Итоговое сочинение. Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын. Вариант сочинения по направлению "Отцы и дети"
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
«Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность» (У. Дисней)
Вариант итогового сочинения по направлению "Мечта и реальность"
 
 
 
 
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» (Д. Свифт)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Кого можно назвать верным другом
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Согласны ли Вы с пословицей
"Предательством счастья не сыщешь"?
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
"Хранить верность – это достоинство, познать верность – это честь..." (Мария Эбнер-Эшенбах)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
 
 
 
 
 
Итоговое сочинение*
 
Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав
Вариант итогового сочинения по направлению
"Отцы и дети"
 
Неизбежность смены поколений вносит дисгармонию во взаимоотношения «отцов» и «детей». Между поколениями обычно пролегает гигантская пропасть, вследствие чего родители и дети не могут найти общий язык, а порой даже становятся враждебны друг другу. Время меняется. И каждое десятилетие появляются новые идеи и философские концепции, а старые публично и жёстко высмеиваются. И почти в каждой семье сын заявляет отцу, что тот живёт неправильно и все его привычки и представления старомодны и наивны.

Такую особенность взаимоотношений между поколениями отмечали многие известные писатели: Тургенев в «Отцах и детях», Достоевский в «Братьях Карамазовых» и «Бесах», Шолохов в «Тихом Доне». Приведу в качестве аргументов примеры из отечественной литературы.

Проблема «отцов» и «детей» раскрывается во многих произведениях Ф.М.Достоевского. Например, в романе «Бесы» писатель изображает конфликт между представителями разных поколений. Это отец и сын Верховенские.

Старший Верховенский является натурой чувствительной и поэтической. Его личность формировалась в тот период, когда в обществе ещё были сильны идеи Великой французской революции, провозгласившей всех людей равными и свободными. Верховенский-старший воспитан на трудах европейских просветителей и романтической прозы первой половины 19 века и является убеждённым либералом и гуманистом.

Верховенский-младший – полная противоположность отца. Это прагматичный, циничный и хитрый человек, считающий слова «красота спасет мир» полнейшей чепухой. Он уверен, что спасать вообще никого не надо, народ всегда был и будет покорным стадом, которому нужен только кнут. К искусству Пётр Верховенский равнодушен, над религией и верующими смеётся. Он также жестоко издевается над отцом, постоянно припоминая ему ошибки прошлого. Все попытки Верховенского-старшего обрести гармонию в отношениях с сыном оказываются тщетны. Взгляды и идеи отца и сына совершенно различны, и эти различия приводят к вражде между родными людьми. Достоевский в романе «Бесы» показывает не только внутрисемейный конфликт, но конфликт поколений.

О конфликте поколений пишет в романе «Отцы и дети» и И.С.Тургенев. Он знакомит читателя с семьёй Кирсановых в то момент, когда окончивший университет Аркадий приезжает в имение к отцу. Вместе с Аркадием в имении появляется и его друг Евгений, человек умный и не признающий никаких авторитетов.

Конфликт поколений представлен автором романа в спорах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Разногласия во взглядах на жизнь приводят к постоянным столкновениям между ними. Кирсанов принадлежит к представителям «старого» дворянства, он читал европейских классиков, ценит искусство, придерживается аристократических привычек. Базаров же представитель «нового» поколения, формировавшегося в то время, когда были сделаны естественнонаучные открытия, произведшие сильное впечатление на умы людей: закон сохранения энергии, клеточное строение организмов. Выяснилось, что все явления жизни можно свести к простейшим химическим и физическим процессам, выразить доступной и удобной формулой. В мире Базарова господствуют биологические категории. Кирсанов защищает аристократические традиции, так как связывает чувство собственного достоинства с аристократическими ценностями. По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а особенно – романтического, либерального идеализма. Он – нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов.

На страницах романа «Отцы и дети» столкнулись люди, имеющие разные, порой противоположные мнения по различным вопросам, и читатель понимает, что они никогда не договорятся, так как безграничное самолюбие каждого, “сатанинская гордость” не дают соглашаться им со взглядами оппонента, а взаимная вражда углубляет этот конфликт. Как мы видим, писатель показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и рождающегося нового мира. Читатель понимает, что принципы и идеалы «отцов» уходят в прошлое, но и молодое поколение, вооруженное идеями нигилизма, не способно обеспечить будущее России, ведь прежде, чем разрушать, надо знать, что строить. Поэтому ни в коем случае нельзя отбрасывать опыт предшественников. Ведь движение вперед возможно лишь при условии взаимосвязи поколений.

Примеры, приведенные из русской литературы, показывают, насколько радикально могут отличаться взгляды «отцов» и «детей». На мой взгляд, не следует пытаться доказать свою правоту, вступая в конфликт с представителями другого поколения. Лучшее, что можно сделать в этом вечном споре «отцов» и «детей», это, оставаясь верным своим взглядам, с уважением относиться к идеалам других людей. Лишь такая форма поведения поможет формированию доверительных и гармоничных отношений между представителями разных поколений. (682 слова)
Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий
нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал
(художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества
(за исключением малых жанров),
другие литературные источники)
для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение,
привлекая для аргументации
не менее одного произведения отечественной или мировой литературы,
избирая свой путь использования литературного материала;
при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста:
от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения
в единстве формы и содержания и его интерпретации
в аспекте выбранной темы.


Список литературных произведений на тему «Отцы и дети»
А.А. Алексин «Первый день», «Поздний ребенок», «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж»;
А.В. Вампилов «Старший сын»;
Н.М. Гарин-Михайловский “Детство Темы”;
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
И.А. Гончаров «Обломов»;
А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
Б.П. Екимов «Ночь исцеления»;
В.К. Железников «Ночной ветер»;
А.Н. Островский «Гроза»;
К.Г. Паустовский «Телеграмма»;
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;
В.Ф. Тендряков «Расплата»;
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
И.С. Тургенев «Отцы и дети»;
Д.И. Фонвизин "Недоросль";
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»;
Л.Е. Улицкая «Медея и ее дети».
 

Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

См. об итоговом сочинении на сайте "К уроку литературы"
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика