Что такое графика?
Это изображение, полученное на бумаге или на картоне при помощи карандаша, пера, кисточки или машины, печатающей рисунок с гравировальной доски.
Рисунок, акварель, иллюстрация в книге, плакат – все это графика.
Рисунки.
Художники-графики сравнительно редко пользуются цветными карандашами. Они рисуют (чаще всего на бумаге) углем, пером и тушью, простым карандашом, разноцветными мелками, которые называются пастелью.
Рисунки известных мастеров графики так же высоко ценятся и так же бережно хранятся, как и картины живописцев. Например, в Третьяковской галерее в Москве вы можете увидеть великолепные рисунки Валентина Серова, выполненные углем на холсте или карандашом на бумаге. К его лучшим работам относится «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», сделанный графитным карандашом. Линии рисунка хорошо передают изящество и грацию талантливой балерины, ее артистичность.
Акварель.
Другой вид графики – акварель (живопись водяными красками) – примерно полтора века назад процветал в Англии; в остальной части Европы акварель совсем была неизвестна. Английские акварелисты были настоящими виртуозами; особенно мастерски они изображали животных. Постепенно акварелью овладели и художники других стран. Прекрасным акварелистом был Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». Замечательный мастер акварельного портрета – советский художник Артур Фонвизин.
Гравюра.
Однако есть еще один вид графики, технически гораздо более сложный, чем акварель и рисунок, – гравюра.
Художник-гравёр наносит рельефный рисунок ножом, штихелем (резцом) или иглой на металлическую или деревянную доску, с которой затем получают на бумаге печатный оттиск (зеркальное изображение этого рисунка). Сами оттиски также называются гравюрами (или эстампами).
Существует множество разновидностей гравюр. Их различают по материалу и по технике обработки досок. Если краска покрывает выступающий рельефно рисунок (выполненный, как правило, на дереве или на линолеуме), гравюра называется выпуклой (или высокой). Если краска заполняет только углубления, гравюра называется углубленной (или глубокой); такая гравюра, как правило, делается на металле.
Гравюра на дереве – ксилография – один из самых старинных способов гравирования. В Западной Европе она получила распространение в XV в. с появлением книгопечатания, а в России – в XVI в.
Просушенную и отполированную дощечку покрывают тонким слоем белой краски. Затем по высохшей краске карандашом наносят рисунок. Линии рисунка гравер оставляет нетронутыми. Штихелем он удаляет места между линиями, которые на бумаге должны получиться белыми.
Печатают гравюру такой же типографской краской, какой печатают книги, газеты, журналы. Ее наносят на готовую к печати дощечку специальным валиком, предварительно прокатывая его по каменной плите с краской.
Бумагу кладут на чугунную плиту печатного станка. На нее опрокидывают дощечку – стороной, смазанной краской. Нажимают рычаг – сверху опускается другая плита и придавливает дощечку к бумаге. На бумаге получается оттиск.
С одной деревянной доски можно получить очень много оттисков – тираж гравюры по дереву, как правило, велик.
Офорт.
Несколько моложе гравюры на дереве гравюра на цинке – офорт. Но и офорту уже четыреста лет. Его техника основана на свойстве металла бурно реагировать с кислотами. Гладкую металлическую доску покрывают слоем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку специальной офортной иглой процарапывают рисунок. Потом доску кладут на некоторое время в ванночку с кислотой. Там, где лак процарапан, кислота проедает в доске желобки, точно повторяя нанесенный иглой рисунок. Затем лак смывают с доски. Офорт готов к печати. Печатают его примерно так же, как и гравюру на дереве. Только там на бумаге оставались следы краски, приставшей к выпуклостям доски (высокая гравюра), а здесь наоборот – отпечатывается краска, застрявшая в желобках (глубокая гравюра).
Литография.
Сравнительно недавно, в конце XVIII в., появилась литография – совершенно особый вид гравюры. С начала XIX в. этот способ благодаря простоте и легкости исполнения стал популярным видом графики. Материалом для литографии служит специальный литографский камень – очень плотный известняк, а также цинковые и алюминиевые пластины. На отшлифованном камне (или металлических пластинах) рисуют, как на бумаге, жирным черным карандашом, а затем травят камень кислотой. Жирные следы карандаша мешают кислоте реагировать с камнем. Она воздействует только на не покрытую карандашом поверхность. Затем карандашный рисунок смывают и наносят типографскую краску, которая пристает лишь к непротравленным плоским (нерельефным) частям камня, в точности соответствующим рисунку.
С литографского камня рисунок перепечатывается на бумагу, причем в литографии можно пользоваться и пером, и кистью, и карандашом, можно соскребать и переделывать любую часть рисунка, добиваясь выразительности или сходства.
Итак, вы познакомились с тремя наиболее распространенными видами гравюр. Обычно художник выбирает одну какую-нибудь технику гравюры в соответствии со своими вкусами и задачами своего творчества. Замечательным офортистом был великий голландский живописец и график Рембрандт, прекрасными граверами по дереву – немецкий художник Дюрер и советский график Фаворский.
Если вы сравните офорт Рембрандта и гравюру на дереве Дюрера, то сразу заметите разницу в самом впечатлении, которое они производят. Офорт Рембрандта воздушен, пронизан светом, несколько зыбок. Он как будто трепещет, живет. Альбрехт Дюрер режет по дереву уверенно, определенно и точно, тщательно прорисовывая форму предметов.
Великий французский художник Оноре Домье всем видам графики предпочитал литографию. Домье сотрудничал в сатирических журналах. В своих рисунках он высмеивал короля, буржуазию и чиновников. Его литографии были всегда злободневны. Ему приходилось спешить, чтобы рисунок успел попасть в номер журнала или газеты. Литография оказалась незаменимой для этой всегда срочной работы.
Литография и сейчас пользуется большой популярностью среди художников-графиков. Посмотрите иллюстрации советского художника Е. А. Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1945) – они выполнены в литографской технике.
Молодое поколение советских графиков увлекается гравюрой на линолеуме. Принцип ее совершенно тот же, что и у ксилографии, только вместо деревянной дощечки употребляют линолеум. С помощью линолеума можно делать гравюры очень большого размера. Как правило, такие гравюры отличают мощные контрасты черного и белого, простые, обобщенные, четкие формы.
Ксилография, офорт, гравюра на линолеуме, литография обычно используются для исполнения книжных иллюстраций, станковых (самостоятельных) произведений.
Плакат.
Совершенно особая отрасль графического искусства – плакат. У плаката и задача особая: он обращается к нам со стен домов, с рекламного щита у дороги, из витрины магазина. Плакат агитирует нас, призывает, воодушевляет. Плакат – самый массовый вид изобразительного искусства. Его темы – борьба за мир, оборона страны, коммунистический труд и др.
К исполнению плаката предъявляются три основных требования: он должен быть достаточно большим по размеру, чтобы привлекать к себе внимание; в плакате не должно быть никаких лишних подробностей, которые отвлекали бы от основной мысли художника; наконец, мысль, которую хочет внушить автор плаката, должна быть абсолютно ясной, – увидев плакат даже мельком, вы должны сразу понять, о чем идет речь.
С первых же дней существования Советского государства художники-плакатисты активно боролись с его врагами оружием своего искусства. Многим известны плакаты Д. С. Моора – «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!» (плакат Моора призывал помочь голодающим крестьянам Поволжья). Талантливым плакатистом был поэт Владимир Маяковский – его «Окна РОСТА», которые выставлялись в витринах, до сих пор служат образцом для советских художников. Замечательные плакаты были созданы во время Великой Отечественной войны.
Плакаты печатают в типографиях, как газеты и книги, пользуясь оригиналом, который художник рисует красками на бумаге. Плакатисты, как правило, работают непрозрачной водяной краской – гуашью. Но рисуют плакаты и углем, и акварелью, и карандашом, и даже масляной краской. |