воскресения" Толстого:
Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Подразумевается эпизод из романа
"Воскресение" (1899), в котором соблазненная Нехлюдовым и ждущая от него ребенка Катюша Маслова осенней ночью приходит на станцию, где несколько минут должен
стоять поезд, в котором проезжает Нехлюдов (Ч. 1. Гл. XXXVII); между этой сценой и
стихотворением Блока имеются почти дословные совпадения: «Выбежав на платформу, Катюша тотчас же в окне вагона первого класса увидала его. В вагоне этом
был особенно яркий свет. На бархатных креслах сидели друг против друга два офицера без сюртуков и играли в карты. ( ... ) Он в обтянутых рейтузах и белой рубашке
сидел на ручке кресла, облокотившись на его спинку, и чему-то смеялся. Как только она узнала его, она стукнула в окно зазябшей рукой. Но в это самое время ударил
третий звонок, и поезд медленно тронулся, сначала назад, а потом один за другим стали подвигаться вперед толчками сдвигаемые вагоны. Один из играющих встал с
картами в руках и стал глядеть в окно. ( ... ) Поезд прибавил хода. Она шла быстрым шагом, не отставая, но поезд все прибавлял и прибавлял хода ( ... ) Она бежала, но
вагон первого класса был далеко впереди. Мимо нее бежали уже вагоны второго класса, потом еще быстрее побежали вагоны третьего класса, но она все-таки бежала.
( ... ) "Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождем и ветром - стою и плачу", - подумала Катюша,
остановилась и, закинув голову назад и схватившись за нее руками, зарыдала. ( ... ) "Пройдет поезд - под вагон, и кончено", - думала ( ... ) Катюша ( ... ) Измученная,
мокрая, грязная, она вернулась домой ( ... ) С этой страшной ночи она перестала верить
в добро» (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1933. Т. 32. С. 130-132).
Блок перечитывал "Воскресение" в сентябре 1908 г., к этому времени относится его запись: «Завещание уходящего столетия новому – "Воскресение" Толстого (1899)» (ЗК. С.
114); ср. фразу из письма Блока к Г.И. Чулкову от 18 сентября 1908 г.: "Перечитываю Толстого и Тургенева. Изумляюсь".
Сюжет стихотворения – смерть "красивой и молодой" женщины, лежащей под железнодорожной насыпью, – вызывает ассоциации и с романом Толстого
"Анна Каренина" – со сценой гибели героини под колесами поезда (см.: Минц З.Г. Ал. Блок и Л.Н. Толстой // Тр. по русской и славянской филологии. (УЗ ТГУ.
Вып. 119). Тарту, 1962. С. 246-247; Иванов Г.В. "На железной дороге" А.А. Блока // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 238-239).
Стихотворение вбирает в себя и другие литературные реминисценции. Неоднократно отмечалась его связь с "Тройкой" ("Что ты жадно глядишь на дорогу ...", 1846)
Н.А. Некрасова - стилевая и образно-тематическая, включая и конкретные параллели (см.: Орлов Вл. "Здравствуйте, Александр Блок". С. 78; Будникова Л.И. Традиции
Н.А. Некрасова в поэзии А.А. Блока// Проблемы советской поэзии. Челябинск, 1974. Вып. 2. С. 64-65; Иванов Г.В. "На железной дороге" А.А. Блока. С. 240).
Кроме того, в стихотворении Блока возможны отголоски одноименного стихотворения Я.П. Полонского ("На железной дороге", 1868), в котором запечатлены картины,
наблюдаемые героем из проносящегося поезда, в частности:
Красна девица с горки идет,
По тропинке идет не спеша;
Может быть - золотая душа,
Может быть - красота из красот. ( ... )
Мчится, мчится железный конек,
И железная тянется нить.
(Полонский Я.П. Стихотворения. Л., 1954. С. 286).
Очевидные черты сходства с блоковским стихотворением обнаруживает и стихотворение А.Н. Апухтина (впервые
опубликованное в 1885 г.), в котором также остаются окончательно непроясненными конкретные причины гибели героини:
В убогом рубище, недвижна и мертва,
Она покоилась среди пустого поля.
К бревну прислонена, лежала голова.
Какая выпала вчера ей злая доля?
Зашиб ли хмель ее среди вечерней тьмы,
Испуганный ли вор хватил ее в смятенье,
Недуг ли поразил, - еще не знали мы
И уловить в лице старались выраженье,
и т.д.
(Апухтин А.Н. Поли. собр. стихотворений. Л., 1991. С. 175). См.: Пьяных М. Слушайте революцию. Поэзия Александра Блока советской эпохи. М., 1980. С. 30-32.
В стихотворении преломлялись и собственные переживания и мысли Блока, связанные с железной дорогой, о которых он сообщал в письме к Е.П. Иванову от 29 июня 1910 г.:
«Я был в Петербурге 14 июня ( ... ) хотел прийти на службу к тебе; но махнул рукой
вдруг и уныло забрался в вагон ( ... ) Я сидел один в спальном купе 11 класса ( ... ) Какая
тупая боль от скуки бывает! И так постоянно - жизнь "следует" мимо, как поезд, в окнах торчат заспанные, пьяные, и веселые, и скучные, - а я, зевая, смотрю вслед с
"мокрой платформы". Или - так еще ждут счастья, как поезда ночью на открытой платформе, занесенной снегом». Подробную интерпретацию стихотворения см. в
статье: Иванов Г.В. "На железной дороге" А.А. Блока. С. 235-247.
В сюжете стихотворения, вероятно, отразился также эпизод, рассказанный Е.П. Ивановым в письме к Блоку от 8 июня 1910 г.: «... проезжая мимо дач одного из
"Стрельнинских" парков, увидел у канавы лежащую девушку лет 13-15, кругом в почтительном отдалении дачники. "Отравилась". Лицо совсем детское и все в огне. Но
покой сна в этом лице. Я был так подл, что проехал мимо и не остановился и ничем не помог. ( ... ) Кругом никто не знал, что делать. Но еще и оттого не остановился,
что боялся увидеть ужас и боль ее, когда проснется от обморока». Упоминая далее о других событиях, Иванов завершал: "Впрочем, все это пустяки, Саша. А вот девушка,
лежащая в канаве, отравившаяся, это не пустяки. Это буря, буря... выкинула"
(Ильюнина Л.А. Неопубликованные письма из архива Е.П. Иванова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1990. М., 1992. С. 119).
Автограф "На железной дороге" Блок выслал в письме к Е.П. Иванову от 13 августа 1910 г. - в подборке из трех стихотворений, которые, по его замечанию, "все-таки
получше других"; Иванов отвечал 16 августа: «За стихи большое спасибо. По-моему, они так прекрасны, что это знак от Нея рыцарю верному ( ... ) стихотв(орение)
"Под насыпью, во рву некошенном" и другое, "ресторанное", что за великолепие. Мане страшно нравятся оба эти, особенно же "Под насыпью ...", сердечно, замечательно
сердечно ...» (Письма к Е. Иванову. С. 78-79, 129; Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1990. С. 120. "Маня"- М.П. Иванова).
Блок неоднократно выступал с публичным чтением стихотворения: 2 декабря 1913 г. на "вечере новой поэзии", 25 января 1915 г. на вечере в зале петроградской
Городской думы, в начале апреля 1916 г. в Москве в Политехническом музее (Воспоминания, 2. С. 83, 101-102, 116-117); намечал послать Ф. Сологубу текст
стихотворения для "вечера в пользу беженцев в Городской думе около 18 октября" 1915 г. (ЗК. С. 274). "На железной дороге" включено Блоком в составленный около
29 января 1918 г. список стихотворений, которые он читал в то время на литературных вечерах (ЗК. С. 387).
В 1915 г. режиссером Я.А. Протазановым был поставлен кинофильм "Не подходите к ней с вопросами" (с участием И.И. Мозжухина), в котором были использованы отдельные
мотивы стихотворения "На железной дороге" и других стихотворений Блока. Поскольку стихотворение было использовано кинематографистами без ведома и разрешения
автора, Блок выступил с заявлением по этому поводу, напечатанным 11 декабря 1915 г. в "Биржевых ведомостях" (см.: СС-8 . С. 679). См.: Вишневский В.
Александр Блок и кино// Искусство кино. 1936. М 9. С. 49-50; Зоркая Н. М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.
С. 213 (изложение сюжета кинофильма).