Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни
М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга
Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита».
Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита
Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев
романа в конфликте с окружающей пошлостью
Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести
Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное
движение к истине» (М. М. Пришвин)
УРОК № 51
Тема.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок.
«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)
Цель: совершенствовать у учащихся умения и навыки художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения диалога; создать условия для
развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; углубить представления учащихся о личности писателя; воспитывать и
развивать личностные компетенции учащихся; на примере творчества М. А. Булгакова воспитывать интерес к художественной литературе
Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; анализируют идейно-образное его содержание; принимают участие в дискуссии;
пересказывают и комментируют отдельные фрагменты романа в контексте целого; пишут творческую работу по
проблемам, поднятым в романе; делают выводы о нравственных уроках романа.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие силы, с точки зрения М. А. Булгакова, определяют судьбы людей и мировой истории? Что лежит в основе человеческих поступков: воля случая,
стечение обстоятельств, предопределение или следование извечным моральным принципам, идеалам?
• Н. В. Гоголь был любимейшим писателем М. А. Булгакова. Какие гоголевские традиции вы можете отметить в романе «Мастер и Маргарита»?
• Почему роман, вмещающий в себя три основных мира (античный — библейский, мистический — потусторонний и современный — московский) и соответствующих
им героев, назван «Мастер и Маргарита»? Какие особенно дорогие автору мысли подчёркнуты этим названием?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая «лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель
любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: «У каждого возраста — по этой теории — свой “приз
жизни”. Эти “призы жизни” распределяются по жизненной лестнице — всё растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет».
«Лестница жизни» самого Булгакова коротка, но насыщена событиями, встречами, триумфами и катастрофами. В его дневнике об этом сказано так: «Запас впечатлений
так огромен за день, что свести их можно только обрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их. День, как во время севастопольской обороны, за месяц,
месяц — за год». И в таком постоянном напряжении, вечной борьбе прожита вся эта удивительная, трагическая, счастливая жизнь.
Есть в ней некая тайна, которую ещё предстоит разгадать. Недаром автор «Мастера и Маргариты» много думал и писал о «нелепости судьбы таланта», «о самых странных
опасностях на пути таланта».
Сегодня предметом нашего обсуждения является роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых неоднозначных произведений в русской
литературе. О нём спорят со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного
фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви.
Творчество Булгакова — это познание мира и человека. Булгаков от русских классиков унаследовал благородную правдивость, идейную глубину и гуманизм.
В «Мастере и Маргарите» он создал незабываемые, потрясающие образы, укрепляющие веру в идеалы света и добра, к борьбе за которые призывали русские писатели.
Точки зрения на проблематику романа, оценки идейного содержания, образной системы различны, иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа,
и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос:
«Что хотел сказать своим романом величайший из писателей-философов XX в.?»
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
(с элементами беседы)
— Давайте задумаемся над словами Воланда «Каждому будет дано по его вере». Вера. Свобода. Любовь. Это три главных слова в жизни.
• Во что верит Иешуа? (В добро)
• Во что верит Понтий Пилат? (В силу власти)
• Во что верит Маргарита? (В силу любви)
• Во что верит мастер? (В свой талант, но он сжёг свой роман, значит, потерял эту веру.)
• Во что верите вы?
• Какова идейная роль Берлиоза? (Именно под руководством берлиозов литература становится не школой духовной свободы, а духовного рабства.)
Второе понятие — Свобода.
• Что такое свобода?
• Свободен ли Понтий Пилат?
• Остаётся ли свободным Иешуа?
• А Воланд свободен?
• Вы можете назвать себя свободными?
При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы говорили о высокой нравственности Татьяны Лариной, отвергшей любовь и оставшейся верной
мужу, семейному долгу. Можно ли в таком случае назвать безнравственным поведение Маргариты, оставившей мужа, который её любил, и ушедшей к мастеру?
• В чём назначение спутницы большого таланта?
• Чего эта миссия требует от женщины?
2. «Размышления после прочитанного…»:
эвристическая беседа
• Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?
• Какие страницы вам понравились?
• При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха?
• Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?
• Как вы оцениваете фигуру мастера? Удался ли писателю его образ?
• Кто из других персонажей романа вам запомнился?
• Каких героев в нём больше — положительных или отрицательных? Почему?
• Что затрудняет восприятие хода событий в романе?
• Какие основные сюжетные линии вы можете назвать?
• Кто из героев романа: Воланд, Иешуа или мастер — более других одобрен автором?
3. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемных вопросов
(работа в парах, с раздаточным материалом, по вариантам)
1-й вариант.
Многие литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности образа мастера. Найдите в романе черты сходства автора и героя. В чём их различие?
2-й вариант.
Многие эпизоды и описания романа построены по принципу зеркального отражения, например: «Тут все присутствующие тронулись вниз
по широкой мраморной лестнице меж стен роз, источавших одуряющий аромат…» — в момент объявления приговора о казни Иешуа (гл. 2); на балу у Воланда гости
поднимаются по «грандиозной лестнице, крытой ковром», а в залах их встречают стены из роз, тюльпанов и камелий (гл. 24); как в Москве, так и в Ершалаиме
невыносимо печёт солнце, почти дословно совпадают описания московской и ершалаимской грозы и т. п. Попробуйте продолжить ряд параллельных
сцен романа. Подумайте, какое значение имеет этот художественный принцип.
3-й вариант.
В романе «Мастер и Маргарита» много загадок, по поводу которых критики продолжают ожесточённые споры, одна из них — почему мастер
«не заслужил света», а заслужил покой. Попробуйте составить список таких загадочных мест романа и изложите по ним свои версии.
4-й вариант.
Каков смысл и главный конфликт (или, вернее, конфликты) «закатного» романа Булгакова? Вправе ли мы сказать, что это извечное противостояние нравственного
подвига и предательства, творческого таланта и мстительной бездарности, совестливой правды и подлого жульничества, всепоглощающей любви и тупого равнодушия?
Презентация результатов работы
4. «Учимся грамотно дискутировать»:
мини-дискуссия
• М. А. Булгаков — писатель или мастер?
• Погублены или спасены в романе Булгакова «добрые герои»: мастер, Маргарита, Бездомный?
• Кто же главный герой романа М. А. Булгакова? Мастер, создавший роман-откровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иешуа
и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле — это трусость
и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрёкшаяся от семьи, благополучия? Воланд — Князь тьмы, зло, которое
явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?
Комментарий.
Учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные
выступления, оценивает их, приглашает ещё раз задуматься над романом, чтобы
сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.
5. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
• Однажды А. А. Ахматова сказала об авторе романа, прочитав «Мастера и Маргариту»: «Он — гений». Согласны ли вы с такой высочайшей оценкой
писателя и его книги? Аргументируйте свою точку зрения. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой, написанное в 1945 г.:
Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит — и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима — все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утёс,—
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное Слово.
• Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман
«Мастер и Маргарита»? Найдите параллели между романом и стихотворением.
6. Творческая работа-миниатюра
«После прочтения романа
«Мастер и Маргарита»…» (по вариантам)
1-й вариант. Написать сочинение-миниатюру: «Если бы Воланд сегодня посетил наш город…»
2-й вариант. Представьте, что вы — одна из сил: свет, тьма, мира людей. Подготовьте письменный рассказ о себе.
3-й вариант. Подготовьте письменную характеристику одного из персонажей романа. О чём говорит вам его имя? Какова судьба этого персонажа?
7. Презентация творческих работ-миниатюр
(несколько учащихся)
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. «В творческой лаборатории»:
составление синквейна (работа в группах)
— Итак, роман прочитан и осмыслен. Конечно, каждый из вас воспринял роман, его героев по-своему. У каждого сложились определённая точка зрения
и своя интерпретация произведения, отношение к личности писателя. На уроках мы кратко, но ёмко проанализировали прочитанное. Сейчас я предлагаю
вам изложить сложные идеи романа, ваши чувства и представления в нескольких словах, используя всего 5 строк — синквейн. При выполнении творческого
задания опирайтесь на памятку (запись на доске или раздаточный материал).
Карточка
Синквейн — это пятистрочная строфа. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он
учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк:
• 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
• 2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
• 3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
• 4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
• 5-я строка — синоним ключевого слова (существительное).
Тематика синквейна:
1-я группа. «Москва 30-х гг. XX в.»;
2-я группа. «Иешуа Га-Ноцри»;
3-я группа. «Понтий Пилат»;
4-я группа. «Творец» (М. А. Булгаков).
2. Обобщающее слово учителя
— Трудно назвать книгу 1930-х гг., которая бы так была насыщена точно найденными приметами времени. Зоркость и памятливость писателя поразительны,
мысль свободна ото всех штампов эпохи. Причём Булгаков в «Мастере и Маргарите» спокойно писал о том, о чём тогдашние писатели не смели говорить, а иногда
и думать. Это зрячая, до конца идущая смелость…
И сегодня позволительно спросить читателей: разве весёлый и мудрый роман «Мастер и Маргарита» написан изгоем, человеком отчаявшимся и растоптанным? При
всём своем беспощадном реализме и прорывающейся местами глубокой печали эта книга светлая и поэтичная; высказанные в ней вера, любовь и надежда способны
развеять любой мрак. Ибо человек здесь не унижен, не растоптан силами зла, он и на дне тоталитарной бездны сумел выстоять, понял и принял жестокую педагогику
жизни. А закончим мы знакомство с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» чтением фрагментов из гл. 32 «Прощение и вечный приют».
3. Выразительное чтение отрывков из романа
в исполнении учащихся
VI. Домашнее задание
Подготовиться к зачётной работе за I полугодие, повторив изученные произведения.
Следующие уроки: Урок № 52. Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)
>>>
|