Главная |
|
|
И.А.Бунин. Портрет работы В.И.Россинского, 1915 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация И. Пчелко к рассказу И. А. Бунина "Цифры" |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870 – 1953)
7 класс[1] |
Урок 39. И. А. Бунин. «Цифры»
Урок 40. И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения 6
УРОК 40
И. А. БУНИН. «ЛАПТИ» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ
Урок внеклассного чтения 6
Основное содержание урока
Родина и природа в стихах поэта. Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный облик героев рассказов Бунина.
Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Восприятие и выразительное чтение фрагментов прозы и поэзии Бунина. Устный или письменный ответ на вопрос (с
использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Выявление авторского
отношения к героям рассказов. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к рассказам.
I. Родина и природа в стихах поэта
Концерт-миниатюра.
Выразительное чтение стихов Бунина о природе: «Не видно птиц. Покорно чахнет…», «Всё лес
и лес. А день темнеет…», «На окне, серебряном от инея…»,
«Гаснет вечер, даль синеет...», «Бушует полая вода…», «Высоко полный месяц стоит…».
Групповая исследовательская работа:
Группа 1.
Запишите слова и выражения, обозначающие цвета, краски, которые встретились в услышанных стихах.
Группа 2.
Выясните, какими звуками и запахами наполнены стихи Бунина. Запишите эти выражения.
Группа 3.
К. Г. Паустовский замечал, что произведения Бунина наполнены «живописными словами». Запишите эти
слова и выражения и определите их роль.
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
О чём эти стихи? Что в них общего?
Что вас удивило и обрадовало в этих стихах?
Есть ли в этих стихах человек? Где он? Какой он?
Какими способами поэт создаёт неповторимые картины Родины?
Какой видит поэт свою Родину и чем она дорога ему?
Прочитайте высказывание Бунина о муках творчества (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Почему Бунин считал, что
он «рождён стихотворцем»?
|
II. Душевное богатство простого крестьянина
Групповая исследовательская работа:
Группа 1.
Перескажите кратко рассказ «Лапти».
Почему, несмотря на буран, Нефёд всё же пошёл в Новосёлки?
Как это его характеризует?
Найдите в рассказе краски, звуки, «живописные слова». Как эти образные выражения
влияют на чувства читателя и помогают понять главную мысль рассказа?
Каково авторское отношение к Нефёду? А ваше?
Какие чувства и мысли вызывает последняя фраза рассказа?
*Прочитайте выразительно стихотворение Бунина «Мать» и сравните его с рассказом «Лапти».
III. Нравственный облик героев рассказов Бунина
Группа 2.
Перескажите кратко рассказ «В деревне» от третьего лица.
Почему рассказчику казалось, что «только в деревне и можно заметить, что начинается весна»?
Назовите изобразительно-выразительные средства, которыми автор описывает картины природы.
Какие картины деревенской жизни особенно дороги мальчику?
Почему отец считал, что «человек должен жить поближе к природе»?
Почему автор с любовью описывает людей, когда «все за работой»?
*Какой символический смысл он вкладывает в слова «весна близко»?
Какие нравственные ценности провозглашает писатель? Как, по его мнению, должен жить человек?
Группа 3.
Перескажите выборочно историю Федосевны из одноимённого рассказа.
Какую проблему человеческих взаимоотношений поднимает Бунин?
От чего погибла Федосевна: от голода, от холода, от болезни, от человеческой чёрствости, равнодушия близких людей?
Прочитайте по ролям разговор Парашки и Осипа. Как они относятся к Федосевне? Обоснуйте свой ответ.
Найдите краски, звуки, «живописные слова». Как они влияют на чувства читателя и помогают понять главную мысль рассказа?
Каково авторское отношение к Федосевне, Парашке и Осипу? А ваше?
Какие чувства и мысли вызывает последняя фраза?
IV. Решение кроссворда и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
V. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос: «Какой изображена „золотая пора детства“ в повести
Л. Н. Толстого „Детство“ и рассказе И. А. Бунина „Цифры“?»:
ТАБЛИЦА
„Золотая пора детства“ в повести Л. Н. Толстого „Детство“ и рассказе И. А. Бунина „Цифры“ |
Вопрос |
Пункт плана |
Почему Толстой и Бунин обратились к теме детства? |
Детство — лучшая пора человеческой жизни |
Что общего у героев произведений Толстого и Бунина? |
Женя и Николенька: общность героев |
Какие семейные правила были в их семьях? |
Воспитание детей в семье |
Какие проблемы волновали Женю и Николеньку? |
Внутренний мир Жени и Николеньки |
Какое поведение и поступки героев показывают авторы? Как вы объясните их поступки? |
Поведение и поступки героев |
Каково авторское отношение к героям? |
Женя и Николенька в авторских оценках |
Кто из героев вызывает у читателя симпатию, осуждение, жалость, сочувствие? |
Читательские оценки героев |
В чём сложность взаимоотношений Жени и Николеньки со взрослыми? |
Сложность взаимопонимания детей и взрослых |
Почему в произведениях Толстого и Бунина пора детства показана в воспоминаниях? |
Воспоминания о детстве возвышают душу |
Работа над планом может быть завершена дома.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие проблемы поднимает Бунин в своих рассказах?
Какие приёмы он использует для создания картин жизни?
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «Какой изображена „золотая пора детства“ в повести Л. Н. Толстого „Детство“ и рассказе
И. А. Бунина „Цифры“?».
Проанализировать письменно одно из стихотворений Бунина или написать отзыв на один из его рассказов (одно из заданий по выбору учащихся).
Прочитать повесть М. Горького «Детство».
Подготовить пересказ глав 1—2.
Задание для самостоятельного чтения.
Прочитать рассказ А. И. Куприна «Извощик Пётр» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Индивидуальные задания.
Подготовить устный рассказ о детстве М. Горького, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Изучить материалы о музее-квартире М. Горького в Москве (см.: раздел учебника «Литературные места России») и подготовить краткое
сообщение об этом музее.
Следующие уроки: М. Горький. «Детство» (главы) >>>
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870 – 1953)
И проза ваша и стихи с одинаковой красотой и силой раздвигали перед русским человеком границу однообразного бытия, щедро одаряя
его сокровищами мировой литературы, прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую литературу с общечеловеческим на земле.
М. Горький
В майские дни 1887 года из почтового отделения в Озерках, Елецкого уезда Орловской губернии, шел семнадцатилетний юноша, рвал в лесу росистые ландыши и
перечитывал стихотворение, напечатанное в журнале «Родина».
Стихотворение кончалось так:
Грустно видеть, как много страданья,
И тоски, и нужды на Руси!
Это было первое опубликованное стихотворение Ивана Бунина, связанное с впечатлениями его детства и юности.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году; детство и юность провел в деревне. Он так писал о себе: «Я происхожу из старого дворянского рода,
давшего России немало видных деятелей... где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев(1) русской
литературы, сын Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи».
1. Корифе́й — выдающийся деятель на каком-либо поприще; например: корифей русской науки.
Отец Бунина, Алексей Николаевич, в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя в 1854—1855 годах, потом жил беззаботно, широко... Это был
вспыльчивый, беспечный, но в общем добродушный человек. Разорившись, он поселился на хуторе Озерки...
Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях Бунина. «Тут, — писал он, — в глубочайшей полевой тишине, среди
богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое
детство, полное поэзии печальной и своеобразной...» На развитие литературного дара юноши влияла не только окружающая его природа, но и среда, близкие люди.
Бунин говорит о влиянии, которое имел на него его воспитатель, обедневший дворянин, скитавшийся по деревням и усадьбам, начитанный, образованный, много
видевший на своем веку человек. От него Бунин слышал о Гоголе. Мальчик запомнил этот рассказ после того, как прочитал «Страшную месть» Гоголя...
С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал своего старшего брата, Юлия Алексеевича. Именно Юлий Бунин пробудил в младшем брате любовь к книгам...
С 1888 года имя Бунина начинает появляться в книжках «Недели», где часто печатались произведения Льва Толстого и Щедрина.
Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Критика в общем хвалила его произведения, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали
должное его прекрасному языку. От бывших крепостных крестьян Бунин услышал рассказы о печальном прошлом, о крепостном праве, услышал народные поэтические сказания.
В рассказах Бунина о деревне поражает точность, подлинность крестьянской речи, в других рассказах восхищает язык разных слоев общества, переход к повествованию
от автора, высокие достоинства его переводов с английского, французского...
В начале 1905 года Бунин поселяется в Москве, сближается с А. М. Горьким, А. П. Чеховым и другими видными писателями. Он много странствует по Европе и Азии.
Признанный мастер прозы, Бунин был верен и поэзии.
Долгие годы большой русский писатель Иван Бунин прожил вдали от родины, с которой был связан лучшими своими произведениями, и умер в Париже 8 ноября 1953 года.
До конца жизни он тосковал о родине. В стихотворении 1922 года с горечью писал:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
Это был даровитейший художник слова, замечательный русский писатель, создавший правдивые картины ушедшей в прошлое русской жизни.
По Л. В. Никулину
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ЛАПТИ
И. А. Бунин
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару,
в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от
страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора
тридцать верст,[2] да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином[3] нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон,
пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог
донес. Обыденкой[4] в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще
страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там,
в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал
в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя
и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал,
что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики
ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись,
решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
22 июня 1924
И. А. Бунин. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. М.: "Художественная литература", 1988.
(вернуться к уроку)
МАТЬ
И. А. Бунин
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вошки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом -
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь - не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила...
И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
И до утра не раз слезами
Не усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими томными глазами...
1893
И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9 т. Том 1. М.: Художественная литература, 1965.
(вернуться к уроку)
В ДЕРЕВНЕ
И. А. Бунин
I
Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с
рождественскими праздниками начинается весна. "Декабрь - вот это зима", -
думал я. В декабре погода, по большей части, суровая, серая. Рассветает
медленно, город с утра тонет в сизом, морозном тумане, а деревья одеты
густым инеем сиреневого цвета: солнца целый день не видно, и только вечером
замечаешь след его, потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в
тяжелой мгле на западе... Да, это настоящая зима!
Я с нетерпением ждал святок. Когда в конце декабря я бегал по утрам в
гимназию, видел в магазинах сотни блестящих игрушек и украшений,
приготовленных для елок, видел на базаре целые обозы с этими зелеными
загубленными для праздника елочками, а в мясных рядах - целые горы мерзлых
свиных туш, поросят и битой, ощипанной птицы, я с радостью говорил себе:
- Ну, теперь уж близко праздник! Скоро настоящая зима кончится, и дело
пойдет на весну. Я на целые две недели уеду в деревню и буду там встречать
начало весны.
И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается
весна. Мне казалось, что только там бывают настоящие светлые, солнечные дни.
И правда, ведь в городе мы забываем о солнце, редко видим небо, а больше
любуемся на вывески да на стены домов.
И вот, наконец, наступал давно желанный, радостный день. Вечером вдруг
раздавался звонок в сенях нашей квартиры, я стремглав бежал в прихожую и
наталкивался там на высокого человека в большой енотовой шубе. Воротник этой
шубы и шапка на голове высокого человека были в инее.
- Папочка! - взвизгивал я в восторге.
- Уйди, уйди, я - холодный, - говорил отец весело, и действительно, от
него так хорошо пахло морозной свежестью, снегом и зимним воздухом.
Весь этот вечер я не отходил от отца. Никогда я не любил его так, как в
эти вечера, никогда не засыпал так сладко!
Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и
правда - это было веселое путешествие! Поезд быстро бежит среди ровных
снежных полей, вагон озарен утренним солнцем. Белый дым волнующимися клубами
плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по
вагону ходят широкие тени. Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова
врывается в окна яркими, янтарными полосами... Даже весело то, что в вагоне
так много народу, так тесно и шумно!
Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей. Тихо-тихо в
полях после грохота поезда! Откинешься в задок саней, прикроешь глаза - и
только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой,
запряженной в протяжку, как визжат и постукивают на ухабах полозья. Коренник
сеет иноходью, передние поджарые лошади, пофыркивая, несутся вскачь, комья
снегу бьют в передок, а около саней, быстро-быстро, как змея, вьется длинный
кнут кучера. Обернешься - и кажется, что полоса дороги выскальзывает из-под
полозьев, бежит назад, в ровное снежное поле...
А потом - шагом по занесенным вьюгами лугам, под обрывами с нависшими
тяжелыми снегами! Огромными раковинами завиваются внутрь гребни снеговых
навесов. Ясно и резко отделяются их чистые, холодные изваяния от фона неба:
небо снизу кажется темно-темно-синим! Пристяжные играют, на ходу хватают
губами и отбрасывают снег...
- Балуй! - грозно кричит кучер, щелкает кнутом, - и опять постукивают сани на ухабах, и звонко заливается колокольчик под мерно качающейся дугою...
А между тем уже догорает короткий день; встали лиловые тучи с запада,
солнце ушло в них, и наступает тихий, зимний вечер. Над посиневшими снегами
залегает к востоку морозная мгла ночи. Сливается с нею вдали снежная дорога,
и мертвое молчание царит над степью. Только полозья тихо скрипят по снегу, и
задумчиво позванивает колокольчик: лошади идут шагом. Овсянки бесшумно
перелетают перед ними по дороге... Мужик на розвальнях пристал за нами
где-то на перекрестке, и заиндевевшая морда его шершавой, низенькой и
бокастой лошадки, которая трусит рысцой за нашими санями, равномерно дышит
теплым паром в мой затылок.
- Не наезжай! - раздается иногда голос нашего кучера среди мертвого молчания поля.
И мужик тоже что-то покрикивает, соскакивает на раскатах и снова бочком, на бегу, вваливается в свои дровни.
А кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в знакомое село. Ночь темная, но звездная; мелкие звезды содрогаются острыми синими
огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. На селе еще краснеют кое-где оконца в смутно чернеющих избах... В чистом, морозном
воздухе звонко отдаются скрип порот или лай собачонки...
И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу, когда, наконец, медленно въезжаешь на сугроб перед крыльцом освещенного и теплого деревенского домика!
II
- Но где же весна-то? - спросите вы.
А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу на весь этот веселый, солнечный день нашего путешествия в деревню? Разве не с весенним
чувством открывал я глаза, проснувшись на другое утро в детской?
В больших комнатах нашего старинного дома с утра всегда стоял синий
полусумрак. Это оттого, что дом был окружен садом, а стекла окон сверху
донизу зарисовал мороз серебряными пальмовыми листьями, перламутровыми,
узорчатыми папоротниками. Еще до чаю я успевал обегать все комнаты,
осмотреть все эти рисунки, сделанные морозом за ночь, и даже - побывать в
сенцах, где стоят лыжи.
- Папа, я пойду покатаюсь немного, - робко говорил я отцу тотчас после чаю.
Отец пристально смотрел на меня и с улыбкой отвечал:
- Ах ты, дикарь этакий! Настоящий вогул! Ведь еще холодно, нос отморозишь.
- Я только на минутку...
- Ну, если так, - беги!
- Я вогул, я вогул, - кричал я, подпрыгивая от радости и поспешно снаряжаясь в путь.
Резкий, морозный воздух так и охватит всего, когда выйдешь из дому. За
садом еще холодно краснеет заря. Солнце только что выкатилось огнистым шаром
из-за снежного поля; но вся картина села уже сверкает яркими и удивительно
нежными, чистыми красками северного утра. Клубы дыма алеют и медленно
расходятся над белыми крышами. Сад - в серебряном инее... Туда-то мне и
нужно! И, став на лыжи, окруженный гончими, я спешил забраться в самую чащу,
где можно с головой утонуть в снегу.
- Я вогул! - кричал я собакам, пробираясь по пушистому снегу к пруду под садом.
Там, на старых ракитах, до полудня держится густой, махровый иней.
Весело отряхать его и чувствовать, как он осыпает лицо своим холодным пухом!
А еще веселее смотреть, как на пруде работники прорубают проруби и баграми
вытаскивают из воды огромные льдины. Словно квадраты светлых горных
хрусталей, сияют они на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами...
К обеду солнечный день окончательно разыгрывается. С навеса крыльца
падают капели. Как слоновая кость, блестят по деревенскому выгону
отшлифованные ухабы дороги.
"Весна, весна близко!" - думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.
И весь день не хочется уходить со двора! Все радует. Забредешь ли на
двор, где около яслей дремлют, изредка глубоко вздыхая и раздувая бока,
меланхоличные коровы, бродят похудевшие за зиму лошади и жмутся в кучу овцы;
пройдешь ли на гумно и слышишь по дороге, как возятся и трещат воробьи в
кустах акаций, как они вдруг снимаются всей своей шумной стаей и дождем,
сыплются на крышу риги, - все радует... А на гумне, в затишье скирдов и
соломенных валов, забитых снегом, особенно уютно. Хорошо полежать под
солнцем в омете, в соломе, которая так резко пахнет мышами и снегом!
И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями, в
светлых грезах о близкой весне. Забудешь, бывало, об уроках, забудешь даже
лыжи, и все сидишь в освещенной солнцем зале, все глядишь на далекие,
снежные поля, которые уже блестят по-весеннему золотистою слюдою крепкого наста.
III
- Ну, не скучай смотри, - говорил отец, когда, наконец, меня снова снаряжали в город. - Теперь и не увидишь, как наступит весна. Каких-нибудь
два месяца, а там и святая, и лето. Приедешь тогда, - жеребчика верхового тебе подарю, будем верхом вместе ездить, за перепелами ходить...
Мне было очень грустно покидать родной дом, но я вполне соглашался с отцом: теперь уж скоро весна!
- А ведь правда, папа, совсем весной пахнет! - говорил и я, когда утром мы садились в сани, переваливались в воротах через высокий сугроб, набитый
вчерашней метелью, и глубоко вздыхали свежим ветром с запахом молодого снега.
- А ты любишь весну? - спрашивал отец с улыбкой.
- Люблю, папа! Очень люблю!
- А деревню любишь?
- Конечно, люблю...
- Это хорошо, - прибавлял отец. - Когда ты вырастешь, ты поймешь, что
человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце,
небо... Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много - вот
это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, -
помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них... И хорошо можно жить в деревне!
- "Правда, правда! - думаю я. - В городе даже весною не пахнет. А вот тут пахнет. И проруби вон уже почернели, оттаивать стали...".
Мы проезжаем по большому селу над рекою, и я спешу наглядеться на все деревенское.
Кругом чернеют среди сугробов грязные избы; но скоро сугробы растают, и
даже эти бедные избы станут чистенькими и веселыми. Да и теперь весело в
них, особенно в тех, кирпичных, где живут зажиточные семьи. И с каким
удовольствием входил я в такую избу, когда мы останавливались покормить лошадей!
В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сырой угар зеленоватым паром
стоит в теплом воздухе, на полу - мокрая солома, но всегда аппетитно пахнет
хлебами, народу много, и все за работой: кто отрывисто гудит тетивой,
которая бьет и вздымает пушистую белую "волну"; кто чинит хомут, с внезапной
решительностью раздергивая в разные стороны пропущенную в кожу дратву; а
бывалый человек, портной, в жилетке, утыканной иголками, и с мотком ниток на
шее, забавляет всех россказнями. Сидя на конике, скорчившись, - одна нога
под себя, а колено другой поднято почти к самому лицу, - и ухитряясь держать
большим пальцем босой ноги край сукна иди овчины, он пристально шьет, но
говорит не смолкая и при этом задумчиво улыбается веселыми, умными глазами,
встряхивая со лба волосы и вдевая на свет нитку в иголку. И все глядят на
него дружелюбно. Он везде свой человек, Даже для детей, которых он нянчит по
вечерам на руках, дает им брать себя за бороду, а потом вдруг щелкнет
зубами, гамкнет, как собака, и схватит ртом детскую ручонку, отчего ребенок,
с замиранием сердца ждавший, шутки, радостно взвизгивает и заливается смехом.
Я уже не раз видал его, и теперь смотрю на него с большим любопытством.
Но пора ехать. Мы прощаемся с хозяевами и выходим на крыльцо. Хозяин,
который пас провожает, стоит на крыльце в шапке, но в одной рубахе, смотрит на меня и, улыбаясь, говорит:
- Что ж, барчук, теперь, значит, до весны в город?
- До весны, - говорю я, - да ведь весна скоро!
- Скоро, скоро! - соглашается мужик.
Мы опять едем мимо черных сельских изб, по буграм, с которых катаются
мальчишки на ледяшках, по лугам, где на высоких лозинах качаются грачиные
гнезда, а около горбом наросших краев проруби бабы бойко полощут белье в
темной студеной воде и звонко переговариваются...
Но уже и село кончилось. Впереди только поле, белая пелена пушистого
снега. Сколько его набило за ночь в лощинах!.. В поле опять стало ветрено;
ветер заносит в сторону гривы и хвосты лошадей, дорога тяжкая; но лошади
застоялись, они как будто рады ветру и простору полей и быстро несут нас
вперед... Небо сплошь закрыто облаками, вдалеке чернеет лесок.
"Оттепели начались", - думаю я.
И мне представляется, как теперь надолго пойдут эти серые дни, когда на
межах в пустой степи уныло качается прошлогодняя полынь от ветра. Но
все-таки весна близко! Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит
март, - шумно и весело пойдет он по березовым лесам в блеске весеннего
солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые
воды, налетят с далекого юга птицы, зазеленеют поля...
Хорошо в полях!
1897
Источник: И. А. Бунин. Избранные произведения. Верхневолжское книжное издательство, Ярославль, 1974
(вернуться к уроку)
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
1. Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании автора и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи?
Если да, то при каких обстоятельствах?
2. Какая мелодия, по вашему мнению, была найдена Буниным к этому рассказу (печальная, радостная, звонкая, тихая, сочетание плавного и резкого тонов и т. д.)?
3. «Чехов весь направлен в сторону внутреннего мира человека, здесь он достигает необыкновенной точности. Этому не устаешь поражаться, перечитывая его во
второй, в десятый, в сотый раз... А Бунин удивляет прежде всего изображением внешнего мира, пластикой, живописностью...
Чехов же всегда умел проникать во внутренний мир другого, и так глубоко, что ему совершенно не нужно было описывать внешние приметы человека,
— благодаря точности изображения „нутра“ читатель как бы угадывал все остальное. У Бунина наоборот. Он настолько точно живописал внешний мир,
воссоздавая его в мельчайших деталях — в цвете, в звуках, в красках, — что воображение читателя дорисовывало мир внутренний. У таких художников
не перестаешь учиться» (Юрий Трифонов. Из беседы с корреспондентом).
Согласны ли вы с этим суждением? Подготовьте развернутый ответ, подтвердив его цитатами из текста.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|