Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
С.А.Есенин. Фото,
Москва, 1925.
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»

Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина

Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина


УРОК № 36
Тема.
Тема быстротечности человеческого бытия
в лирике С. А. Есенина


Цель: ознакомить учащихся с философской лирикой поэта; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в парах, фонограмма романса романса на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» (музыка Г. Ф. Пономаренко).
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о философской лирике С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Сопоставительная работа (в парах)

— Как проявляются в есенинской любовной лирике сложность характера и психологического состояния лирического героя?
Сопоставьте отдельные стихотворения двух известных поэтических циклов «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы».

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвящённой России.

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращённых в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришёл в этот мир?

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина.

Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный На полях твоих, земля!» — говорит поэт. Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в скоротечности и непрестанном движении этого пути. Человек приходит в мир, проходит свой путь и в свой срок уходит из жизни, как гость из гостеприимного дома:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.

Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни. В обоих стихотворениях звучит мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца.

Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни — звучат и в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…». Но здесь акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье:

…И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Стихотворение, которое можно назвать итоговым,— «Цветы мне говорят: прощай…» (1925),— повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю сложность и гармоничность бытия. Стихотворение построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости.

В то же время в нём нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Поэт чувствует, что жизнь человека должна раствориться в круговороте бытия, «что всё на свете повторимо». При этом в последней строке стихотворения заявлена его, быть может, главная мысль — о неповторимости каждого цветка, каждого индивидуального существования, которое именно благодаря этой своей неповторимости оказывается ценным.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• С. А. Толстая-Есенина вспоминала слова поэта: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». Какими строками лирического отступления в начале шестой главы «Мёртвых душ» могло быть навеяно это стихотворение?

Подсказка.
Начало шестой главы заканчивается словами: «…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!».

• Определите тему и идею стихотворения.
• Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции:
а) фольклорная; б) литературная.
Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?
• В чём состоит особенность построения стихотворения?
• Выделите постоянные есенинские детали (образы, эпитеты, лирические мотивы), которые образуют общую картину его поэтической страны.
• Проследите движение лирического сюжета стихотворения: как меняется настроение героя от начала к концу?
• Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: «процвесть» и «умереть»?
• Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть?

В) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)


• Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.
• Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Глоссарий-подсказка.
Элегия (греч. elegeia, от elegos — «жалобная песня»), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции.

Г) Обобщение учителя

— Тема стихотворения — предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, её осмысление. Человек в восприятии поэта — часть мира природы, а в природе всё разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и всё в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже «процвесть», тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему всё венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

По своему философскому содержанию — размышление о жизни в предчувствии смерти — есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли…». Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в своё время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Отговорила роща золотая…»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Выполнение тестовых заданий
(работа в парах с раздаточным материалом)

1. Стихотворение по своей тематике близко стихотворениям:
«Гой ты, Русь, моя родная…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке».

2. К какому жанру отечественной поэзии может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»: ода, элегия, послание, баллада?

3. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» — «роща золотая отговорила милым языком»).

4. Как называется приём одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?

5. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костёр рябины красной»).

6. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4-й строфы стихотворения?

7. Как называется фонетический приём, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?

Ключ.
1) «Не жалею, не зову, не плачу…»; 2) элегия; 3) кольцевая; 4) олицетворение; 5) метафора; 6) анафора (повтор); 7) ассонанс.

В) Обобщение учителя

— В этом стихотворении поэт создаёт яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной», ощущая себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Состояние природы отражает состояние души лирического героя.

4. «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание аудиозаписи романса на стихи
С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

(музыка Г. Ф. Пономаренко)

У ч и т е л ь.
Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню: грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное — чувствовал её. Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой. Давайте окунёмся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.

5. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Анализ поэтического текста
по предложенному учителем плану

(работа в парах)

План

1. Впечатление, которое произвело на вас поэтическое произведение.
2. Время создания стихотворения.
3. Чем вызвано появление на свет.
4. Кому или какому событию посвящено.
5. С какими событиями в жизни поэта связано.

В) Обобщение учителя

— Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть. Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней… Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

6. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Сорокоуст»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует ваше воображение?
• Как поэт воспринимает «каменное» и «стальное»?
• Отметьте средства выразительности поэтической речи, при помощи которых поэт создаёт художественные образы.

В) Обобщение учителя

— Жеребёнок — это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Жеребёнок воплощает в себе всю красоту природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

Поэт увидел катастрофу — безнадёжное наступление на природу бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обречённое единоборство, любителя всего живого, с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стала самой главной опасностью.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого разнообразия жизни с её радостями и тревогами. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со всем живущим, со всем, что его окружает. С новой силой звучат сегодня есенинские строки: «Как прекрасна Земля и на ней человек!». Идут годы, сменяются поколения, но остаётся вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем хрупком мире голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем:
«Поэтические богатства из “ларца слов и образов” Сергея Есенина»,
«“Большое видится на расстоянии”: поэтические прозрения Сергея Есенина»,
«“…Так много сделано ошибок”: исповедальные мотивы лирики Есенина».

Следующие уроки: Урок № 37. Особенности русской литературы 20-х гг. XX в. >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В. А. Ширяевец.
Фото, 1913 г.
 
С. А. Клычков.
Фото, 1911 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика