Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»
Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина
Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина
Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха
Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина
УРОК № 33
Тема.
Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина
Цель: показать учащимся, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина, проследить, что включает поэт в это понятие;
анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного
чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения
к поэтическому слову, любви к Родине.
Оборудование: портрет С. А. Есенина, тексты стихотворений о природе и Родине, аудиозапись романса «Забава» (на стихи
С. А. Есенина) в исполнении Александра Малинина, репродукции картин И. И. Левитана, А. А. Рылова, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильева.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения, определяют
основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных
приёмов в поэзии поэта.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какие эпизоды биографии Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались
отношения поэта с эпохой и современниками?
• Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края?
• В чём уникальность, самобытность художественного мира Есенина? Каковы наиболее характерные приметы мира поэта?
• Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня?
• Какой предстаёт любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной
жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами отобразилась в стихах, полных любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды — всё это отобразилось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика,— не без гордости говорил Есенин,— жива
одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».
Это Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения.
Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства
поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас.
Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской
природы, которую он воспел в своих стихах. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов — это признание в любви
родным полям, берёзкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живёт и дышит Родиной.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какое развитие получила это тема в лирике Сергея Александровича Есенина.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё написанное им
проникнуто чувством родины.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир
народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная
небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её
светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый
девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
От проникновенных стихов о стране «берёзового ситца», шири её степных раздолий, шуме зелёных дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые
грозные годы — каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам. Можно даже сказать, что это не просто природа или родина, это особый цельный
образ, который можно назвать ПРИРОДА — РОДИНА.
2. Исследовательская работа (в группах)
Рассмотрите тему: «Развитие темы Родины и природы в творчестве Есенина» по периодам.
• 1-я группа.
«Мой край задумчивый и нежный…» (1914–1916): стихотворения «Край любимый, сердцу снятся…»,
«Русь», «Запели тесаные дроги…».
• 2-я группа.
«Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь» (1917–1921):
стихотворения «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…»,
«Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!».
• 3-я группа.
«Несказанное, синее, нежное, тих мой край после бурь, после гроз» (1924–1925):
стихотворения «Русь Советская», «Русь уходящая»,
«Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль…».
Общий для всех групп план
1. Выделите в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме Родины, природы.
2. Проанализируйте стихотворения, обратив внимание на то, как развивается эта тема в данном произведении, как соотносится с темой и идеей образный
строй стихотворения.
3. Представьте свои наблюдения в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.
Презентация результатов работы
3. Создание и решение проблемной ситуации
(работа в парах с текстами стихотворений о родине и природе С. А. Есенина)
Задание.
«Природу Есенин ощущал в движении, он улавливал взаимосцепление отдельных её элементов. Он мог изобразить одно явление природы с помощью
другого: “Сыплет черёмуха снегом”; “Как метель черёмуха машет рукавом”; “На грядки капусты волноватой рожок луны по капле масло льёт”; “Кругом роса
медвяная сползает по коре, Под нею зелень пряная сияет в серебре”. Взор поэта схватывает и общую картину, и мелкие предметные детали (часто близкие к предметам
обиходного мира). Природа дышит, действует, живёт. Именно этим объясняется то, что поэт, описывая её, прибегает к способам звукового изображения: “Звонкой
позолотой взвенивает лес”; “Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”. Звенит в его стихах не только сосняк, звенит и рожь, и — что особенно
характерно — в звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: “в роще по берёзкам белый перезвон”, “хотел бы затеряться в зеленях
твоих стозвонных”, “а у низеньких околиц звонко чахнут тополя”» (И. С. Эвентов).
• Продолжите ряд примеров «цветного звучания» есенинских стихов, начатый литературоведом И. С. Эвентовым, определите эмоциональные оттенки
этого звучания.
• Проследите, какая эмоциональная доминанта была характерна для «озвучивания» лирики поэта в различные этапы его творчества. Подтвердите
ваши наблюдения цитатами из произведений С. А. Есенина.
4. Коллективная работа
над составлением обобщающей сопоставительной таблицы
«Родина и природа в творчестве Сергея Есенина»
(запись в тетрадях)
ТАБЛИЦА
Родина и природа в творчестве Сергея Есенина |
Название стихотворения |
Содержание и художественные особенности |
|
• Свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом;
• полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.
Метафоры и эпитеты: «сыплет черёмуха снегом»; «никнут шёлковые травы»; «Ой вы, луга и дубравы,— Я одурманен весной!» |
|
В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается
в её мир, говорит её языком.
Риторическое обращение: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Эпитеты и метафоры: «гарь в небесном коромысле» |
|
В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге
и поминальные кресты, а с другой — «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тёсаным дрогам. И вот
из этого противоречия выплёскивается признание:
О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску |
«О верю, верю, счастье есть…» (1917) |
В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как
«заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь»,
волнуется «неуёмный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовёт Русь «взмахнуть
крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полёт» |
|
Стихотворение показывает сложное отношение автора к произошедшим на его
родине переменам. С одной стороны, поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой —
«душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш»;
• грусть и радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далёкой стороны»;
• новый свет другого поколения не греет |
«Возвращение на родину» (1924) |
• Жизнь не даёт покоя и умиротворения. Она несёт на родную землю
неумолимые перемены;
• надвигается страшный железный гость, обдаёт стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому
большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь Богу негде помолиться» |
«Неуютная жидкая лунность» (1925) |
В стихотворении поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и её лачугами, сохой и песней тележных колёс |
|
• Исповедальность стихотворения;
• философские размышления;
• глубокий, осмысленный взгляд; насыщенные образы, богатая образность: «равнина дорогая», «ковыль, бревенчатая изба»;
• употреблена инверсия; градация; оксюморон; конец стихотворения звучит как эпитафия: готов всё любить, но полюбить не чтобы жить, а чтобы умереть |
|