8 класс. ВПР по русскому языку. Вариант 1
Русский язык для школьников
 
 
 
ВПР по русскому языку.
7 класс

(варианты задания 14 на пословицы)
 
 
 
 
 Изложения. Типовые
 экзаменационные
 варианты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПР по русскому языку *
 
8 класс.
Вариант 1
ВПР по русскому языку.
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут
 
     Структура варианта проверочной работы

Вариант проверочной работы содержит 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения.

Задания 1-4, 6-9, 15-16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10-14, 17 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

 
     Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 9 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3, 4 оценивается от 0 до 4 баллов.
Ответ на каждое из заданий 5-8, 14, 16 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на каждое из заданий 9-10, 12-13, 17 оценивается от 0 до 1 балла.
Ответ на задание 15 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответ на задание 11 оценивается от 0 до 5 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 51 баллами.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
2
3
4
5
Первичные баллы
0 - 25
26 - 31
32 - 44
45 - 51
 
Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.
Работа включает в себя 17 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
 
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Дли(н,нн)ой бл...стающей полосой тянется с (З,з)апада на (В,в) осток (Т,т)аймырское озеро.(4) На севере возвышаются каме(н,нн)ые глыбы за ними маяч...т ч...рные хребты. Весе(н,нн)ие воды пр..носят с верховьев следы пр...бывания человека рва(н,нн)ые сети поплавки полома(н,нн)ые(3) вёсла и другие немудрё(н,нн)ые принадлежности рыбач..его обихода.
У заболоче(н,нн)ых(2) берегов тундра ог...лилась только кое(где) белеют и бл...стят на со...нце пятнышки снега. Ещё крепко держ...т ноги скова(н,нн)ая льдом мерзлота и лёд в устьях рек и реч...нок долго будет стоять а озеро очистит...ся дней через десять. И тогда песча(н,нн)ый берег залитый светом перейдёт в таинстве(н,нн)ое свечение со(н,нн)ой воды а дальше – в торжестве(н,нн)ые силуэты и пр...чудливые очертания противоположного берега.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания

1) знак (не)равенства, (не)слышно шума, трава ещё (не)скошена;
2) (не)ряшливый вид, путь (не)близок, а далёк, (не)читал книгу
3) несмотря на (не)погоду, (не)погасив костра, выказать (не)допонимание
4) (не)обладающий тактом, (не)выглядел смешным, афиши (не)расклеены
Ответ:

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН

1) воробьи(н, нн)ые стаи, броше(н, нн)ый камень , золочё(н, нн)ое блюдо
2) запута(н, нн)ые ответы, покуса(н, нн)ые москитами животные ,её манеры изыска(н, нн)ы
3) актёры ю(н, нн)ы, оловя(н, нн)ый солдатик, лица вымаза(н, нн)ы сажей
4) назва(н, нн)ый брат, тка(н, нн)ая золотом скатерть, фаза(н, нн)ий питомник
Ответ:

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Дефис, торты, красивее, километр.
Ответ:

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку.
2) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
3) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
4) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
Ответ:



     Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 − 17.

(1) Человек, не любящий книгу, несчастен, но не всегда догадывается об этом. (2) Может быть, жизнь его наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события – сопереживания и осмысления прочитанного. (3) Некоторые люди, говоря о любви к чтению, добавляют, что им нравится читать, но... только не стихи. (4) В этих словах кроется неправда, потому что человек, не испытывающий любви к поэзии, не может по-настоящему любить прозу.

(5) Разумеется, читателю прозы необходимо обладать артистизмом восприятия. (6) Но обаяние именно поэзии гораздо больше, чем прозы, скрывается не только в мысли, в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (7) Именно поэтому воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе.

(8) Подлинное прочтение художественного слова подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей. (9) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух. (10) Но в том, что такой слух можно воспитать, я убеждён.

(11) И я хотел бы выразить мою запоздалую, но глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (12) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней я оставался бы преданным читателем поэзии.

(По К.И. Чуковскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:

8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ:

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение музыка слова (музыке слова) из предложения 6. Запишите ответ.
Ответ:

10. В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила». Выпишите это слово.

Ответ:


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) жизнь наполнена;
2) важного события;
3) по-настоящему любить;
4) любить прозу;
Ответ:

12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Ответ:

13. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Ответ:

14. Среди предложений 4-7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

15. Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

16. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

17. Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ _ 0, но 0]. Выпишите номер этого предложения.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания по оцениванию задания 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
 
Длинной блистающей полосой тянется с запада на восток Таймырское озеро. На севере возвышаются каменные глыбы, за ними маячат чёрные хребты. Весенние воды приносят с верховьев следы пребывания человека: рваные сети, поплавки, поломанные вёсла и другие немудрёные принадлежности рыбачьего обихода.
У заболоченных берегов тундра оголилась, только кое-где белеют и блестят на солнце пятнышки снега. Ещё крепко держит ноги скованная льдом мерзлота, и лёд в устьях рек и речонок долго будет стоять, а озеро очистится дней через десять. И тогда песчаный берег, залитый светом, перейдёт в таинственное свечение сонной воды, а дальше — в торжественные силуэты и причудливые очертания противоположного берега.
 
К1
Соблюдение орфографических норм  
 
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
4
Допущено не более двух ошибок
3
Допущены три-четыре ошибки
2
Допущены пять ошибок
1
Допущено более пяти ошибок
0
К2
Соблюдение пунктуационных норм
 
 
Пунктуационных ошибок нет
3
 
Допущена одна ошибка
2
 
Допущены две ошибки
1
 
Допущено более двух ошибок
0
К3
Правильность списывания текста  
 
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
2
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
0
Максимальное количество баллов за всё задание
9
 
2. Морфемный разбор слова
заболоченных(2)
растекается: за — приставка, болоч — корень, енн — суффикс, ых — окончание, заболоченн— основа слова.
 
2. Морфологический разбор слова
поломанные(3)
1) вёсла (какие?) поломанные — причастие. 2) Морф. признаки: начальная форма: поломанный; образовано от глагола поломать + суффикс НН
Пост. признаки: страдательное, прошедшее время, совершенный вид;
Непост. признаки: полная форма, множественное число, именительный падеж.
3) В предложении является определением.
 
Синтаксический разбор предложения
Длинной блистающей полосой тянется с запада на восток Таймырское озеро.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Грамматическая основа: Таймырское озеро (подлежащее; выражено неделимым словосочетанием) тянется (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (тянется) на восток - обстоятельство места, выражено существительным с предлогом; (тянется) с запада – обстоятельство места, выражено существительным с предлогом (тянется) полосой - обстоятельство образа действия; (полосой) длинной - согласованное определение, выраженное прилагательным; (полосой) блистающей – согласованное определение, выраженное причастием.

Максимальный балл за выполнение 2-го задания: 9
 
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: не обладающий тактом, не выглядел смешным, афиши не расклеены;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: Не обладающий: пишется раздельно, так как это причастие с зависимым словом «тактом». Не выглядел - не с глаголом пишется раздельно. Не расклеены – не с кратким причастием пишется раздельно.

Максимальный балл за выполнение 3-го задания: 4
 
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: Запутанные ответы, покусанные москитами животные, манеры изысканны;
2) объяснение условия выбора написания НН: Запутанные: отглагольное прилагательное, есть приставка, образовано от гл. сов. вида. Покусанные: причастие, есть приставка, образовано от глагола сов. вида. Изысканны: в кратком прилагательном пишется НН, так как в полном пишется НН.

Максимальный балл за выполнение 4-го задания: 4
 
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ответ: дефи́с, то́рты, краси́вее, киломе́тр.

Максимальный балл за выполнение 5-го задания: 2
Слова для тренировки по заданию 5.
алфавИт, алфавИтный
ательЕ [тэ ]
быть, былА, бЫло; нЕ
был, не былА
ворОта
вЫздороветь
дать, далА, дАли;нЕ дал,
нЕ дало, нЕ дали
дефИс [тэ ]
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг
жить, жилА, жИло,
жИли; нЕ жил, нЕ жило,
нЕ жили
звонИть, звонИшь,
звонИт
инженЕр, инженЕры
инструмЕнт,
инструмЕнты
каучУк
кашнЕ [нэ ]
квартАл
киломЕтр
класть, кладУ
конЕчно [шн ]
магазИн
модЕль [дэ ]
музЕй [з` ]
начАть, нАчал, началА,
нАчали
начАться, началсЯ,
началАсь
облегчИть
партЕр [тэ ]
положИть, положИл,
положила, положУ,
положИшь
повторИть, повторИшь,
повторИт, повторИте
предмЕт
пустЯчный [шн]
расположИть (по
алфавИту)
руководИть
сантимЕтр
свЁкла
свИтер [тэ ]
скворЕчник [шн]
скУчный [шн]
совремЕнный
создАть, сОздал, создалА
столЯр
тЕннис [тэ ]
торт, тОрты
углубИть, углубИт,
упростИть
фарфОр
цемЕнт
что [шт]
чтОбы [шт ]
шоссЕ [сэ ]
шофЁр, шофЁры
щавЕль
яИчница[шн`]
 
 
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Ответ: Поезд прибывает на станцию согласно расписанию. Моя подруга была скромна и красива.
ИЛИ
Поезд прибывает на станцию согласно расписанию. Моя подруга была скромная и красивая.

Максимальный балл за выполнение 6-го задания: 2
 
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ: Основная мысль текста: Любовь к чтению подразумевает в первую очередь любовь к поэзии, которую можно воспитать, анализируя средства выразительности, наслаждаясь каждым словом, чувствуя слова. .
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Максимальный балл за выполнение 7-го задания: 2
 
8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Верный вариант ответа:
Воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе.
Микротема может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Максимальный балл за выполнение 8-го задания: 2
 
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение музыка слова (музыке слова) из предложения 6. Запишите ответ.
Ответ: метафора

Максимальный балл за выполнение 9-го задания: 1
 
10. В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила». Выпишите это слово.
Ответ: обаяние

Максимальный балл за выполнение 10-го задания: 1
 
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: важного события, по-настоящему любить, любить прозу;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: важного события (согласование), по-настоящему любить (примыкание), любить прозу (управление).

Максимальный балл за выполнение 11-го задания: 5
 
12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Верный ответ: обаяние скрывается
ИЛИ скрывается обаяние

Максимальный балл за выполнение 12-го задания: 1
 
13. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Ответ: безличное предложение

Максимальный балл за выполнение 13-го задания: 1
 
14. Среди предложений 4-7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: разумеется;
2) подбор синонима к вводному слову (например, несомненно, безусловно, бесспорно, конечно, очевидно. Могут быть подобраны другие синонимы

Максимальный балл за выполнение 14-го задания: 2
 
15. Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 4;
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова - имени существительного и завершает предложение
Обоснование условия обособления может быть сформулировано иначе

Максимальный балл за выполнение 15-го задания: 3
 
16. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 3;
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и поэтому в ыделяется с обеих сторон запятыми
Обоснование условия обособления может быть сформулировано иначе

Максимальный балл за выполнение 16-го задания: 2
 
Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[_ 0, но 0]. Выпишите номер этого предложения.

Правильный ответ: 1

Максимальный балл за выполнение 17-го задания: 1
 
 
ВПР
Демоверсии и варианты

(русский язык, литература, история, обществознание)

*ВПР – Всероссийская проверочная работа.
Выбор класса, предмета и даты проведения – это выбор министерства образования, а школа отвечает за назначение педагогов, которые будут проводить работу и проверять ее.
Проверяют по заранее присланным критериям.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика