|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
|
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)
7 класс[1] |
УРОК 11
Г. Р. ДЕРЖАВИН. «РЕКА ВРЕМЁН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…», «НА ПТИЧКУ», «ПРИЗНАНИЕ»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о
смысле жизни, о судьбе.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
I. Краткий рассказ о поэте
Рассказ учителя о Г. Р. Державине с включением сообщений учащихся
«Детство Державина»,
«Державин на военной службе»,
«Державин в Тамбове» (см. фрагмент «Державин в Тамбове» из романа В. Ф. Ходасевича «Державин»)
и показом портретов писателя и памятников ему.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (см. статью ниже):
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Преображенский полк, прапорщик, статская служба, кабинет-секретарь, сенатор,
государственный казначей, юстиция.
Составление плана статьи:
ТАБЛИЦА
Статья учебника «Гавриил Романович Державин» |
Вопрос |
Пункт плана |
Какие события детства и юности поэта были самыми важными? |
Казанская гимназия, 15 лет воинской службы, талант поэта |
Какой государственной деятельностью занимался Державин? |
Державин — губернатор, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей,
министр юстиции |
Что мешало служебной карьере Державина? |
Решительность, непримиримость к злоупотреблениям, прямой и крутой нрав |
|
Гражданская позиция Державина, осуждение власть имущих |
Какие новаторские приёмы отличают поэзию Державина? |
Соединение высокой и низкой лексики, развитие реалистического языка |
|
Обобщающая беседа:
Какие чувства вызывает у вас жизнь Державина: восхищение, недоумение, сочувствие, осуждение? Объясните свою позицию.
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».
III. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Признание». Слушать
стихотворение в исполнении Е. Самойлова (01:48).
Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Аналитическая беседа:
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Как понять выражения ум и сердце человечье / Были гением моим, добродетельми казались / Мне они равны богам, мнил быть сердцем беспристрастным /
Им, царю, отчизне друг?
— В чём поэт видит свои заслуги перед Отечеством?
— Какие факты биографии поэта отразились в стихотворении?
— Ответ на вопрос 2 и выполнение задания 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
IV. Утверждение необходимости свободы творчества
Чтение и обсуждение стихотворения «На птичку»[2]:
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
(1792 или 1793)
— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие аллегория.
— В чём аллегорический смысл стихотворения Державина?
— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Узник», басню
И. А. Крылова «Осёл и Соловей». Есть ли в них основания для сопоставления со стихотворением
«На птичку»? Обоснуйте свой ответ.
— Проанализируйте лексику стихотворения. К какому стилю можно отнести большинство его слов? Какой колорит эта лексика придаёт тексту?
— Как в стихотворении проявилась свободолюбивая натура поэта?
V. Групповая работа:
Группа 1.
Выберите из стихотворения «Признание» слова высокой лексики.
Какова её роль в тексте?
Объясните современное значение устаревших слов.
Группа 2.
Выберите из стихотворения «Признание» просторечные, разговорные слова и выражения.
Какую роль играет в стихотворении низкая лексика?
Группа 3.
Выберите из стихотворения «На птичку» слова разговорного стиля.
Какой характер они придают стихотворению?
VI. Практическая работа.
Заполнение цитатной таблицы «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина» |
Высокая, устаревшая лексика («Признание») |
Просторечная, разговорная лексика («Признание») |
Просторечная, разговорная лексика («На птичку») |
|
|
|
Выводы |
Обобщающая беседа:
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
*Как понять фразу «открывал дорогу развитию реалистического языка»?
VII. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе
Чтение и анализ стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»:
Река времён в своём стремленьи[3]
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
6 июля 1816
— О чём это стихотворение? Как вы понимаете строки: «То вечности жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы»? О чём оно заставляет задуматься?
— Предположите, почему Державин написал его в конце жизни.
— * Найдите метафорические выражения и объясните их (река времён, топит в пропасти забвенья, звуки лиры и трубы, вечности жерлом пожрётся и др.).
Подберите к ним синонимы (например: река времён — течение времени, неумолимое время).
— Какое настроение преобладает в стихотворении: спокойного философского раздумья, грозного пророчества, вызова судьбе, пессимистического смирения
перед смертью? Свой ответ обоснуйте.
— *Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое акростих.
Сложите из первых букв каждого стиха выражение руина чти. Что такое руина?
(В латинском, итальянском, английском и французском языках это слово означает «погибель, распад, разрушение».)
Как можно понять это выражение, если слово чти — древняя форма родительного падежа от слова честь?
(«Смысл двух читавшихся по вертикали слов понимался американским исследователем М. Халле как „погибель земной славы“, „тленность человеческих успехов“».)
— * Литературовед С. Е. Бирюков написал: «Силлабисты(1) тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был
своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка,
связывал небо с землёй и одновременно служил обручем стихотворного сосуда». Это была «попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв,
стройность, порядок — в хаос». (Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — С. 14—15.)
1. Силлабисты — поэты, использующие силлабическое стихосложение, то есть основанное
на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабическое стихосложение использовалось в русской поэзии до М. В. Ломоносова и
Г. Р. Державина.
Как эти слова связать с акростихом Державина?
Итоговый вопрос:
В чём, по-вашему, проявились высокая гражданственность и поэтический талант Г. Р. Державина? Свой ответ обоснуйте.
Домашнее задание
Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина.
Написать текст «Похвального слова Державину — поэту и гражданину» и подготовиться к его произнесению.
Групповое задание.
Выполнить задания о Державине или о его стихотворении «Властителям и судиям» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Индивидуальные задания.
Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и сообщения о детстве и юности, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы
и ресурсов Интернета (см. темы в следующем уроке).
Подготовить историческую справку о Полтавской битве.
Прочитать отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин» и фрагменты литературоведческих статей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Следующие уроки: А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) >>>
|
|
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)
Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом,
увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с
самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.
Н. В. Гоголь
Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую,
однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая
работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.
Держании был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав
часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I
в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший
Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.
Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего,
открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал па их голову страшную кару:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)
Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто
рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию
и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.
В. И. Федоров
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
( вернуться к уроку)
«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин[ 4]
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
1807
Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
( вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие стороны державинского мастерства отразились а «Признании»?
2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи...» и четверостишие «На птичку»?
3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.
4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?
2. Как вы понимаете строки:
«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;
«Падал я, вставал в мой век»?
3. Подготовьте «похвальное слово Державину - поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
|
|
|
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. ( вернуться)
2. «На птичку» — впервые — «Памятник отечественных муз», 1827, стр. 102.
Стихотворение написано, по-видимому, в 1792 или 1793 гг., а не в 1791 г., как предположил Грот (3. 482), ибо статс-секретарем Екатерины Державин стал
только 13 декабря 1791 г. и оставался в этой должности по конец 1793 г. (см. прим. к стих. «Храповицкому» на стр. 407).
Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената. После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал
хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал
секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с
взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».
Комментарий Я. К. Грота:
"Это четырестишие, напечатанное сперва в Памятнике отеч. Муз 1827 г. (стр. 102), а потом во всех посмертных изданиях Державина, написано конечно по тому поводу,
что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал вроде оды Фелице» … «он и дал ей в
том свое слово; но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали; не мог он так воспламенить своего духа, чтоб
поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями» (Записки Д., Р. Б., стр. 320 и 379).
Разительное, хотя конечно случайное сходство с этими стихами представляет по идее басня Крылова "Кошка и Соловей", как показывают следующие два стиха из
середины ее:
«Пропой, дружок, хотя немножко. —
Но наш певец не пел, а только что пищал»". ( вернуться)
3. Река времен в своем стремленьи... – написано 6 июля 1816 г. Стихотворение, которое Державин вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить.
Впервые напечатано в «Сыне отечества», 1816, № 30, стр. 175.
Во все посмертные издания поэта вошло под заглавием «Последние стихи Державина». Иногда – под заглавием «На тленность». В заметке к этим стихам в «Сыне отечества» сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет... Сии строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
В новгородском имении Званка на стене в кабинете Державина висела синхронистическая таблица-карта «Река Времен или Эмблематическое Изображение Всемирной Истории...», созданная Фридрихом Штрассом, переведенная Алексеем Варенцовым и изданная в Санкт-Петербурге в 1805 году. Струящиеся с небес «исторические потоки», подобно водопаду «Реки Времен», очень созвучны творчеству Державина, ибо на полях эмблематы есть струи и реки, моря и водопады, народы и их история. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». (См. Осип Эмильевич Мандельштам, статья «Слово и культура», 1921.).
Это восьмистишие представляет собой акростих, где по первым буквам строк читается: РУИНА ЧТИ... Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора.
Свидетельство о дне кончины Державина племянницы его второй жены, Дарьи Алексеевны, – Елизаветы Николаевны Львовой: «Там все еще дышало его присутствием:
еще горела свечка, которую он сам зажег; молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение; тут лежало еще платье, которое он недавно скинул.
Мы увидели аспидную доску, на которой он за два дня перед смертью – (6-го июля) начал оду о быстроте времени; первая строфа была ясно написана, и он сам читал
ее Семену Васильевичу. За нею следовали два стиха второй строфы, и которую смерть помешала ему кончить…» ( вернуться)
4. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности
Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г.,
ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г.
( вернуться)
|
|
|
Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г. |
|
|
Усадьба Г.Р.Державина Званка. Гравюра начала XIX века |
|
|
Музей Г. Р. Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д. А. Державиной работы
художника В. Л. Боровиковского |
|
|
|
|
|
|
|
|