Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм
Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики
Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике
Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского
Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока,
С. А. Есенина, В. В. Маяковского
УРОК № 44
Тема.
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского
Цель: раскрыть учащимся взгляды В. В. Маяковского на роль поэзии в жизни человека и общества; расширить представление учащихся о личности
поэта и о его творчестве; активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать умение работать с поэтическим текстом,
анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет В. В. Маяковского, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как в творчестве В. В. Маяковского раскрывается тема поэта и поэзии; выразительно читают
и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; анализируют стихотворения,
отмечая элементы поэтического новаторства; выполняют сопоставление поэтических текстов.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• В чём необычность звучания темы любви в поэзии В. В. Маяковского?
• Что вам известно об адресатах его любовной лирики? Прокомментируйте
стихотворения «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»,
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
2. Слушание наизусть стихотворений В. В. Маяковского о любви
(несколько учащихся)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— XX в. без В. В. Маяковского представить невозможно. Маяковский окрасил собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом
(не будь Маяковского, футуризм и не получил бы такой известности).
Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своём месте в жизни, о том, ради чего писал. В разное время
тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— С именем Владимира Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании
оригинальной, уникальной формы стиха, он использовал и прочно ввёл в употребление новые средства поэтической речи. Но причиной тому было не просто
желание эпатировать читающую публику — он по-новому смотрел на саму поэзию, на искусство, на его цели и задачи, место в общественной и политической
жизни народа.
И это естественно, ведь Маяковский жил и творил в переломную эпоху. Он был первым социалистическим поэтом первого в мире социалистического общества, в котором
статус поэта ещё не был чётко определён.
В начале своего творческого пути Владимир Маяковский был довольно близок к футуристам — представителям модного в то время направления в литературе,
которое провозглашало абсолютную свободу творчества. Поэт всегда стремился проявлять свободу, независимость от классических норм в области рифмы,
структуры стиха, поэтического слова. В футуризме его привлекала возможность
искать и сказать «новое слово», но чем дальше, тем живее и громче звучал собственный голос поэта, выводящий его далеко за рамки этого направления.
В поэзии Маяковского всё ярче проявлялся интерес к социальным темам. Перед глазами поэта постоянно стоит образ мрачной жизни народа, «адища города», в
сознании поэта укрепляется убеждённость в том, что в мире «жирных» всё враждебно человеку, всё уродует и убивает его душу. Потому в произведениях
Маяковского всё чаще появляется образ искалеченной человеческой души, всё сильнее заметно сострадание людям, вынужденным существовать в «страшном
мире», мириться с этим и губить себя. Поэт отчётливо сознаёт необходимость исправить этот мир, высказать протест против существующей несправедливости
и пошлости. И для этого он использует данное ему мощное оружие — слово.
По его твёрдому убеждению, слово поэта должно «подымать, и вести, и влечь», должно решительно разить врага. Поэт не имеет права отделять себя от жизни
народа, от борьбы за победу революции, за светлое будущее, за счастье и свободу людей. Именно в это время — время революционных преобразований и свершений —
особенно чувствуется неразрывная связь поэзии Маяковского с большими и малыми делами, с заботами народа, своей страны. Он пропускал через себя, через свою
душу все надежды и мечты, все трудности и противоречия своей эпохи.
Именно благодаря этому из-под его пера выходили такие сильные произведения, как «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание пролетарским поэтам»,
«Нашему юношеству», «Юбилейное», «Во весь голос» и многие другие.
2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Чем дорог и близок Пушкин Маяковскому?
• Как сформулированы в стихотворении представления о назначении поэта и поэзии, об их месте в жизни?
• Кого ещё из своих предшественников и современников упоминает Маяковский, чем определяется его отношение к ним?
В) Обобщение учителя
— Тема бессмертия поэта и поэзии звучит в этом стихотворении, посвящённом 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Личное и общественное,
как всегда у Маяковского, тесно переплетаются. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным.
Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном;
ведь часто «большое понимаешь через ерунду».
Порой звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно используются прозаизмы, но всё это создаёт атмосферу непринуждённости, раскованности
и нисколько не снижает образ Пушкина, а только приближает его к читателю. Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным
показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Это программное стихотворение — своеобразная декларация любви и уважения к Пушкину
и в целом к классическому наследию.
Г) «Шутке — минутка!»
У ч и т е л ь. В Харькове во время выступления Маяковского спросили, какие книги он читает. Поэт ответил:
— Все книги наших поэтов и лучшие прозаические произведения.
Кто-то язвительно спросил:
— А Пушкина вы читаете?
— Нет… (длинная пауза) Я его наизусть знаю… (пауза). Не верите? Слушайте: «Евгений Онегин».
И он прекрасно прочитал первую главу пушкинского романа. Зал затаил дыхание. Маяковский помолчал… И прочитал вторую главу. Спрашивает:
— Дальше читать?
Зал взорвался аплодисментами.
3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. В. Маяковского
«Разговор с фининспектором о поэзии»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• «Поэт всегда должник вселенной…» Что показалось вам необычным в этих словах?
• Выделите в стихотворении и охарактеризуйте особенности лексики, фразеологии, синтаксиса, необычность изобразительных средств, ритмики, рифмы,
объясните их функциональную роль.
В) Обобщение учителя
— Это стихотворение является одним из ключевых к пониманию того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт». Стихотворение представляет
собой шутливый, но страстный монолог — спор, где Маяковский отстаивает свою точку зрения.
Прежде всего, он говорит о поэте как о труженике, человеке, который недаром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Мой труд любому труду
родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелёгкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд, нуждающийся
в шлифовке каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он «сверкал всеми гранями». В стихотворении звучит тема, которую можно
назвать центральной для всего творчества Маяковского,— тема избранничества поэта. И в строке «Поэт всегда должник вселенной…» слышна та ответственность
перед собой и читателями, которая всегда отличала Маяковского-поэта.<
4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Как вы думаете, почему поэт выбирает такое длинное, громоздкое название своему стихотворению?
• Маяковский назвал это стихотворение «фантазия-факт». Как вы считаете, что в этом стихотворении является фантазией, а что фактом?
• Выделите композиционные части этого стихотворения.
• Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?
• В каких строках звучит этот призыв-единство поэта и солнца?
• Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта. Письменно сформулируйте эту мысль.
В) «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстрациями
(раздаточный материал)
• Так ли вы себе представляли встречу поэта с солнцем? Какая из иллюстраций вам кажется наиболее удачной?
Рисунок Вл. Маяковского
Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 1925 г.
5. Аналитическая работа с текстом
вступления в поэму В. В. Маяковского
«Во весь голос»
А) Выразительное чтение вступления наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Чему посвящена поэма «Во весь голос»?
• Почему поэт обращается к «товарищам потомкам»?
• Почему он уверен в том, что его «стих громаду лет прорвёт»?
• Выпишите из поэмы «Во весь голос» цитаты, посвящённые роли и труду поэта.
В) Обобщение учителя
— В январе 1930 г. Маяковский пишет вступление к задуманной им поэме, которое в последние недели жизни читает в разных аудиториях и печатает под
заглавием «Во весь голос». Поэму Маяковский уже не успеет написать… В этом вступлении нет и в помине радостного, счастливого воспевания советской действительности,
нет восторженного и гордого одушевления, звучавшего в поэме «Хорошо!».
Теперь вступление в новую поэму Маяковский начинает с горьких слов о «потёмках» наших дней. Подводя итоги, оценивая своё творчество, он говорит убеждённо и
с горечью, что ему «агитпроп в зубах навяз». И в этих словах — осуждение собственной декларативной поэзии, «нужных» стихотворений
на злобу дня; он прямо признаётся, что, создавая их, должен был душить в себе поэта.
6. «Умники и умницы»:
сопоставительная работа (в парах)
• Сопоставьте вступление к поэме Маяковского «Во весь голос» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» со
стихотворениями А. С. Пушкина «Пророк» и «Памятник».
Что общего в понимании роли поэта и поэзии в произведениях этих русских классиков? Каковы различия в подходах к теме?
• Обратившись к стихотворениям «Юбилейное», «Сергею Есенину», первому
вступлению к поэме «Во весь голос», охарактеризуйте контакты В. В. Маяковского с классической и современной литературой.
• Сопоставьте финальные жизнеутверждающие строки из поэмы В. В. Маяковского «Хорошо!» и более поздние фрагменты из вступления в поэму «Во
весь голос».
Презентация результатов работы
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Какие эстетические приоритеты отстаивает Маяковский в лирике раннего периода? Как он утверждает свой идеал поэзии? Подтвердите свои выводы
анализом 1–2 ранних стихотворений поэта.
• Ощутимо ли влияние футуристов в поздней лирике поэта? Подтвердите свой ответ на примере анализа 1–2 произведений.
• Стих Маяковского рассчитан не столько на чтение, сколько на произнесение вслух, часто построен, по словам самого поэта, «на разговорной интонации».
Как отражается это на структуре стихотворения?
• Что позволяет — или не позволяет — стиху Маяковского и сегодня быть востребованным читателем?
VI. Домашнее задание
Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из тем:
• «Он весь дитя добра и света…» (по творчеству А. А. Блока);
• «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема Родины в поэзии С. А. Есенина);
• Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина;
• «Светить всегда, светить везде до дней последних донца…» (тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского);
• «Оружия любимейшего род…» (объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского).
Следующие уроки: Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока,
С. А. Есенина, В. В. Маяковского >>>
|