Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни
Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова
Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда
Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл
названия
УРОК 97
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями драматургии А. П. Чехова; помочь осмыслить художественное своеобразие и мастерство драматурга; показать новаторский характер пьес
А. П. Чехова; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный и иллюстративный материал.
Тип урока: комбинированный; урок-лекция с элементами беседы.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление об особенностях драматургии А. П. Чехова; осмысляют художественное своеобразие
и мастерство драматурга; раскрывают новаторский характер пьес А. П. Чехова; составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Постановка и решение проблемного вопроса
• Что губит человека и что возвращает его к подлинной жизни (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Чехов-драматург формировался в конкретных исторических условиях, его путь к созданию новой драматургии проходил через определённые социальные формации,
которые должны были отразиться на характере и тенденциях, на тематике и строе его драм. Ключ к пониманию своеобразия чеховской драматургии и истоков его
художественных образов лежит в той исторической эпохе и в той социальной среде, которая выдвинула Чехова и предопределила его классовое сознание.
Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать
на основе критического усвоения окружающей писателя действительности социальную драму,— и стремление претворить материал своих
наблюдений в предельно правдивых образах, в точных реалистических формах искусства. Чехов создал серию драматических произведений, которые являются правдивыми
социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 1880-х гг. и эпохи предреволюционного рассвета 1890-х гг., и Чехов нашёл
для этих синтетических картин те художественные приёмы письма, которые сделали их необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее
проявление критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное познавательное и культурное значение для наших дней. Наша задача — раскрыть
это значение пьес Чехова, показать конкретный процесс появления и изменения социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обусловленных общим
изменением социально-политических установок его эпохи.
IV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя о становлении Чехова-драматурга.
Заслушивание «Литературных визиток» заранее подготовленных учащихся
(Учащиеся составляют тезисы.)
У ч и т е л ь.
А. П. Чехов весьма рано стал увлекаться театром. Будучи гимназистом, он участвовал в домашних спектаклях, выступая в собственных импровизациях, часто посещал
таганрогский театр, интересуясь наравне с классическим репертуаром переводными французскими мелодрамами и водевилями. Степень влияния театральной формы на раннее
литературное творчество Чехова видна из первых его литературных опытов. По свидетельству биографов писателя, первыми его литературными произведениями
были водевиль «Недаром курица пела», до нас не дошедший, и драма «Безотцовщина». Однако в силу литературной неопытности начинающего писателя
первая большая пьеса Чехова не была им напечатана и не была поставлена на сцене.
Свою драматургическую деятельность Чехов начал с писания юмористических одноактных пьесок-водевилей, или, как их называли в те годы,— шуток,
сцен. Эта малая форма драматургических произведений тесно примыкает к обширному циклу мелких рассказов и очерков Чехова того же времени.
В конце 1880-х гг., в пору усилившегося после разгрома народовольцев самодержавно-полицейского режима и вызванного им общественного угнетения, Чехов выступил
с пьесой «Иванов», в которой поставил задачей, как он сам определил,— суммировать образ интеллигента, подавленного тяжёлыми условиями
политического строя. Пьеса со своими центральными для эпохи темами, будучи поставленной на московской сцене, явилась поводом для необычайно оживлённого и
страстного обсуждения её современными критиками. В сезон 1889 г. «Иванов» был поставлен в Петербурге на сцене Александринского театра и имел
исключительный успех.
Успех дебюта Чехова на сцене побудил его к писанию вслед за первой драмой — пьесы «Леший». Новая пьеса ставила иные задачи: на первый план была
выдвинута моральная тема, вытекающая из обрисовки общей бытовой картины жизни интеллигентного круга лиц. Нарушение моральной нормы объясняло,
по замыслу Чехова, противоречия социальной жизни и все трудности человеческих взаимоотношений. Основная направленность пьесы — протест против подозрительного
отношения к людям, против желания наложить на человека тот или иной ярлык, протест против среды, которая в каждом человеке «ищет народника, психопата, фразёра — всё,
что угодно, но только не человека!» В пьесе дана галерея «нудных, эпизодических лиц», ряд «сонных физиономий, скучных, постылых разговоров», показана среда,
в которой главный герой Хрущов, по его словам, чувствует, что с каждым днём «становится всё глупее, мелочнее и бездарнее». «Леший» отразил характерную для жизни
разночинной интеллигенции конца 1880-х гг. растерянность перед суровой социальной действительностью, её метанья в поисках какого-то выхода из тисков этой
действительности и её неспособность правильно определить основное направление общего потока жизни.
Создание А. П. Чеховым пьесы «Чайка» приходится уже на середину 1890-х годов, на время, когда в театр проникали с разных сторон и упорно утверждались в нём
новые веяния. Ведущей темой пьесы является показ обывательского перерождения интеллигенции, тех её представителей, которые отходя от активной общественной жизни
и уходя в область чистого искусства, приходят к личному краху.
Заслушивание «Литературной визитки» о пьесе «Чайка»
У ч и т е л ь.
В середине 1890-х гг. — ко времени написания А. П. Чеховым пьесы «Дядя Ваня» — окончательно определилась художественная позиция
художника, как выразителя дум и исканий передовых слоёв мелкобуржуазной интеллигенции времени 1880-х годов и закончилось формирование его художественного стиля.
В пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехов дал объективную картину социально-политического бытия мелкобуржуазной интеллигенции. Мастерство
драматурга получило здесь полное и гармоничное разрешение.
Заслушивание «Литературной визитки» о сюжете, развитии
драматического конфликта в пьесе «Дядя Ваня»
У ч и т е л ь.
Пьеса «Три сестры» по своей теме является как бы продолжением пьесы «Дядя Ваня», обрисовывая судьбы того же интеллигентного слоя провинциальной России. Перед
нами проходят представители буржуазной и военной интеллигенции, не имеющие осмысленной жизни в настоящем, лишённые идейных перспектив в будущем. Тематическая
ткань пьесы, тонко обработанная реалистическими и психологическими приёмами, пронизана ярко выраженной пессимистической лиричностью.
Заслушивание «Литературной визитки» о сюжете, развитии
драматического конфликта в пьесе «Три сестры»
У ч и т е л ь.
В последней пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» звучит новая тема. Тема эта — крупнейшие общественные сдвиги, изменение дворянского
строя общества с его некогда устоявшейся, некогда крепкой типовой жизнью, смена распадающегося, уходящего помещичье-дворянского хозяйственного
уклада укладом буржуазно-капиталистическим.
Имя Чехова-драматурга неразрывно связано с Московским Художественным театром, который первый дал подлинную сценическую жизнь его пьесам.
Чеховские пьесы часто называют драмами настроения. Как писал К. С. Станиславский: «Их прелесть в том, что не передаётся словами, а скрыто под ними
или в паузах, или во взглядах актёров, в излучении их внутреннего чувства».
Как и в чеховской прозе, жизнь в его пьесах предстаёт многомерной, не поддающейся упрощённому толкованию. Чеховские «Чайка», «Дядя Ваня», «Три
сестры», «Вишнёвый сад» не сходят с театральных подмостков и по сей день.
2. Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом
учебника по теме урока (в группах)
Комментарий.
Каждая группа получает тему и задание: кратко записать основные положения статьи по этой теме.
Предполагаемые записи групп
1-я группа. Общая характеристика «новой драмы»
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия.
В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности.
Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе.
Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества.
Конфликт приглушён, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
2-я группа. Исторические истоки «новой драмы»
Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъёма:
• Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию;
• идёт неуклонное нарастание этого недовольства;
• освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека;
• беспокойность становится фактом повседневного существования людей. На этой исторической почве и вырастает чеховская драма.
3-я группа. Особенности поэтики «новой драмы»
• Нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;
• нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведёт свою партию, а целое, как в хоре без
солиста, рождается в созвучии множества равноправных и подголосков (полифонизм);
• новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей,
а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст;
• речевая индивидуализация героев стушёвана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы;
• события в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы;
• каждая пьеса состоит из четырёх актов.
3. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия: «Куда уходит жизнь?»
(по пьесам А. П. Чехова «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня»)
4. Составление обобщающей схемы «Структура пьес А. П. Чехова»
(Запись на доске и в тетрадях.)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Какие события в жизни России подготовили возникновение новой драмы?
• Каковы различия театра А. П. Чехова и театра А. Н. Островского?
• В чём заключаются основные особенности чеховской драматургии?
• Почему в драмах А. П. Чехова отсутствует деление на положительных и отрицательных героев?
• В чём состоит двойственность конфликта в драмах А. П. Чехова?
• Как вы понимаете выражение «подводное течение»? Кому принадлежат эти слова?
• Каково строение драм А. П. Чехова?
2. Обобщающее слово учителя
— А. П. Чехова иногда называют Шекспиром XX в. И это действительно так. Его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы
поворотную роль.
Уже при жизни писателя его творчество получило широкое признание в России и за рубежом, а в течение XX в. слава А. П. Чехова
(прежде всего как драматурга) стала всемирной. Его пьесы ставили все ведущие режиссёры, о влиянии А. П. Чехова на своё творчество говорили многие писатели
и драматурги, по его произведениям снято более 300 кинофильмов, а число постановок чеховских пьес в мире уступает только числу постановок пьес Шекспира.
Его драматические произведения, переведённые на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
VI. Домашнее задание
Прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (на сайте "К уроку литературы").
Следующий урок: А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда >>>
|