Бунин И. А. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
 
И.А.Бунин. Портрет работы В.И.Россинского, 1915 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
Рассказы И. А. Бунина "Цифры", "Лапти"
Уроки литературы в 7 классе
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1860 – 1904)


ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 71. Из литературы XX века. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы

Урок 72. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе


УРОК 72
И. А. БУНИН.
«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»:
МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ В РАССКАЗЕ

Основное содержание урока

Лиризм повествования. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Роль художественной детали в характеристике героев. Развитие представлений о психологизме литературы.

Основные виды деятельности.
Выявление характерных для рассказов писателя тем, образов и приёмов изображения человека. Выявление признаков эпического и лирического родов в рассказе. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия деталь, психологизм.

I. Лиризм повествования.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы


Сообщение учащегося о сборнике И. А. Бунина «Тёмные аллеи» (см. материал ниже).

Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте статью учебника «В творческой лаборатории И. А. Бунина. И. А. Бунин о творчестве» (см. статью ниже).

Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

В чём лиризм бунинского повествования?

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Бунин считал деятельность писателя «анафемским трудом»?

Объясните слова Бунина: «В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги».

Вопрос 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Группа 2.

Прочитайте фрагмент статьи Л. В. Никулина «Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты» с начала до слов «…стакан с голубой надписью „Одоль“».

*Сравните три варианта начала рассказа «Ида» и докажите, что третий вариант наиболее удачный.

О каких качествах личности И. А. Бунина говорят факты совершенствования своих произведений?

*Группа 3.

Прочитайте фрагмент статьи Л. В. Никулина «Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты» со слов «Если обратиться к мировой литературе…» до конца фрагмента.

Почему в качестве сюжета И. А. Бунин часто выбирал повествования о «несчастной любви»?

Какие из бунинских рассказов о несчастной любви вы читали? Дайте им оценку.

Докажите, что в рассказах сборника «Тёмные аллеи» И. А. Бунин не только воссоздаёт «поэзию» русской усадьбы, но и «прозу» человеческих отношений.

Сравнив 2—3 рассказа, докажите, что автор каждый раз говорит об этом чувстве по-разному.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

*Группа 4.

Прочитайте фрагмент книги О. Н. Михайлова «Жизнь Бунина».

Почему И. А. Бунин изображал любовь «пристально и сосредоточенно»?

Почему героини у Бунина «чаще всего выше, одухотворённее героя»? Традициям каких русских писателей следует в этом Бунин?

Прочитайте выразительно стихотворения И. А. Бунина о любви:

«Беру твою руку и долго смотрю на неё…», «Мы встретились случайно на углу…», «Мы рядом шли, но на меня…», «Песня» («Зацвела на воле…»), «Снова сон, пленительный и сладкий…», «Счастлив я, когда ты голубые…», «Тихой ночью поздний месяц вышел…», «Я простая девка на баштане…» (по выбору учителя).

Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

*Сравните лирическое переживание героини стихотворения «Я простая девка на баштане…» с чувствами Надежды из рассказа «Тёмные аллеи» и сделайте вывод о мастерстве И. А. Бунина в изображении женской души.

*Докажите, что лиризм, напевность и ритмичность бунинской прозы связаны с его поэзией.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Как в рассказе «Тёмные аллеи» отразились признаки лирического и эпического родов литературы?

Какие темы, образы и приёмы изображения человека характерны для рассказов И. А. Бунина?



II. Роль художественной детали в характеристике героев
Групповая работа:

Группа 1. Портреты героев.


Выпишите из рассказа детали портретов Надежды, Николая Алексеевича и кучера Клима.

Как художественные детали характеризуют героев?

Что автор подчёркивает в героях с помощью деталей?

Какие детали портретов автор повторяет неоднократно? С какой целью?

Группа 2. Пейзаж.

Выпишите из рассказа художественные детали пейзажа. Как они характеризуют героев?

Почему душевному состоянию героя созвучен осенний ненастный день?

Изменяется ли пейзаж в начале и в конце рассказа? С какой целью? Обоснуйте свой ответ.

Группа 3. Интерьер.

Выпишите из рассказа художественные детали интерьера. Как они характеризуют героев?

Как характеризует Надежду описание «частной горницы» ещё до появления героини?

Какие краски, звуки, запахи использует Бунин для описания мира, где живёт Надежда?

*Группа 4. Речь героев.

Выпишите из диалога Надежды и Николая Алексеевича слова и выражения, характерные для каждого из героев.

Сравните манеру речи героев.

Как в речи проявляются черты их личности?

III. Развитие представлений о психологизме литературы
Практическая работа.


Заполните цитатную таблицу «Открытый и скрытый психологизм рассказа „Темные аллеи“»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Открытый и скрытый психологизм рассказа „Темные аллеи“»
Открытый психологизм
Скрытый психологизм
          
          

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какова роль художественных деталей в рассказе «Тёмные аллеи»? Как в рассказе использован приём психологизма?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или
подготовить развёрнутый ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ Бунина «В одной знакомой улице» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») и сопоставить его с рассказом «Тёмные аллеи».

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (см. следующий урок).

Ответить на вопросы викторины № 11 из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчества А. А. Блока (см. http://sivs.ru/viewtopic.php?id=1751),
портретах (см. "Портреты А. А. Блока" на сайте "К уроку литературы")
и памятниках поэту
с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый И. А. Бунину.

Следующий урок: Поэзия Серебряного века. А. А. Блок >>>


И. А. БУНИН
О ТВОРЧЕСТВЕ


«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем,— приводит Пушешников слова Бунина,— Тургенев тоже был стихотворец прежде всего, и он погубил себя беллетристикой. Для него главное в рассказе был звук, а все остальное — это так. Для меня главное — это найти звук. Как только я его нашел — все остальное дается само собой. Я уже знаю, что дело кончено. Но я никогда не пишу того, что мне хочется, и так, как мне хочется. Не смею. Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев. Многие слова — а их невероятно много — я никогда не употребляю, слова самые обыденные... Не могу. Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк. Я не знаю, как должен оплачиваться такой анафемский труд. А между тем я получаю по тысяче рублей за лист. И говорят, что это много. Я ехал на пароходе как-то с В. И. Немировичем-Данченко. Он сказал: «Ну что, разве вы, новые, литераторы?! Я пока доеду, здесь на пароходе напишу целый роман». В сущности говоря, все литературные приемы надо послать к черту! Пусть критики едят за это сколько угодно. Иначе никогда ничего путного не напишешь. Может быть, к старости я что-нибудь путное напишу. В сущности говоря, со времени Пушкина и Лермонтова литературное мастерство не пошло вперед. Были внесены новые темы, новые чувства и проч., но самое литературное искусство не двинулось». Чехов в своих лучших вещах стал менять форму, «он страшно рос. Он был очень большой поэт. А разве кто-нибудь из критиков сказал хоть слово о форме его последних рассказов? Никто».

И дальше:

«Я всю жизнь испытываю муки Тантала(1). Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности говоря, я занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир я смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе». «Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, — звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».

1. Танта́л — герой одного из древнегреческих мифов, любимец богов, удостоенный чести присутствовать на их пиршествах: однако Тантал возгордился, оскорбил богов и был низвергнут ими в Лид (подземное царство); о наказании Тантала (есть выражение «танталовы муки») существуют две легенды. Согласно одной. Тантал в подземном царстве стоял по горло в воде и мучился жаждой, но, когда он собирался сделать глоток воды, вода отступала; он не мог утолить и голод, потому что ветви с плодами, висевшие над ним, отодвигались, когда он протягивал к ним руки. Но другой легенде. Тантал терзался страхом, так как над ним висела качающаяся скала, грозившая сорваться и раздавить его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

О СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ
«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»


Этот сборник можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937 – 1944 гг.). Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из писем признался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой - «страстное телесное упоение». И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остаётся на всю жизнь. Лишь на короткое мгновенье героям подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной смертью героини.

Бунин в своих рассказах воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окружённую романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она – озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех её состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), и где томится неузнанная («Ида»), и где переходит в страсть («Убийца»). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека - но это состояние не может длиться долго…Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться – и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто–то из любящих погибает. Финал многих рассказов подобен грому среди ясного неба после вспышки «блаженно–хмельного счастья»: на третий день Пасхи он умер в вагоне метро («В Париже»); в декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах («Натали»); концовка ряда рассказов – самоубийство героя или героини («Зойка и Валерия», «Галя Ганская» и др.) В художественном сознании Бунина любовь – одна из высших форм человеческого существования, когда ткань жизни, достигшая максимального напряжения, может не выдержать и разорваться.

Главное впечатление от «Тёмных аллей» - непостижимой и чарующей магии любовной стихии – создаётся чувством родства авторского «Я» с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием персонажа, символически звучащими мотивами звёздного, вселенского, спецификой художественного времени – временной отдалённостью происходящего, магической аурой памяти, откладывающей в сердце, как слезу жемчуга в раковине, драгоценный опыт былого. Любовь в понимании автора оказывается приобщённой по–своему к вечному. В рассказах сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как всё остальное на свете, проходит, другие же - что любовь остаётся в душе навсегда. Эти два голоса особенно явственно слышны в заглавном рассказе цикла – «Тёмные аллеи». Толчком к созданию рассказа, по признанию писателя, стала прямая ассоциация с поэзией, со стихотворением Огарёва «Обыкновенная повесть», строки из которого вспоминает герой рассказа и которые дали название циклу: «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…» В рассказе Бунина перед нами случайная встреча двух когда–то (30 лет ) любивших друг друга людей – старого офицера и хозяйки постоялого двора, тогда молодого барина и дворовой крестьянки. Эта встреча, пробудившая у одной воспоминание о её драме оставленной, не простившей, но всю жизнь продолжавшей любить женщины, у другого, когда–то «бессердечно» её бросившего и теперь неожиданно для себя признавшегося, что он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни», горестное сожаление о безвозвратно утерянном счастье.

В «Тёмных аллеях» совершенства достигает бунинское совершенство стилиста: выразительность чувственной детали, оригинальность психологизма, поразительная компактность форм повествования, гибкость их взаимопереходов и «крепость» словесного рисунка. Формы повествования разнообразно варьируются: это может быть повествование от лица юного героя, как, например, в «Натали», или молодой женщины («Холодная осень») или от лица автора – повествователя.

«Тёмные аллеи» представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм. Здесь есть рассказы драматические («Зойка и Валерия», «Натали»), рассказы – зарисовки, фрагменты («Смарагд», «Часовня»), рассказ – предание («Баллада»), притча («Молодость и старость») и т.д.

К циклу «Тёмных аллей» относится и рассказ «Чистый понедельник», (Париж, 1946г.) Как и все другие рассказы, он тоже о любви. Но любви странной, от которой героиня отказывается. Бунин развёртывает перед нами не только повествование о любви – страданий, но и о тайне человеческой судьбы, об отношении к тому, что люди называют счастьем, о сложной природе русского национального характера, о духе самой русской истории, о вере в Бога и о непостижимости путей к нему. Повествование дано в форме рассказа – воспоминания от лица героя, от его «Я». Осью композиции становятся сложные взаимоотношения двух действующих лиц, не названных по имени, - это Он и Она. Неназванность центральной героини, с которой связано всё происходящее в рассказе, характерна и для других рассказов из «Тёмных аллей». Видимо это автору необходимо для того, чтобы оттенить ореол таинственности любимой женщины, так до конца и не понятой героем, её единственности и незаместимости в глазах любящего. Она не нуждается в имени, потому что в сердце героя существует только одна женщина, властвующая и через годы над ним безраздельно. Кроме того, неназванность героев любовной истории, при всей её неповторимости, может служить, по замыслу автора, знаком её обобщающего, общечеловеческого смысла.

Наши критики чаще всего говорят, что в сборнике «Тёмные аллеи» - 38 рассказов, на самом деле их гораздо больше. Существуют разные точки зрения по поводу того, почему Бунин написал «Тёмные аллеи»: это и ностальгия по России, и воспоминания, навеянные любовными приключениями на Родине, и тоска по ушедшему, и многое другое. Но главное, видимо, в другом. Когда читаешь дневники и письма Бунина, становится очевидно, что он был сражён своей последней любовью, предан ею, но она (имеется в виду не Галина Кузнецова, а любовь) его не отпустила до конца дней. И именно эта боль любви чувствуется в «Тёмных аллеях».
(вернуться к уроку)


ЧЕХОВ, БУНИН, КУПРИН:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
Л. Никулин


Рукописи Бунина в известной степени раскрывают, если так можно сказать, «тайны» его творчества. Он сохранял свои рукописи во всех вариантах в образцовом порядке. Он вносил поправки почти в каждое новое издание, всегда строго и взыскательно относился к своим рассказам, особенно к тем, которые были написаны много лет назад. Последние рассказы, собранные в книге «Петлистые уши», он исправлял в октябре 1953 года, за две недели до своей кончины.

Народную речь он знал так тонко, что даже годы эмиграции не отразились на языке его рассказов. И, перечитывая его рассказы, написанные за границей, дивишься свежести и чистоте простонародной речи...

Ради сохранения стройности рассказа, точности и верности его композиции или для того, чтобы яснее была видна мысль автора, он иногда вычеркивал отлично написанные диалоги, эпизоды.

Как ни увлекательно перечитывать рукописи писателя, поправок и вариантов иногда одной фразы так много, что перечислить все было бы непосильным трудом.

Вот, для примера, рассказ «Ида» и три варианта его начала:

«В дни Рождества мы вчетвером,— три старых приятеля и некто Георгий Иванович завтракали в Большом Московском...»

«Однажды на Рождестве,— точно говоря, на первый день Рождества. завтракали в Большом Московском три старых приятеля...»

«Однажды на Святках завтракали мы вчетвером,— три старых приятеля и некто Георгий Иванович в Большом Московском...»

Третий вариант автор оставил.

Перебирая рукописи, замечаешь, что не только начало рассказа — первая фраза повторяется в вариантах, но порой написанные две-три страницы рассказа отвергнуты автором. Порой, с незначительными, в сущности, изменениями, эти страницы входят в последний вариант, на котором остановился Бунин.

А как он менял, искал название рассказа. «Мордовский сарафан» прежде назывался «черемисским», потом «На огонек».

Один из превосходных бунинских рассказов — «Солнечный удар» — назывался «Случайное знакомство», потом «Ксения» — эти оба названия были зачеркнуты резким штрихом. Первый и второй варианты рассказа были им отвергнуты. Бунин начал рассказ сначала. На отвергнутом варианте можно прочитать слова: «Ничего лишнего»,— это своего рода вечный завет писателя самому себе, он следовал ему упорно, выбрасывая иногда то, чем другой беллетрист, вероятно, гордился бы. Выбрасывал подробности, детали, которые легко запоминались. Например, в рассказе «Кавказ» он вычеркивает: «Я налил ей белого вина в вагонный стакан с голубой надписью «Одоль».

Если обратиться к мировой литературе всех времен, то убедишься, что некоторые прекрасные произведения написаны главным образом о несчастной любви. Рассказ, который дал название сборнику «Темные аллеи», удивителен но своей ясности и благородной простоте; это один из тех рассказов, которые написаны на одном дыхании, почти без поправок. Любопытнее всего, что сюжет произведения — встреча на постоялом дворе старика генерала и его возлюбленной — в известной степени напоминает нам сюжет «Воскресения» Толстого.

И в рассказе Бунина есть пропасть, отделявшая дворовую девушку Надежду от блестящего офицера-барина. Правда, ее судьба не так драматична, как судьба Катюши Масловой, и генерал в общем не раскаивается в том, что он ее бросил. Но она ему этого не простила: «Все проходит, да не все забывается».

А генерал размышляет так: «Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Да, здесь стена, и разрушить стену, отделяющую его от Надежды, невозможно, и автор думает так же, как старик генерал.

Обманутая любовь — одна из любимейших тем Бунина. Это тема рассказа «Сны Чанга», только здесь гибнет не юноша, а мужественный, сильный человек. Самая форма рассказа удивительна. С каким мастерством передана трагическая повесть любви в смутных видениях собаки Чанга, верного пса-друга, который чем-то встревожен и каким-то особым, звериным чутьем понимает состояние духа своего хозяина...

Обманутая любовь и в рассказе «При дороге»: девочка Парашка полюбила первой любовью вора, и ужасно ее прозрение, когда она узнает, что нужна была любовнику только для того, чтобы он мог обокрасть ее отца.

В другом рассказе, «Степа», «культурный» московский кузнец-меценат, друг актеров и художников, мимоходом обманывает несчастную, милую девочку, обещает жениться и уезжает в Кисловодск, зная, что его любовницу оживет со света злобный и безжалостный старик, ее отец.

Сила воображения писателя рисовала Бунину сложные столкновения характеров, оригинальные сюжеты произведений.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ЖИЗНЬ БУНИНА
(фрагмент книги)
О. Михайлов


Вечный юноша, он, кажется, до конца своих дней пребывал в ожидании любви, описывал любовь во всех ее состояниях, умел найти ее там, где ее еще нет, и там, где она едва брезжит, и где томится неузнанная, и где кротко служит чему-то ей бесконечно чужому, переходит в страсть или в изумлении не обнаруживает своего прошлого, подвластного разрушительному времени. В нашей литературе никто еще не изображал любовь так пристально и сосредоточенно, как Бунин. И это, конечно, шло от его горячего, пылкого темперамента. «Он был очень страстный человек»,— писал мне друживший с Буниным в течение многих лет Борис Зайцев.

Необъяснимость, непонятность женской натуры, женского естества мучила и волновала его. Он восклицал: «Ведь это даже как бы и не люди, а какие-то совсем особые существа, живущие рядом с людьми, еще никогда никем точно не определенные, не понятые, хотя от начала веков люди только и делают, что думают о них». Но в «поединке роковом», в любви, женщина, героиня у Бунина, чаще всего выше, одухотвореннее героя. Вспомним хотя бы его рассказы «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Руся», «Галя Ганская». И в понимании, и в трактовке любви Бунин, с его духовным здоровьем, также продолжал и завершал традицию, идущую от Тургенева и Толстого, и не поддался искусам модернизма. <...>

Любовная лирика Бунина, принадлежащая всем своим эмоциональным строем XX веку, трагедийна; в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах, тяжба с природой и вечностью в требовании идеального чувства. Как и вся бунинская поэзия, его интимная лирика сохраняет классическую отточенность формы, смысловую прозрачность, являясь своего рода реакцией на символизм.

Читающей публикой Бунин долгое время воспринимался прежде всего как поэт. В 1909 году решением Российской академии наук Бунин был избран ее почетным членом. Комментируя это событие, критик А. Измайлов писал: «Конечно, как поэта венчает И. А. Бунина Академия». Магия бунинской прозы — в совершенно особенной ритмичности. Подчас это отдельные периоды, разделенные повторяющимися с разным смысловым оттенком словами — опорами ритма. (Тут Бунин наследовал в первую очередь лирическую традицию влиявшего на него Гоголя.) Иногда мелодика, почти напевность прозы создается авторской установкой на воспоминания. Так написаны почти все рассказы из цикла «Темные аллеи». (Тут следует назвать имя Тургенева, автора стихотворений в прозе.) Наконец, во многих случаях это своеобразие рождалось как бы в результате обращения Бунина не к литературным отцам, а к дедам, к милому его сердцу XVIII веку.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА
«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»


Впервые рассказ напечатан в книге «Темные аллеи» в Нью-Йорке в 1943 году, второй раз — в 1946 году в Париже, в 1955 году — в журнале «Новый мир» (1955, № 6). В заметке «Происхождение моих рассказов» незадолго до смерти автор писал:

«Перечитывал стихи Огарева[2], и я остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна,
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели...
Кругом шиповник алый цвел,
Молчала темных лип аллея...

Потом почему-то представилось то, чем начинается рассказ,— осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный... Остальное все как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно, как большинство моих рассказов».
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что Вы знаете о жизни И. А. Бунина но статьям учебников 5—9 классов и по самостоятельно прочитанным его рассказам и стихотворениям, по статьям и книгам о писателе?

2. Вспомните высказывания о Бунине его современников. Какие из них кажутся Вам особенно важными для понимания творчества писателя?

3. Что, по словам Бунина, предшествовало написанию нового произведения? Почему «в литературном искусстве писатель видит «невероятное страдание»? Как относился Бунин к каждому новому изданию своих произведений?

4. Вы читали рассказ Бунина «Солнечный удар» в книге «Читаем, думаем, спорим...» (8 класс). Как Бы думаете, самое ли удачное название выбрал писатель из трех предполагаемых вариантов? Обоснуйте свое суждение.

5. Лев Никулин говорит о том, что в мировой литературе многие произведения написаны о несчастной любви. Какие произведения о несчастной любви из прочитанных в предыдущих классах Вы вспоминаете? Какие из них Вы отнесли бы к шедеврам русской литературы?

6. Что говорит критик Олег Михайлов об изображении любви Буниным? Какой протест, по его мнению, заложен в любовной лирике писателя?

7. Какую традицию наследовал Бунин в создании прозаических произведений? В чем причина несчастной любви Надежды из рассказа Бунина «Темные аллеи»? Почему так назван рассказ?

8. Бунин всегда говорил, что для него самое главное звук. Какой звук, какое настроение, на Ваш взгляд, определили сюжет рассказа «Темные аллеи»? В чем смысл истории, которую поведал нам писатель?

9. Что Вы могли бы рассказать о каждом из героев рассказа «Темные аллеи»? Кто из них вызвал у Вас сочувствие или осуждение? Как оценивает герой эту историю? Найдите его слова в тексте. Как оценила ее героиня? Подтвердите свой ответ словами из текста. О чем вспоминает каждый из героев? Как сложились их судьбы? Какими размышлениями Николая Алексеевича заканчивается рассказ? О чем они говорят? Как характеризуют героя?Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Какие особенности творчества И. А. Бунина кажутся Вам наиболее важными для писателя? Подготовьте развернутый ответ-рассуждение.

2. Вспомните названия рассказов И. А. Бунина, прочитанных в 5—8 классах. Проанализируйте один из них.

3. В каком из бунинских рассказов дядя и племянник поссорились из-за игры? О чем этот рассказ?

4. В каком из рассказов И. А. Бунина герои ноют и какое настроение это вызывает у рассказчика?

5. Подготовьте текст викторины или вечер, посвященный жизни и творчеству И. А. Бунина.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ПЕСНЯ
(«Я — простая девка на баштане...»)
И. А. Бунин
[3]

Я — простая девка на баштане,
Он — рыбак, весёлый человек.
Тонет белый парус на Лимане,
Много видел он морей и рек.

Говорят, гречанки на Босфоре
Хороши… А я черна, худа.
Утопает белый парус в море —
Может, не вернётся никогда!

Буду ждать в погоду, в непогоду…
Не дождусь — с баштана разочтусь,
Выйду к морю, брошу перстень в воду
И косою чёрной удавлюсь.
<1905>

Источник: Бунин И.А. Стихотворения: В 2 т. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2014. Т. 1. С. 313
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Никола́й Плато́нович Огарёв(1813 — 1877) — русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А. И. Герцена.
См. стихотворение Огарёва «Обыкновенная повесть». Автор разделил повествование на две неравные части. (вернуться)

3. Песня («Я — простая девка на баштане…») — опубл.: Знание. Кн. 9. 1906. (вернуться)

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика