Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир
природы и мир человека в повести «Олеся»
Урок № 9. А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные
особенности, система образов
Урок № 10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история
любви «маленького человека»
Урок № 11. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна
УРОК № 11
Тема. Развитие речи.
Контрольное сочинение по творчеству
И. А. Бунина и А. И. Куприна
Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой,
опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных
особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений,
уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Как в творчестве И. А. Бунина отразились присущие ему «жажда жизни» и «чувство смерти»? Можно ли утверждать, что для писателя эти явления не
противоположные, а составляющие некое единство? Аргументируйте свою точку зрения.
• А. И. Куприна всегда привлекали люди, которых он называл «стихийными душами». В каких произведениях Куприн повествует о них? Какой смысл он
вкладывает в это понятие?
• Почувствовали ли вы различие в понимании и изображении любви в прозе И. А. Бунина и А. И. Куприна? В чём оно заключается?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Бунин как художник формировался в конце 80–90-х гг. XIX в., в процессе сложных литературных взаимодействий. Писателя не оставляло влечение
к вечным загадкам человеческого существования, к герою перед лицом смерти, постоянный интерес к прошлому России и человека, к Древнему Востоку и его
философии. Эти черты художественного мира Бунина сближают его с Л. Н. Толстым. С Чеховым же Бунина связывает предельная лаконичность его художественного письма,
смысловая насыщенность образной детали, умение художника уловить драматичность бытового, будничного течения жизни.
Много внимания в своём творчестве уделяет Бунин одной из вечных тем — теме любви. Для него характерна трагедийная концепция любви. Любовная
страсть изображается в его произведениях как некая неодолимая, роковая сила, которая, возвысив и на мгновение одарив человека счастьем, потом наносит ему
смертельный удар, ломает его жизнь. В его художественном мире сама жажда,
ожидание любви возвышают человека, пробуждают его духовное «я», его самостоятельность и активность.
В творчестве Куприна отразились основные черты русской классической литературы с её демократизмом, страстным стремлением к решению задач
социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни разных социальных слоёв России. Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти
во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую Куприн говорит о любви к человеку не так уж
часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.
Есть и у Куприна та же заветная тема, что и у Бунина. Он прикасается к ней благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это — тема любви,
вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека…
Только ли верность традициям русской классики стала причиной необычайной цельности и высочайших художественных достоинств бунинского и купринского
литературного наследия? В чём писатели были верны художественным принципам русской классики, как они развивают и обновляют литературные
традиции, какие особенности творчества позволяют говорить об этих писателях общеевропейского и мирового звучания? На эти вопросы вам и предстоит найти
ответы в контрольном сочинении.
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление с предложенными учителем
темами сочинений (запись на доске)
1. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско».)
2. «Лики любви» в цикле рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
3. Мир человеческих чувств в прозе И. А. Бунина и А. И. Куприна.
4. «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.
2. Консультация-объяснение учителя
Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, чётко понимая особенности этой формы, представляя требования,
которые предъявляют к сочинению.
Научиться этому вполне в ваших силах при соблюдении определённых условий.
Первое из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных в программе.
Опыт показывает, что распространённое представление о том, что
для успешного написания сочинения достаточно овладеть некоей универсальной схемой или запастись набором детально разработанных планов сочинений,
несостоятельно. Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути писателя, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую
оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно.
Второе условие. В работе над сочинением вам, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий.
Повторить этот материал можно по справочным изданиям различного типа: «Словарь литературоведческих терминов», энциклопедический словарь «Юному филологу»,
энциклопедический словарь «Литературоведение».
Овладев этими теоретическими знаниями, вы будете более уверенно чувствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской
позиции, и особенностей сюжетно-композиционного строя произведения.
3. Самостоятельная работа
с раздаточным материалом:
ознакомление с памяткой «Как писать сочинение по литературе» (в парах)
Как писать сочинение по литературе
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме, быть основано на знании текста.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которую вы используете. Если приводите термин, не имеющий в
науке однозначного определения (например символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, нельзя путать события, их время и место, художественные
детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т. д.
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции
сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны.
Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу,
а также на литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо придерживаться соответствия стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идёт речь: вы пишете не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных
произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
4. Составление планов, написание
черновых вариантов сочинений
(самостоятельно)
5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
6. Написание творческих работ
Приложение
СОСТОЯТЕЛЬНА ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРЕТЕНЗИЯ НА ГОСПОДСТВО?
(И. А. БУНИН О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
В РАССКАЗЕ «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»)
Тезисный план
1. Антропоцентризм литературы XIX в. (человек — центр мира, человек — центр литературного произведения). Вера в силы человека, способного изменить
окружающий мир, повлиять на ход исторического процесса (деятельность Базарова и «новых людей» Чернышевского).
2. Утверждение возможности рационального познания человеком мира, вера в способность человека объяснить жизненные закономерности (философия
истории Л. Н. Толстого).
3. Начало XX в. — изменение взгляда на место человека в мире. Настроения
пессимизма, безнадёжности, неверия в общественное переустройство. Осознание невозможности познания мира человеческим разумом. Отражение
этих проблем в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
4. Попытка героя упорядочить окружающий мир, тщательно распланировав предстоящее путешествие. Чёткое и обстоятельное изложение маршрута,
полная продуманность плана. Иллюзия абсолютной защищённости от случайностей. Нарушение ожиданий миллионера. Непредсказуемость и неподвластность господину
природной стихии. Наличие в рассказе непонятных господину мистических подробностей (хозяин отеля на Капри — джентльмен из сна господина). Неспособность
героя объяснить и истолковать происходящие с ним события. Непознаваемость мира для человека.
5. Вера господина из Сан-Франциско в силу и власть денег, в возможность покупки счастья и удовольствий. Его отношение к простым людям, призванным, по его
мнению, служить ему за его деньги. Мнимость подобного господства. Не господин управляет миром, а мир господином (нарушение его
ожиданий, внезапная смерть, роковое совпадение, заключающееся в обратном путешествии мёртвого господина на том же пароходе). Невозможность
человека господствовать над миром.
6. Господин из Сан-Франциско — не центр произведения. Его «растворённость» в деталях портрета, пейзажа, интерьера (смерть господина заслоняется
описанием везущей мертвеца сицилийской лошадки). Наличие в рассказе моментов, не связанных с историей главного героя (описание рынка, Неаполитанского залива
и др.). Незавершённость рассказа с завершением сюжетной линии господина (описание обратного пути корабля, бушующего океана, Дьявола).
7. Величие мира, неподвластность мироздания людской воле, человек — не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире.
8. Ироническое значение слова «господин» в финале рассказа. Тщетность человеческих претензий на господство в мире.
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
«ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ
ИДЕИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(ПО РАССКАЗУ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»)
В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Далеко не одним интересом и психологическим процессом
рождён этот богатый мир.
Любовь в произведениях Куприна предстаёт как великая и естественная,
всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой природой обусловленная степень её влияния на личность позволяет художнику поставить это
чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества.
В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн со всей силой своего мастерства
развивает идею настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы
довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: «…Люди в наше время разучились любить! Не вижу
настоящей любви. Да и в моё время не видел». Что это? Вызов? Неужели то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным
нам человеком. Чего же больше? По Куприну, «любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством,
до конца истинным и нравственным.
Любя княгиню Шеину «семь лет безнадёжной и вежливой любовью», Желтков, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг
кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок — гранатовый браслет.
(Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казённые деньги. Для
Желткова не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать её улыбку,
взгляд, звук шагов. Он сам говорит мужу Веры: «Остаётся только одно — смерть… Вы хотите, я приму её в какой угодно форме». Ужасно то, что к этому решению его
подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели.
Идеалом Куприна является «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды», та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно
такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и он это доказал: «Ни жалобы, ни
упрёка, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: «Да святится имя Твоё…». Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня
Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же чистому
чувству. У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником,
он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как он, людская молва возводит в ранг святых, и долго живёт о них светлая память.
V. Домашнее задание
1. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Максима Горького.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Макар Чудра».
Следующие уроки: Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические
рассказы >>>
|