Главная |
|
|
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912 |
|
|
А. И. Куприн. Фото, 1907-1908-е гг. |
|
|
|
|
Желтков.
Иллюстрация П. Пинкисевича к рассказу А. И. Куприна
«Гранатовый браслет» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)
4 ЧАСА
Уроки литературы в 11 классе[1] |
Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир
природы и мир человека в повести «Олеся»
Урок № 9. А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные
особенности, система образов
Урок № 10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история
любви «маленького человека»
Урок № 11. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна
УРОК № 10
Тема. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».
Любовь как великая и вечная духовная ценность.
Трагическая история любви «маленького человека»
Цель: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна; провести комплексный
анализ рассказа; раскрыть трагическую историю любви «маленького человека»; развивать навыки творческого
чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст рассказа «Гранатовый браслет», иллюстративный материал по теме урока,
аудио запись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся на основе наблюдения, исследования приходят
к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа.
Безответная любовь не унижает человека,
а возвышает его.
А. С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Каждая эпоха даёт свои ответы на вопросы, поставленные перед человеком любовью. Особенно трудно отвечать на эти вопросы было на рубеже XIX–
XX вв., в период, когда каждый окончательно углубился в себя, отстранился от других; когда чувство отчаяния (примета эпохи) заставило многих отказаться от
вечных ценностей и отвело любовь в душах людей на второй план.
Оттого особенно ценно было появление в этот период такого искреннего и чистого произведения, как повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». «Какая превосходная
вещь “Гранатовый браслет” Куприна… Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература»,— писал о повести очень требовательный
в вопросах литературы Максим Горький, чьё одобрение всегда дорогого стоило.
Сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все события, явления, отдельные предметы
и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает рассказ уже 100 лет и не перестаёт им восхищаться и плакать.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа
(с опорой на текст рассказа)
• Как княгиня Вера воспринимает день своих именин?
• Какой предстаёт перед нами Вера? Как характеризует княгиню её портрет?
• Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни?
• Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей
Веры (см. гл. IV).
• Кто из гостей Веры изображён с симпатией? Почему?
• Прочитайте выразительно монолог генерала Аносова о любви. Какую роль
в рассказе играет этот монолог? Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?
• Какой приём использует писатель для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
• Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?
• Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О чём говорит это поступок?
• Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова?
• Какова реакция окружающих на подарок Желткова?
• Как вы думаете, кроме трагедии безответной, неразделённой любви присутствует ли в данном герое ещё какая-либо другая трагедия?
• Как изображаются писателем Желтков и его любовь?
• Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти?
• Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?
• Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?
2. Коллективная работа
над заполнением таблицы
«Главные герои рассказа» (запись в тетрадях)
Главные герои рассказа «Гранатовый браслет» |
Княгиня Вера Николаевна |
Телеграфист Желтков |
• Благородная натура, тонко чувствующая возвышенное и прекрасное. Однако
её «я» погружено в некий самоуспокоенный сон. Красивая и холодная.
• Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Она
производит впечатление равнодушной особы.
• «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё!» |
• Небогатый малограмотный чиновник,
робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере.
• Любит Веру Николаевну тем страстным, испепеляющим чувством, которое «заключает в себе весь смысл жизни — всю вселенную!»
• Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького
человека, над суетным миром, миром несправедливости и злобы |
Главные герои произведения проходят испытание любовью |
Любовь — чистая, высокая и недосягаемая мечта |
Любовь — «крепка, как смерть…»
Она выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранничество, обнаружила в нём могучую и светлую силу жизни,
человеческую красоту, которая останется в веках как памятник величия сердца простого человека |
Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует
жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди
умирают, и я даже почти понял, что передо мною мёртвый человек. Понимаешь, Вера,
я и не знал, как себя держать, что мне делать». Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя Твоё», но не умирает
великое чувство, поразившее его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний, поскольку
отношения с мужем никогда не были таким «чудом».
Куприн верит в чудо любви. Он проповедует её равной для всех |
|
3. Обобщение учителя
— Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Восемь лет
продолжается безответная и безнадёжная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных
и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений.
Присланный неизвестным влюблённым подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования у брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он
готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. И только старый генерал Аносов, с которым любит
откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка,
пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнаёт о нём благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности,
используемые автором в своём повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень богат.
Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Любовь «маленького
человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести
погибает. (Обращение к эпиграфу урока.)
У австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау есть стихотворение, которое «является» лирическим двойником с содержанием рассказа
«Гранатовый браслет»:
Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! —
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!..
«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюблённого телеграфиста.
И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить
страдание любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.
Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром
несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё!..».
Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей высшего сословия, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.
4. «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание музыкального фрагмента
(второй части сонаты № 2 Л. ван Бетховена)
У ч и т е л ь.
По времени создания «Гранатовый браслет» А. И. Куприна относится к периоду отечественной культуры, получившему название Серебряного века. Одна из идей,
развивающихся в творчестве писателей и поэтов этого периода,— синтез искусств: взаимопроникновение различных видов искусств,
стремление передать средствами одного искусства возможности другого, переплетение их элементов, утверждение общности эстетических законов музыки,
живописи, литературы.
«Теперь я пишу “Браслет”, но плохо даётся. Главная причина — моё невежество в музыке… Да и светский тон!» — пишет автор в период работы над произведением
своему другу профессору Ф. Д. Батюшкову. Невежественным в музыке считал себя Куприн, но любил её как всё прекрасное,
изящное. Сам писатель даёт нам ключ к прочтению и осмыслению «Гранатового браслета» в эпиграфе рассказа.
• Прослушайте внимательно ещё раз вторую часть сонаты № 2 Л. ван Бетховена и скажите, изменилось ли ваше восприятие музыки после обсуждения
повести? Если изменилось, то как?
• Какие картины в вашем воображении рождает эта музыка?
• Как изменяется её характер? Какие чувства и мысли она навевает?
Предполагаемый ответ
Эпиграф у рассказа необычный: первая строка из второй части сонаты Л. ван Бетховена, «Аппассионата». Структуру рассказа можно соотнести со
структурой музыкального произведения. Позволительно сказать, что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются различные ритмы, темпы,
темы.
Сейчас прозвучала «Аппассионата» (Largo Appasionato) — музыкальное произведение, которое слушала в финале повести Вера. Княгиня прощается
с застрелившимся Желтковым. Это их единственное свидание. И это прощание — поворотное событие во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что
та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки «Аппассионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей прослушать, в душе
Веры звучат слова человека, любившего её больше жизни: «Да святится имя Твоё!..»
Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельной высоты. Под звуки гениальной музыки происходит удивительное
соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.
В музыке великого Бетховена воплотилась сила человеческой натуры, одухотворённой любовью. Вера плачет. Отчего?.. Быть может, оттого, что настоящая
любовь прошла мимо неё. А может быть, это слёзы катарсиса после осознания того, что «он меня простил теперь. Всё хорошо»…
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Мини-дискуссия
• Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?
• Смешон или трагичен Желтков? Высмеивать его чувство или восторгаться им? Желтков «великий» или «маленький человек»?
• Всегда ли настоящая любовь трагична?
2. Обобщающее слово учителя
— «Да святится имя Твоё!» — пишет Желтков в письме. Для него Вера — божество… Героиня приравнивается к иконе, ей можно только поклоняться.
А гранатовый браслет он завещал повесить на икону…
МАДОННА
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(А. С. Пушкин)
• Как слова А. С. Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока?
VI. Домашнее задание
Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из тем:
«Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (И. А. Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско»);
«“Лики любви” в цикле рассказов И. А. Бунина “Тёмные аллеи”»;
«Мир человеческих чувств в прозе И. А. Бунина и А. И. Куприна»;
«“Чистый свет высокой нравственной идеи” в русской литературе (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”»).
Следующие уроки: Урок № 11. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
И. А. Бунина и А. И. Куприна >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс.
– М.: АСТ. 2016. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация М. Петрова к рассказу А. И. Куприна
«Гранатовый браслет» |
|
|
|
|
|
|