Проблема творчества и судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Булгаков.
Фотография, 1928 г.
 
Глава 3. Седьмое доказательство.
Иллюстрация П. А. Оринянского
к роману М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга

Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита

Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью

Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести

Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)


УРОК № 50
Тема.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести

Цель:
обобщить с учащимися проблему творчества и судьбы художника, тему совести, обозначенные в романе, выявив идейную глубину романа; всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; совершенствовать умения и навыки художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения диалога; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; углубить представления учащихся о личности писателя; воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся; на примере творчества М. А. Булгакова воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к проблеме творчества и судьбы художника, к теме совести; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как решается в романе проблема нравственного выбора?
• Какое место в системе образов романа отводится Маргарите?
• Кого из героев романа, написанного мастером, напоминает Маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? Как вернёт она свою любовь?
• Какие фольклорные и литературные аналогии возникают при чтении страниц романа, посвященных этой героине?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Рукописи не горят…» — с этой верой в неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.

«Рукописи не горят…» — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда — романа «Мастер и Маргарита». И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником М. А. Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и среди других, более актуальных по теме книг последнего времени, оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью.

Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе. Возникло даже что-то вроде «моды на Булгакова»… И всё-таки, почему «рукописи не горят…»? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения.

Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.

Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романа «Белая гвардия».

Судьба мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой.

2. Аналитическая беседа:
тема творчества и судьбы художника в романе

А) Судьба мастера и его романа


• Почему трагична судьба романа? В чём принципиальная разница позиций мастера и редактора?
• Каковы жизненные ценности писателей в романе?
• В какой обстановке создавался роман мастера? Сравнить обстановку комнаты мастера и квартиры критика Латунского. Подтвердите свой ответ отрывками из текста романа.
• Какой смысл вкладывает Булгаков в слово «мастер»?
• Что роднит мастера и Булгакова?
• Что общего между мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?
• Что сломило мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные обстоятельства его жизни?
• Как попадает мастер в клинику Стравинского?
• Какой символический смысл вкладывает Булгаков в изображении клиники?
• Каков приговор мастеру? Как его объяснить? Почему мастер не оспаривает его?
• Каковы требования Булгакова к человеку?
• Как решается в романе проблема ответственности человека?
• Как она разрешается в истории Фриды?
• Почему при всей жесткости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя тьмой?
• Каково предназначение мастера? Как изображен покой, дарованный мастеру?
• Что такое творчество, по мысли Булгакова?
• Как можно понять слова Воланда «Рукописи не горят…»?
• Как звучит в судьбе мастера тема бессмертия?

Обобщение учителя

— Божественной волей мастеру дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудника музея мастером. Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению Воланда, «чего ни хватишься, ничего нет».

Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших литературную ниву и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетают. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.

Мастер решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.

Возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!

Б) Судьба Ивана Бездомного

• О чём спорят Воланд и Берлиоз в гл. 1? Чем вызвано обращение к подобной теме?
• Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда?
• Каким было «седьмое доказательство»?
• С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?
• Как описывает М. А. Булгаков дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.
• Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?
• Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина?
• Какие мысли пробудились у Рюхина под воздействием слов Бездомного?
• Выразительно прочитайте комической диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедова из гл. 28. Почему М. А. Булгаков вложил слова обличения в уста нечистой силы?
• Что осознаёт Иван Бездомный под влиянием мастера?
• Стал ли он мастером?
• Какое значение имеет обретение им реального имени, отказ от стихов и выбор профессии историка?
• В чём смысл замены имени «Иван Бездомный» на имя «Иван Николаевич Понырёв»?
• Какой выбор делает в эту ночь Иван Бездомный (гл. 31)? • Почему свою историю мастер изложил именно Ивану Бездомному?

Обобщение учителя

— Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни — о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и произошло с мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище.

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества,— распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога — он им не нужен, как не нужен и роман мастера, и потому они так дружно набрасываются на него. Здесь мы наблюдаем явную параллель судьбы Михаила Булгакова и мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были положительными. И вполне закономерно, что жизнь Дома литераторов сосредоточивается не в дискуссионных залах и литературных студиях, а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих московских похождений, лишая ремесленников от литературы их самого приятного и удобного способа времяпрепровождения.

Единственным положительным персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный, осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и ставший профессором Иваном Николаевичем Понырёвым. Но столкновение с могучими мистическими силами наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, и время от времени он подвержен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена повседневности.

3. Решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• Случайна ли композиционная перебивка: между «Раздвоением Ивана» (гл. 11) и «Явлением мастера» (гл. 13) располагается «Чёрная магия и её разоблачение» (гл. 12)?

• Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе «Мастер и Маргарита»: «Одну из сильных сторон таланта Булгакова составляла редкая сила изобразительности, та конкретность восприятия жизни, которую называли когда-то “тайновидением плоти”, способность даже явление метафизическое воссоздать в прозрачной чёткости очертаний, без всякой расплывчатости и аллегоризма — словом, так, как будто это происходит у нас на глазах и едва ли не с нами самими».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в произведении приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений. Изображая судьбу мастера, Булгаков в своём романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью.

Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжёт, не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

Сделав мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь, Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру. И мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа. И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «Рукописи не горят…».

VI. Домашнее задание

• Подготовиться к обобщающему уроку по роману М. А. Булгакова «Мастери Маргарита».

• Подумать над вопросами:
Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?
Кто же главный герой романа М. А. Булгакова?

Следующие уроки: Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Трауготы – Братья Александр и Валерий Трауготы — известные как в России, так и за ее пределами живописцы, скульпторы и мастера книжной графики. Их первым и главным учителем был отец — Георгий Николаевич Траугот, и первые работы братья выполняли вместе с ним. Так был придуман общий псевдоним «Г.А.В. Траугот» — по первым буквам имен художников. Первую букву братья решили сохранить и после того, как в 1982 году отца не стало. (вернуться)

 
Пилат на горном плато
Иллюстрация С. П. Тюнина к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Беседа с литераторами на Патриарших. Иллюстрация Г.А.В. Траугот к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»[2]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика