Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»
Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина
Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина
Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха
Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина
УРОК № 36
Тема.
Тема быстротечности человеческого бытия
в лирике С. А. Есенина
Цель: ознакомить учащихся с философской лирикой поэта; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое
произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для
работы в парах, фонограмма романса романса на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» (музыка Г. Ф. Пономаренко).
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о философской лирике С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно
читают и комментируют стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Сопоставительная работа (в парах)
— Как проявляются в есенинской любовной лирике сложность характера и психологического состояния лирического героя?
Сопоставьте отдельные стихотворения двух известных поэтических циклов «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы».
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвящённой России.
В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращённых в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришёл
в этот мир?
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина.
Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный
На полях твоих, земля!» — говорит поэт. Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в скоротечности
и непрестанном движении этого пути. Человек приходит в мир, проходит свой путь и в свой срок уходит из жизни, как гость из гостеприимного дома:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…
Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.
Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого
и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни. В обоих стихотворениях звучит мотив осени
жизни, увядания и предчувствия конца.
Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни — звучат и в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…». Но здесь акцент сделан на
радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье:
…И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Стихотворение, которое можно назвать итоговым,— «Цветы мне говорят: прощай…» (1925),— повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю
сложность и гармоничность бытия. Стихотворение построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости.
В то же время в нём нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Поэт чувствует, что жизнь человека
должна раствориться в круговороте бытия, «что всё на свете повторимо». При этом в последней строке стихотворения заявлена его, быть может, главная мысль — о
неповторимости каждого цветка, каждого индивидуального существования, которое именно благодаря этой своей неповторимости оказывается ценным.
2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• С. А. Толстая-Есенина вспоминала слова поэта: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». Какими строками лирического отступления в
начале шестой главы «Мёртвых душ» могло быть навеяно это стихотворение?
Подсказка.
Начало шестой главы заканчивается словами: «…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то
скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!».
• Определите тему и идею стихотворения.
• Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции:
а) фольклорная; б) литературная.
Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?
• В чём состоит особенность построения стихотворения?
• Выделите постоянные есенинские детали (образы, эпитеты, лирические мотивы), которые образуют общую картину его поэтической страны.
• Проследите движение лирического сюжета стихотворения: как меняется настроение героя от начала к концу?
• Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: «процвесть» и «умереть»?
• Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть?
В) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)
• Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.
• Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки.
Глоссарий-подсказка.
Элегия (греч. elegeia, от elegos — «жалобная песня»), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины,
медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции.
Г) Обобщение учителя
— Тема стихотворения — предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, её осмысление. Человек в восприятии поэта — часть мира
природы, а в природе всё разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и всё в мире. И со смертью одного жизненный
круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы
тоже «процвесть», тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему всё венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
По своему философскому содержанию — размышление о жизни в предчувствии смерти — есенинское стихотворение
«Не жалею, не зову, не плачу…» перекликается
с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли…». Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в своё время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.
3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Отговорила роща золотая…»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Выполнение тестовых заданий
(работа в парах с раздаточным материалом)
1. Стихотворение по своей тематике близко стихотворениям:
«Гой ты, Русь, моя родная…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке».
2. К какому жанру отечественной поэзии может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»: ода, элегия, послание, баллада?
3. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» — «роща золотая отговорила милым языком»).
4. Как называется приём одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?
5. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь»,
«костёр рябины красной»).
6. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4-й строфы стихотворения?
7. Как называется фонетический приём, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?
Ключ.
1) «Не жалею, не зову, не плачу…»; 2) элегия; 3) кольцевая; 4) олицетворение; 5) метафора; 6) анафора (повтор); 7) ассонанс.
В) Обобщение учителя
— В этом стихотворении поэт создаёт яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический
герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной», ощущая себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой
относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Состояние природы отражает состояние души лирического героя.
4. «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание аудиозаписи романса на стихи
С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»
(музыка Г. Ф. Пономаренко)
У ч и т е л ь.
Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал
русскую песню: грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное — чувствовал её. Композиторы создавали произведения, навеянные
стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой. Давайте
окунёмся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.
5. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Анализ поэтического текста
по предложенному учителем плану
(работа в парах)
План
1. Впечатление, которое произвело на вас поэтическое произведение.
2. Время создания стихотворения.
3. Чем вызвано появление на свет.
4. Кому или какому событию посвящено.
5. С какими событиями в жизни поэта связано.
В) Обобщение учителя
— Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть.
Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент.
От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней… Тем более лирический герой уверен, что мир усопших
не имеет ничего общего с нашим миром:
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем,
что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
6. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Сорокоуст»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует ваше воображение?
• Как поэт воспринимает «каменное» и «стальное»?
• Отметьте средства выразительности поэтической речи, при помощи которых поэт создаёт художественные образы.
В) Обобщение учителя
— Жеребёнок — это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Жеребёнок воплощает в себе всю красоту
природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается
с размышлениями о судьбе России.
Поэт увидел катастрофу — безнадёжное наступление на природу бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обречённое единоборство, любителя всего живого,
с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стала самой главной опасностью.
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого
разнообразия жизни с её радостями и тревогами. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со
всем живущим, со всем, что его окружает. С новой силой звучат сегодня есенинские строки: «Как прекрасна Земля и на ней человек!». Идут годы, сменяются
поколения, но остаётся вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем хрупком мире голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем:
«Поэтические богатства из “ларца слов и образов” Сергея Есенина»,
«“Большое видится на расстоянии”: поэтические прозрения Сергея Есенина»,
«“…Так много сделано ошибок”: исповедальные мотивы лирики Есенина».
Следующие уроки: Урок № 37. Особенности русской литературы 20-х гг. XX в. >>>
|