Куприн А. И.: жизнь, творчество. Повесть «Поединок». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912
 
А. И. Куприн.
Фото, 1907-1908-е гг.
 
Куприн А. И.
Олеся

("К уроку литературы")
 
Иллюстрация Д. А. Дубинского
к повести А. И. Куприна
«Поединок»
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)


4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся»

Урок № 9. А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов

Урок № 10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»

Урок № 11. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна


УРОК № 8
Тема.
А. И. Куприн: жизнь, творчество.
Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок».
Мир природы и мир человека в повести «Олеся»

Цель:
ознакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А. И. Куприна; определить творческое место писателя в контексте эпохи и русской литературы в целом; выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А. И. Куприна «Олеся»; показать жестокий и позорный армейский мир и поиски избавления от «зла» жизни в повести «Поединок»; развивать навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты повестей «Поединок», «Олеся», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся»; раскрывают их идейно-художественный замысел; анализируют повести в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Один из выдающихся писателей-реалистов конца XIX — начала XX вв., Александр Иванович Куприн вошёл в наш духовный обиход как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как преемник демократических и гуманистических идей великой русской литературы XIX в. Он оставил нам прекрасные образцы реалистического повествования, острого и динамического по сюжету, лаконичного, интересного в психологическом отношении. Куприн был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни, любовью к России и русскому народу.

Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX — начала XX вв. «Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья»,— эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти мотивы нашли своё отражение в творчестве А. И. Куприна. Он великолепный рассказчик, замечательный по естественности и гибкости интонаций. Он охотно обращается к историческим анекдотам и преданиям, берёт готовую канву, расцвечивая её россыпями своего богатого языка.

Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздаёт сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Биография А. И. Куприна похожа на роман приключений… «Ты — репортёр жизни. Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни»,— так определил своё призвание А. И. Куприн.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. И. Куприна

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя

— Отечественный культуролог Ю. М. Лотман утверждал, что существует два типа писателей:

1) звучат в контексте эпохи, понятны современникам, но с течением времени становятся неактуальны и отходят на второй план (Бенедиктов, Булгарин, Надсон);

2) опережают своё время, остаются неприняты современниками, но входят в литературу на века (Фет, Достоевский, Платонов).

Куприн же являет собой редкий случай принадлежности к обоим типам писателей: в молодости он был светским львом, любил эпатировать публику, его имя не сходило со страниц газет, а читатели постоянно ждали его новых произведений.

Современники называли его «писателем без выдумки». Действительно, очень богатый жизненный опыт позволял Куприну в своих произведениях практически не отходить от реальности. Он постоянно жаждал приключений, не прошёл мимо ни одного научного открытия, совершившегося в его время: в водолазном костюме погружался на морское дно, спускался в самые глубокие шахты, летал на аэроплане, выходил с рыбаками на промысел в сильный шторм, был актёром бродячей театральной труппы, увлёкшись кинематографом, пытался создать сценарий по одному из своих рассказов.

Причиной такой постоянной жажды приключений, возможно, была его восточная кровь. Татарские корни легко угадываются даже во внешнем облике писателя. Глядя на портреты, мы понимаем, как многолик был Куприн: это и молодой офицер, и благородный хан, и светский лев. (Обращение к портретам, размещённым на доске.)

Так же многолики и герои произведений Куприна. Объединяет их одно: постоянная борьба с внешними обстоятельствами и со своими внутренними переживаниями. Литературное наследие Куприна велико: это эпические произведения, литературоведческие работы, публицистические статьи и даже юношеские стихи.

Куприн был плодотворным, но в то же время очень требовательным к себе писателем: многократно редактировал свои произведения, уничтожал рукописи, вновь восстанавливал их. Интересна в этом плане творческая лаборатория писателя: мысль Куприна буквально не поспевала за рукой, потому большинство своих произведений Куприн диктовал машинисткам.

Произведением, принесшим ему общероссийскую и даже мировую известность, стала повесть «Поединок». Здесь Куприн во многом предстаёт продолжателем традиций Л. Н. Толстого, а именно его идеи о том, что «военная служба разлагает людей».

Толстовская идея гуманизма в армии развивается Куприным, который показывает человеческий путь исканий, начиная с простого солдата и заканчивая офицером.

Поэтическая история любви романтизированной героини и «ленивого сердцем» безвольного героя на лоне природы дана в повести «Олеся» (1898). В основу этой повести легли впечатления писателя о временах службы управляющим в Волынской губернии.

3. Аналитическая работа
по повести «Поединок»

А) Беседа


• Почему А. И. Куприн назвал свою повесть именно «Поединок»? Почему повесть не названа по-другому? В чём смысл заглавия повести?

• Чем отличается изображение поединка у Куприна от изображения дуэли в произведениях других писателей?

• Почему Куприн, по его же словам, «…хотел дать целую картину дуэли между Ромашовым и Николаевым, а вынужден был ограничиться только одним протоколом секундантов»?

• Согласны ли вы с тем, что Шурочка,— единственный «действительно ницшеанский» персонаж повести?

• Какие мотивы русской классической литературы XIX в. воскресают в отношениях Ромашова и солдата Хлебникова?

• Что в облике и мыслях подпоручика Ромашова напоминает вам о героях Л. Н. Толстого? Можно ли сопоставить Ромашова с персонажами «Казаков», «Войны и мира», «Воскресения»?

• Есть ли что-либо общее между героем Куприна и персонажами пьесы А. П. Чехова «Три сестры»?

• Что защищает Ромашов на дуэли? Случайна ли гибель героя? Видится ли вам нечто символическое в судьбе и гибели Ромашова?

• «Поединок» основан на впечатлениях Куприна 1890—1894 гг., но написан в 1904–1905 гг., во время русско-японской войны. Как вы думаете, атмосфера какого времени, военного или мирного, преобладает в самоощущении и размышлениях Ромашова?

Б) Постановка и решение
проблемного вопроса


• После выхода повести в свет офицеры русской армии присылали Куприну как приветственные письма, так и вызовы на дуэль. К какой группе примкнули бы вы, если были бы подпоручиком «образца 1905 года»? Как реагировали бы на выход в свет книги о современной российской армии, близкой по духу к повести «Поединок»?

В) Обобщение учителя

— Основа сюжета повести «Поединок» — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю неправомерность социальных отношений людей.

И вновь Куприн говорит не о выдающихся личностях, не о героях, а о русских офицерах и солдатах рядового армейского гарнизона. Умственные, духовные, житейские устремления офицеров мелки и ограниченны. Если в начале повести Куприн писал о светлых исключениях в этом мирке — о мечтателях и идеалистах, то в жизни без идеалов, ограниченной рамками кастовых условностей и карьерных устремлений, начинают опускаться и они. Ромашов — как бы дальнейшее развитие образа купринского «естественного человека», но поставленного в конкретные условия социальной жизни. Это слабый герой, но уже способный в процессе прозрения к сопротивлению. Однако его бунтарство трагически обречено, в столкновении с расчётливой волей других людей предопределена и его гибель.

4. Аналитическая работа
по повести «Олеся»

А) Беседа


• Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся»?

• Чем привлекает Ивана Тимофеевича рассказ о местной колдунье?

• Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич?

• Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие?

• Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она? Способен ли её избранник на настоящее чувство?

• Расскажите о колдунье Олесе, её трагической судьбе. Можно ли её поведение и отношение к городскому «панычу» считать уроком нравственной красоты и благородства?

• Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси?

Б) Коллективная работа
над составлением таблиц

«Художественные особенности повести “Олеся”» и «Главные герои повести» (запись в тетрадях)
Художественные особенности повести «Олеся»
Повествование построено на противопоставлении героев
Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро
Люди, отягощённые завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии
Олеся, Мануйлиха
Жители Полесья
Иван Тимофеевич
Ярмола
Главные герои повести «Олеся»
Олеся
Иван Тимофеевич
Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви
Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере
«Большие, блестящие тёмные глаза, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум»
«Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь»
В характере героини слились гордость, независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утончённостью переживаний
Он будто мягок, отзывчив и искренен
Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем
Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный
Через сопоставление Олеси с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволяет увидеть в девушке главное: она не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику; любовь — это главный смысл жизни. И хотя их любовь взаимна, главные герои находятся в полярных отношениях



В) Обобщение учителя

— Схема повести литературно традиционна: интеллигент, человек обыкновенный, безвольный, робкий, в глухом углу Полесья встречается с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации. Куприн наделяет её ярким характером. Олеся отличается непосредственностью, цельностью, душевным богатством.

Схема сюжета тоже традиционна: встреча, зарождение и драма неравной любви.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного человека», в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой «естественной» нормы человека.

Образ «естественного человека» пройдёт через творчество Куприна от произведений 1900-х годов до последних повестей и рассказов эмигрантского периода. Но Куприн-реалист довольно ясно осознавал абстрактность своего идеала человека; недаром в столкновении с реальным миром, с «противоестественными» законами действительности «естественный» герой всегда терпел поражение: или отказывался от борьбы, или становился изгоем общества.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»


• Можно ли сказать, что детские и юношеские годы Куприна дают материал для отыскания истоков его характерных особенностей как художника? Вправе ли мы утверждать, что «художественный нерв» Куприна скрыт в его «проходных» героях — Иване Тимофеевиче («Олеся»), подпоручике Ромашове («Поединок»)?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить сообщение о творческой истории создания рассказа «Гранатовый браслет».

Следующие уроки: Урок № 9. А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
Иллюстрация Д. А. Дубинского к повести А. И. Куприна «Поединок»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика