Драматургия последней трети XX — начала XXI века. Обзорный урок. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Л.С.Петрушевская, фото 2009 г.
 
А.В.Вампилов. Фото
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
ДРАМАТУРГИЯ
ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА.
Обзорный урок


Уроки литературы в 11 классе[1]
 
Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

В преддверии обзора драматургии второй половины двадцатого века необходимо напомнить учащимся о специфике драмы, которую Аристотель объявил самой совершенной формой словесного искусства.

Начнем с простых вопросов, позволяющих учащимся быстро освежить в памяти необходимые теоретико-литературные понятия:

Почему трудно читать драматические произведения?
Что лежит в их основе?
Чем определяется своеобразие жанра драмы и как выбор жанра отражает авторскую позицию?

Предложим учащимся самостоятельно поразмышлять над тем, почему драматические произведения рождаются довольно редко. Затем попросим учащихся вспомнить изученные пьесы, кратко характеризуя сущность конфликта в них и специфику жанра, а также их связь с общественно-исторической ситуацией.

Какой жанр преобладает в русской драматургии? Почему трагедии создаются значительно реже, чем другие жанры драматических произведений?

Создание драматического произведения требует от писателя не только драматургического дара, но и умения видеть жизнь в ее конфликтном противоречии, уловить особые моменты эпохи, когда эти конфликты заострены до предела. Драма выбирает такой отрезок времени, когда человек оказывается способным на действие.

В. Кайзер писал: «Там, где мир драматичен, прекращается всякое спокойное созерцание, всякое широкое видение... <...> Даже если устроенный мир непосредственно переживается как таковой, драматическое стремится к драме, в которой нет больше никакого прошедшего и никакого рассказчика». Наиболее сложно почувствовать «драматическое» в эпоху «безвременья», разглядеть в потоке обыденности драматическое событие.

Вспомните слова Чехова о том, как люди не замечают драматизма текущей жизни: «...люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни...»

В чем секрет современности трагедий Шекспира, комедий Грибоедова и Гоголя, драматургии Пушкина и Чехова, чем сегодня интересна пьеса Горького «На дне»? Почему не перестают идти на сцене эти произведения ушедших эпох?

По возможности спросим ребят и о том, какие спектакли и почему произвели на них наибольшее впечатление, попросим назвать любимых исполнителей и поразмышлять над тем, зачем люди ходят в театр.

Материал зачина урока может быть организован и как обзор театральных афиш, который два-три ученика готовят к уроку. Эта форма работы, конечно, органична для столичного города, в котором много театров. Но при желании, учитывая современные средства информации, эта работа может быть организована и в провинциальной школе.

Если этому благоприятствуют обстоятельства (например, многие из ребят знакомы с 2—3 спектаклями по пьесам драматургов 60—70-х годов и пьесам 80—90-х годов), можно начать урок с разговора о том, чем отличаются созданные режиссером и писателем-драматургом «миры».

Подобная ситуация для сравнения может быть создана и после прочтения двух произведений разных десятилетий, которые без натяжки можно назвать эпохами. В данном случае это будет более корректно, так как восприятие драматического произведения не будет осложнено театральной интерпретацией.

Ряд вопросов может быть дан ребятам заранее. Их характер зависит от цели, которую поставит учитель: узнать, какие драматические произведения, изученные в школе, запомнились больше всего и почему; создать представление о том, что думают старшеклассники о современном театре, и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Материал по современной драматургии можно дать как в традиционной хронологической последовательности, так и создав проблемную ситуацию, противопоставив драматургические метафоры 60-х и 90-х годов.

И в том и в другом случае мы опираемся на раскрытие характера времени. В центре внимания три основных содержательных блока:
драматургия шестидесятых,
театр А. Вампилова,
драматургия «нашего» времени.

Необходимо концентрировать внимание учащихся на смене тематических, жанровых, стилевых доминант в произведениях, смене характера героя драматического произведения в каждом из периодов. Важно донести до учащихся мысль о том, что драматургия шестидесятых и драматургия рубежа веков противостоят как ощущение смысла бытия в живых человеческих отношениях, как обретение гармонии (временность этого состояния осознается чуть позже) — через трагедию «потерянного поколения» к отказу человека от поиска смысла существования, к принятию хаоса. На конкретных примерах необходимо показать, как на смену лирическому восприятию жизни пришло ощущение мира как «сумасшедшего дома», «дурацкой жизни», где разорваны привычные связи, трагикомически алогичны поступки, фантасмагоричны ситуации (М. И. Громова).

Мы предлагаем отойти от традиционной формы обзорного урока — монолога учителя, а привлечь к работе весь класс. Готовясь к уроку, предложим учащимся следующие индивидуальные и групповые задания:

1. Краткий обзор журналов «Драматург», «Театр», «Современная драматургия».
(Какие современные пьесы сегодня печатаются в журналах? По каким произведениям сегодня ставятся спектакли? Каковы проблемы современной драматургии?)

2. Подготовка сообщения, содержащего краткую характеристику определенного периода в развитии драматургии, с обязательным предварительным прочтением одной из предложенных учителем пьес.

3. Подбор дополнительного иллюстративного материала.

Одному-двум учащимся можно предложить подготовить мини-обзор сегодняшнего репертуара известных театров. В результате подготовки учащиеся легко выделят три блока, по которым можно сгруппировать театральный репертуар:
отечественная и зарубежная классика,
современная драма
и постановки по пьесам шестидесятников (А. Арбузова, Л. Зорина и др.).

При умелой организации урока в процессе подготовки должны быть задействованы все ученики класса, так как каждое из заданий достаточно трудоемко и может быть разбито на составляющие.

Примерный план сообщения:

1. Темы, сюжеты, герои драматических произведений.
2. Своеобразие конфликта в произведении; авторская позиция (на примере одной-двух пьес).
3. Собственные читательские (зрительские) впечатления.

Сообщение учащегося предваряется предельно краткой характеристикой общественно-исторической ситуации. Эту роль берет на себя учитель. Наиболее сложный для понимания последний период освещает учитель (все распределение материала между учителем и учащимися зависит от уровня литературного развития класса). По возможности предлагаемый учителем и учащимися материал сопровождается зрительными и словесными иллюстрациями:
фотографиями с изображением сцен из спектаклей,
портретами драматургов,
литературными и театральными рецензиями,
музыкой, звучавшей в спектаклях.

Важно, чтобы выступления ребят носили не только информативный, но и диалогический характер. В ходе урока учитель, по мере необходимости, дополняет сообщения учеников и придает их рассказам проблемный характер, «открывает» пространства для самостоятельных размышлений учащихся, создает мотивацию к чтению произведений.

Чтобы сэкономить время на уроке, лучше всего заранее подготовить каждому из учащихся опорный конспект, систематизирующий материал (его легко можно вычленить из логики предлагаемого урока). Оставим в нем место для записей, которые ученик может делать как на данном уроке (отмечать непонятные термины, задавать вопросы и т. д.), так и в процессе дальнейшей самостоятельной работы.

Материал для сообщений содержит следующие блоки, содержание которых мы кратко представили следующим образом.

I. ДРАМАТУРГИЯ ПЯТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

1. Судьба «Золотой кареты» Л. Леонова.
Диалектика отношений между личным счастьем и счастьем жизни для людей.
Полифонизм мотивов и психологический подтекст в пьесе.
Печально пророческие слова А. Фадеева о том, что эта драма вызовет недоумение ревнителей нормативной эстетики.

Сценические Ленинианы.
Трилогия о вожде Н. Погодина: «Кремлевские куранты», «Человек с ружьем», «Третья патетическая».

2. Пьеса С. Алешина «Все остается людям»
как одна из самых популярных в советской драматургии тех лет.
Экранизация пьесы с народным артистом СССР Н. К. Черкасовым.

II. ЛИРИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ДРАМАТУРГИИ ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ».
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ.


«Иркутская история» А. Арбузова — «энциклопедия приемов»; банальность фабулы и обаяние поэтического содержания пьесы.

Максимализм героев и гармония мироощущения автора в лирических пьесах В. Розова («В добрый час!», «В поисках радости» и др.).

Идеализм, внутренняя цельность, самобытность героев и «чудо» справедливости в пьесах А. Володина («Фабричная девчонка», «Пять вечеров»).

Очарование любви в «Варшавской мелодии» Л. Зорина.
Столкновение читательских мнений в объяснении поступков героев:
1. Покорность обстоятельствам?
2. Предательство любви?
3. Жестокость времени как главная причина несостоявшегося счастья влюбленных?

III. ДРАМАТУРГИЯ А. ВАМПИЛОВА.
«Движение» драматургического жанра


Жанровое многообразие пьес Вампилова.
Полифонизм характеров героев.
Трагикомедии о «потерянном поколении».
Зилов («Утиная охота») как герой своего времени.
Новаторство драматургии Вампилова.
Театральные и кинопостановки произведений А. Вампилова (его произведениям посвящен урок А. З. Куяновой «Быть или не быть, или Вечный сюжет о блудном сыне» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота»).

IV. СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

1. «Производственные драмы». «Пьесы-однодневки» или острая социальная публицистика?

Пьесы А. Гельмана «Протокол одного заседания», «Обратная связь», «Мы — нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми».
Театральные постановки пьесы «Протокол одного заседания» в БДТ им. А. М. Горького (реж. Г. Товстоногов и Ю. Аксенов) и во МХАТе (реж. О. Ефремов).
Публицистическая направленность финальных сцен.

2. Исторические экскурсы Э. Радзинского («Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом»).

3. Психологические драмы и трагикомедии В. Розова («Гнездо глухаря»), А. Арбузова («Жестокие игры») и др. как выражение нравственного неблагополучия общества «эпохи застоя», нарастающей в нем жестокости и исчезновения доброты.

4. «Современные истории» в драматургии М. Рощина.
Любовь и житейская обыденность в пьесах «Валентин и Валентина», «Старый Новый год» и др.
Незавершенность характеров героев, эскизность сюжета как средства выражения авторской позиции.

V. ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Драматургия «промежутка» (Б. Любимов).

Пьесы А. Галина, В. Арро, В. Славкина.
Пьеса Л. Разумовской
«Дорогая Елена Сергеевна».

Топтание на месте или мудрое желание «не бежать, а остановиться, чтобы понять смысл происходящего»? (О. Ефремов.)

Постреалистические тенденции в драматургии
«Песни двадцатого века» Л. Петрушевской.
Темы и герои.
Искаженность человеческих отношений и кризис семьи в пьесах Петрушевской.
Приемы натуралистического «обнажения» характеров.
Монологический характер диалогов героев.
Образ времени. («Три девушки в голубом», «Уроки музыки», «Квартира Коломбины» и др.)

Драматургия постмодернизма
Фантасмагорический театр Нины Садур:
соединение мистики и бытовых реалий.

Венедикт Ерофеев. «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».
Реализация конфликта в пространстве языка.
Трагизм финала.

Материал для размышления
Гёте писал о том, что трагедия изображает человека, «устремленного в глубь своей внутренней жизни, а потому события подлинной трагедии требуют лишь небольшого пространства».

Предложим учащимся поразмышлять о характере конфликта главного героя пьесы В. Ерофеева в связи с высказыванием Гёте о трагедии.

VI. ДРАМАТУРГИЯ РУБЕЖА ВЕКОВ

Разговор о сегодняшней драматургии начнем с выявления отношения ребят к проблемам современной жизни. Предложим учащимся назвать самые острые современные конфликты. Какой из них, с их точки зрения, носит сегодня более драматический характер — «человек и общество», «человек и человек», «человек с самим собой», «человек и природа», «человек и время» и почему?

Какие же конфликты становятся предметом сегодняшней драматургии? Кто выбран авторами на роли героев драмы? В чем художественное своеобразие современной пьесы? Насколько актуальны проблемы, затрагиваемые в этих произведениях? Какова авторская позиция?

Лиризм и психологическая глубина в создании женских характеров в пьесе В. Токаревой «Ну и пусть».
Попытка героев «выпрямить» сломанную судьбу. Музыка в пьесе.

Постмодернистские тенденции в драматургии.
Влияние коммерционализации театра на характер драматургии. Театр Нины Садур.

При наличии времени и интереса учащихся к творчеству Б. Акунина можно обратиться к его пьесе «Чайка» как современной интерпретации чеховского сюжета в жанре детектива.
Основные стилевые черты: кинематографичность повествования, напоминающая смену картин в немом кино, пародийность сюжета, смысл предлагаемых читателю разоблачительных версий, авторская позиция в произведении.

Драмы Н. Коляды.
Система характеров в пьесах как разные «модели поведения» людей в ситуации «обыденного хаоса»; «карнавальное мироощущение» героев-артистов (Н. Л. Лейдерман).
Сопряжение нормативной и ненормативной лексики как «диалог речевых стихий» (Н. Л. Лейдерман).
Пьеса «Сказка о мертвой царевне»: сопоставление героев «дна» пьесы Н. Коляды с обитателями ночлежки в пьесе М. Горького «На дне».
Гуманизм пьесы Горького и апофеоз «чернухи» в пьесах Н. Коляды.

Материал для дискуссии:

1. Предложим ученикам высказывания критиков и попросим их поразмышлять над тем, чья точка зрения на финал «ситуации выбора» кажется им вернее.

Л. Анненский: «...Коляда являет нам „мурло“ реальности: „дно“ жизни — его тема. По части знания реальности с ним не поспоришь. <...> Вопрос в другом: в том, что извлекает из этой реальности современное „критическое сознание“. Зачем оно так пристально всматривается в многослойную грязь жизни? Или примеряется к ней? <...> Я думаю, что интеллигенция, корчась от дурных предчувствий, примеряется-таки к той грязи, которая, как стало теперь ясно, у нас „навсегда“».

Н. Л. Лейдерман: «„Карнавальное мироощущение предлагает человеку расслабиться“, сорвать с себя моральную узду — в сущности, вернуться в доличностное состояние! Но согласится ли человек, осознавший себя личностью, такой ценой избавиться от экзистенциальных мук? Вот проблема, которая заключает в себе колоссальный драматический потенциал.
В пьесах Коляды именно эта проблема составляет содержание „ситуации выбора“, именно она становится движителем сюжета».

Поскольку вопрос носит дискуссионный характер, мы можем отложить его до заключительных уроков по литературе последнего десятилетия, когда будут прочитаны произведения.

2. В 60-е годы драматург А. Володин так выразил свое отношение на право искусства изображать зло:
«Жестокое, ничтожное, подлое можно описывать в той степени, в какой это обеспечено запасом доброты и любви. Как бумажные деньги должны быть обеспечены золотым запасом. Достоевский имел право на Смердякова и папу Карамазова, потому что у него были Алеша, Настасья Филипповна, и Мышкин, и мальчик Коля...»

Предложим учащимся выразить свою позицию по отношению к точке зрения драматурга-шестидесятника.

3. Многие критики называют сегодняшнюю литературу литературой «конца света». Согласны ли вы с этим утверждением? Если нет, то что, с вашей точки зрения, дает надежду на «свет в конце туннеля»?

Домашнее задание.

Для дальнейшего самостоятельного осмысления полученной на уроке информации и ее образной конкретизации дадим учащимся задание прочитать 3—5 пьес из числа тех, которые были названы в обзоре. Список может быть таким: А. Арбузов. «Иркутская история»; А. Володин. «Пять вечеров»; Л. Зорин. «Варшавская мелодия»; А. Гельман. «Протокол одного заседания»; Л. Петрушевская. «Уроки музыки»; В. Токарева. «Ну и пусть», а также другие произведения указанных авторов.

Прочитанные после обзорного урока произведения не только конкретизируют представления учащихся о развитии жанра драматургии во второй половине двадцатого века (смена героя, характера конфликта, художественных средств изображения и т. п.), но и подготовят к восприятию и изучению драмы А. Вампилова «Утиная охота». Предложенная система работы также поможет учащимся сориентироваться в сегодняшнем репертуаре театров.

В качестве творческого домашнего задания попросим учащихся попытаться придумать сюжет для современного драматического произведения, «пригласить» актеров на исполнение ролей и «нарисовать» афишу.

Литература
1. Анненский Л. Слоистые облака // Театр. — 1993. — № 7. — С. 3—11.
2. Громова М. И. В поисках современной пьесы // Литература в школе. — 1996. — № 3. — С. 74—83.
3. Злобина А. Драма драматургии // Новый мир. — 1998. — № 3. — С. 189—207.
4. История советского драматического театра. В 6 т. — М.: Наука, 1971. — Т. 6.
5. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950—1990-е годы. В 2 т. — М.: Академия, 2003.
6. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. H. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Степанова А. Современная советская драматургия и ее жанры. — М.: Знание, 1985.

Следующий урок: А. З. Куянова. «Быть или не быть, или Вечный сюжет о блудном сыне» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота») >>>

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)


 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика