Лермонтов М. Ю. "Когда волнуется желтеющая нива...". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

7 класс[1]



УРОК 20
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»,
«АНГЕЛ», «МОЛИТВА»

Основное содержание урока

Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках», оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил. Стихотворения в актёрском исполнении. Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность. Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества. Мастерство поэта в создании художественных образов.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Письменный анализ стихотворений (по группам). Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

I. Концерт-миниатюра из стихотворений М. Ю. Лермонтова,
изученных ранее.


Какие чувства вызывают стихи Лермонтова?

Похожи ли они на стихи Пушкина?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника
«Читатели Лермонтова о своих впечатлениях»
(см. статью ниже):

— Что восхищало И. А. Бунина в стихах Лермонтова?

— Почему в детстве Д. Н. Мережковский ощущал Лермонтова таким же ребёнком, как он сам?

Как понять последний абзац воспоминаний Мережковского?

III. Сообщение учащегося о статье А. А. Ахматовой «Всё было подвластно ему» (см. статью ниже):

Как понять слова Ахматовой о поэте: «Слово слушается его, как змея заклинателя»?

IV. Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках»,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил.

Стихотворения в актёрском исполнении
Групповая работа:

Группа 1. «Ангел».


Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие образы стихотворения являются главными?

Какие два мира противопоставлены в нём? Почему между ними нет гармонии?

В чём символический смысл песни ангела?

Что, по мысли поэта, является источником жизненных сил для человеческой души?

V. Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность

Группа 2. «Молитва».


Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

О какой живительной связи человека и Бога говорит поэт?

Как понять слова: «Есть сила благодатная / В созвучьи слов живых»? Почему молитва помогает человеку «в минуту жизни трудную»?

*Как связаны слова о благодатной силе молитвы с творчеством поэта?

VI. Проблема гармонии человека и природы.
Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества

Группа 3. «Когда волнуется желтеющая нива…»
.

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какой смысл придаёт стихотворению то, что оно состоит из одного сложного предложения?

Какое время года изображено в стихотворении? Обоснуйте свой ответ.

VII. Мастерство поэта в создании художественных образов
Практическая работа.

Составление плана анализа стихотворений.


Характеристика их ритмико-метрических особенностей.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Изучите план анализа лирического стихотворения
(См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс/ Сост. С. А. Зинин, Е. А. Зинина. — М.: Просвещение, 2002. — С. 60.):

1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

2. Жанровые особенности стихотворения.

3. Тематика, основные мотивы.

4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

5. Внутренний облик лирического героя.

6. Образный ряд стихотворения.

7. Настроение, преобладающее в стихотворении.

8. Лексический строй текста.

9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

11. Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

13. Особенности рифмовки.

14. Смысл названия стихотворения.

Выберите из плана нужные позиции и составьте план анализа каждого стихотворения (по группам).

Проанализируйте устно каждое стихотворение.

Проиллюстрируйте свой анализ примерами.

Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Итоговые вопросы:

Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?

Докажите правомерность оценок лирики Лермонтова в критических высказываниях И. А. Бунина, Д. Н. Мережковского, А. А. Ахматовой.

Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений наизусть и сделать его письменный анализ.

Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Индивидуальные задания.

Написать сочинение-эссе «Мой Лермонтов».

Подготовить сообщение о портретах Н. В. Гоголя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Разработать учебный проект «Лермонтовский вечер».

Подготовить инсценировку эпизода из повести «Тарас Бульба» — «Приезд сыновей в родительский дом».

Проект. Лермонтовский вечер (заочная экскурсия по лермонтовским местам, рассказ о портретах поэта и памятниках ему; конкурс чтецов, исполнение песен и романсов; литературная викторина).

Следующие уроки: Н. В. Гоголь. "Тарас Бульба" >>>


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом... Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ...».
Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.
С. С. Наровчатов


Шел 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. В то самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 15 октября (по старому стилю — 3 октября) 1811 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет... Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика.

Самые первые, а потому и самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, первые воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачеве.

Вокруг дома — аллеи старинного сада, спящий пруд, затянутый сетью трав, а напротив усадьбы — дымные, в два ряда черные избы и белая церковь села Тарханы. В детстве Лермонтов часто болел. И бабушка три раза возила его на Кавказ, к Кислым Водам. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Кавказ с детских лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы, как страна благородных, возвышенных страстей...

Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Это был уже 14-летний подросток, серьезный, хорошо подготовленный домашними учителями. Незадолго до Лермонтова пансион этот окончили многие участники декабрьского восстания 1825 года. В пансионе царил дух свободомыслия: по рукам тайно ходили запретные стихи Рылеева, Пушкина... Из пансиона он перешел в Московский университет, учился там в одно время с Герценом и Белинским. В его тетрадях появляются стихи — «Нищий», «Парус», «Два великана».

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Некоторым знакомым Лермонтова, не понимавшим размеров его поэтического таланта, казалось, что он подражает английскому поэту Байрону. Как бы в ответ на это Лермонтов написал замечательное стихотворение:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник.
Но только с русскою душой...

В конце второго года из-за участия в студенческом бунте ему пришлось покинуть Университет. Исключенным закрывался путь в другие университеты России. И тогда ему ничего другого не оставалось, как поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге. «До сих пор, — писал он друзьям в Москву, — я жил для литературной славы, столько жертв принес своему неблагодарному кумиру и вот теперь я — воин!» Он просил друзей не забывать его. Но даже там, в стенах юнкерской школы, он продолжал свои занятия литературой. По окончании школы Лермонтов вышел офицером в гвардейский гусарский полк, квартировавший в Царском Селе под Петербургом, и окунулся в полковую и великосветскую жизнь. Наблюдения над жизнью петербургской аристократии побудили его написать драму в стихах «Маскарад». Герой ее — и «жертва», и «палач». Мысль о том, что зло порождает зло, он развил потом и в «Герое нашего времени».

М. Ю. Лермонтов — единственный в литературе того времени — воссоздал образ Ивана Грозного по народным песням. Поэт так глубоко сумел постигнуть дух народной поэзии, что современные исследователи справедливо сравнивают «Песню про царя Ивана Васильевича...» с творениями народных сказителей. Недаром Белинский писал, что Лермонтов «вошел в царство народности, как ее полный властелин и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею...». «Песня...» Лермонтова принадлежит к лучшим произведениям русской и мировой поэзии.

28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух, что Пушкин накануне стрелялся на дуэли с Дантесом и ранен смертельно. На другой день стало известно, что Пушкин умер. И в эти самые дни по Петербургу распространилось в рукописи стихотворение «Смерть Поэта», под которым стояло в ту пору мало кому известное имя: Лермонтов. Это был голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе. Так началась всенародная слава Лермонтова. Он считал, что назначение поэзии в том, чтобы говорить с народом, призывать его на подвиги во имя свободы.

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова обрывается также трагически. Современники понимали, что его дуэль с Мартыновым 27 июля 1811 года была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством.

Читая и перечитывая Лермонтова, проникаясь героическим, активным духом его поэзии, восторгаясь ее неповторимым лирическим содержанием, мы думаем о нем как о живом. И представляем себе его — не достигшего еще и 27-летнего возраста, так много сделавшего для родной литературы, так много не успевшего осуществить.

Все пленяет нас в Лермонтове: и сила пламенных страстей. и ум холодный и глубокий, его необычайная прямота и честность, высокая требовательность к самому себе и к другим. Он не умел и не хотел мириться с пороком, где и под какой маской ни встречал его.

С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести. Читаем ли мы «Бородино» или «Мцыри», «Песню про паря Ивана Васильевича...» или «Родину», мы жадно внимаем его словам, чтобы запомнить, как сформулировал он самое высшее и самое благородное проявление любви — любовь к отчизне.
И. Л. Андроников


ЧИТАТЕЛИ ЛЕРМОНТОВА
О СВОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ


Известно, что замечательный русский писатель Иван Бунин хотел написать о Лермонтове, но мечта его не сбылась. Однако остались его высказывания о поэте: «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет*. Он часто повторял, читая лермонтовские стихи: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни па кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

Русский поэт и философ Д. С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову.

«...Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нем говорить?

Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой тяжелый взгляд, что на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так ли мы сейчас к нему обернулись невольно?

Стихи его для нас как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла.

Помню, когда мне было лет 7—8, я учил наизусть „Ангела” из старенькой хрестоматии с истрепанным зеленым корешком* Я твердил: „По небу полуночи”, не понимая, что „полуночи” родительный падеж от „полночь”; мне казалось, что это два слова: „по” и „луночь”. Я видел картину, изображавшую ангела, который летит по темно-синему, лунному небу: это и была для меня „луночь”. Потом узнал, в чем дело; но до сих пор читаю: „по небу, по луночи”, бессмысленно, как детскую молитву.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная.
Святая прелесть в них.

Я также узнал, что нельзя сказать: „Из пламя и света”, а надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова.

Потом, в 12 — 13 лет, я уже для собственного удовольствия учил его наизусть. Переписывал „Мцыри” тщательно, в золотообрезную тетрадку, и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил.

Пушкина я тогда не любил: он был для меня взрослый; Лермонтов такой ребенок, как я.

В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог.

Вот чего Пушкин не сказал бы ни за что. Взор его был слишком трезв, точен и верен действительности. On говорит просто:

Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несешься по ясной лазури...

Но эта пушкинская „ясная лазурь”, по сравнению с бездонно-глубоким лермонтовским небом, казалась мне плоской, как голубая эмаль.

С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.

Я буду любить Пушкина, пока я жив; но когда придет смерть, боюсь, что это примирение:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять, —

покажется мне холодным, жестоким, ничего не примиряющим и я вспомню тогда детские молитвы, вспомню Лермонтова.

Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.

Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова


      Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.
(вернуться к уроку)


АНГЕЛ
М. Ю. Лермонтов
[2]

По небу полуночи ангел летел,
      И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
      Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
      Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
      Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
      Для мира печали и слез.
И звук его песни в душе молодой
      Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
      Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
      Ей скучные песни земли.
1831

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


МОЛИТВА
М. Ю. Лермонтов
[3]

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
1839

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

МОЛИТВА
М. Ю. Лермонтов
[4]

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[5]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!....
февраль 1837.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передает поэт в стихотворении «Ангел» (блаженства, полноты жизни)?

2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?

3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?

4. Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? Подготовьте эссе или развернутый ответ на этот вопрос, выразительное чтение одного стихотворения наизусть.


ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Ангел ("По небу полуночи ангел летел...") – напечатано: «Одесский альманах на 1840 г.». Одесса, 1839.
Это единственное юношеское стихотворение Лермонтова, которое было напечатано им самим и за его полной подписью. Оно написано в 1831 году, когда поэту было только 16 лет.
Жанр произведения — лирическая миниатюра, стиль — романтический, можно отнести его к философской лирике.
Стихотворение построено на основе антитезы земли и неба. Композиционно выделяются две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь обозначен мир небесный. Он покойный, радостный, безгрешный, правдивый.
В последней строфе обозначен образ земли, противопоставленный небесам. Душа, воплотившись, долго томилась на свете, потому что слишком сильна в ней была тяга к Божественному, слишком незабвенна память о святой песне ангела. (вернуться)

3. Молитва ("В минуту жизни трудную...") – впервые напечатано в «Отеч. записках» (1839, т. 6, № 11, отд. III, стр. 272). В «Стихотворениях» 1840 года датировано 1839 годом. А. О. Смирнова-Россет (Автобиография. «Мир», 1931, стр. 247) рассказывает, что эти стихи Лермонтов написал для М. А. Щербатовой.
В «Молитве» с психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветленности. Это состояние контрастно противопоставлено «трудной минуте жизни», обычному для лирического героя Лермонтова настроению тяжелой рефлексии и скептицизма: «С души как бремя скатится, / Сомненье далеко — / И верится, и плачется, / И так легко, легко...». Вместе с тем «святая прелесть» слов «чудной» молитвы предстает и как вообще власть слова над человеком — «сила благодатная» «слов живых», — что сближает «Молитву» со стихотворением «Есть речи — значенье», воспевающим могущество «из пламя и света рожденного слова». Эта как бы самопроизвольность светлого душевного порыва, которому отдается поэт (его простота и прозрачность «заставляют» Лермонтова обратиться к лексике и интонации, близким к стихии народной поэзии), находит выражение в особой мелодичности стиха, в использовании певучих дактилических рифм. (вернуться)

4. Стихотворение Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." – классический образец периода. Полнота мысли периода достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме: кто? что? где? какими средствами? почему? как? когда?).
Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале периода, замыкается лишь в его конце, а все остальные придаточные предложения и обороты вставляются в нее как в рамку, своим нагнетанием усиливая ожидание связующего конца фразы. (Гаспаров М. Л. Период // Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 9: Аббасзадэ– Яхутль. – 1978. – Стб. 624.
Период может быть и стихотворным, и прозаическим.
По словам А. П. Шан-Гирея, написано Лермонтовым во время нахождения под арестом с 18 по 25 февраля 1837 года в здании Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта»: поэт "велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...".
Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..." вызвало любопытную отповедь со стороны Г. И. Успенского в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» (Сочинения, 1884, т. VII, стр. 34–35): объявляя Кольцова «поэтом земледельческого труда», Успенский противопоставляет его «Урожай» стихотворению Лермонтова; он указывает на эстетизацию природы в этом стихотворении и делает вывод, что «поэт – случайный знакомец природы, что у него нет с ней кровной связи, иначе он бы не стал выбирать из нее отборные фрукты, да прикрашивать их и размещать по собственному усмотрению». (вернуться)

5. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)

 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика