Контрольные работы в 9 классе. Русский язык
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНЫЫЕ РАБОТЫ
в 9 классе

(к учебнику под ред. М. М. Разумовской)[1]
 

Контрольная работа N 1.
Диктант с грамматическим заданием

Контрольная работа N 2.
Изложение по тексту упражнения № 85.

Контрольная работа N 3.
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 4.
Сочинение в жанре эссе (рассуждение-размышление)

Контрольная работа N 5.
Изложение «Чистые Пруды».

Контрольная работа N 6.
Рецензия.

Контрольная работа N 7.
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 8.
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 9.
Сжатое изложение.

 
Контрольная работа N 1

Ц е л ь: контроль усвоения пройденного в 5-8 классах.

Грей несколько раз *приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперед. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых **открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. *Другие, *схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение *грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдевший, с **порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. *Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом **сидя за трактирным столом, воспевал плавание капитана.

Были там еще корабли – пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли – призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.

(По А. Грину) (166 слов).

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я.

1. Найти в тексте слова, интересные для фонетического и орфоэпического анализа. Графически объясните, чем они интересны.

2. В предложении, помеченном *, надпишите части речи.

3. Разберите по составу слова, помеченные*.

4. Сделайте синтаксический разбор предложения: «В маленьком мальчике…», «Экипаж, потом…».

 
Контрольная работа N 2

Изложение по тексту упражнения № 85

Ц е л ь: формирование умения излагать текст, сохраняя его стилистические особенности.

Текст для изложения,
рекомендации по проведению изложения


Эта контрольная работа предполагает проверку речевых навыков.
Её можно провести по тексту упражнения № 85, как рекомендуется в методическом пособии.

Слушание происходит целенаправленно и предполагает два вида восприятия текста: глобальное, то есть восприятие в целом, когда важно понять, о чём идёт речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора. И детальное, то есть осознание основных смысловых блоков (микротем) текста с большим или меньшим набором деталей в зависимости от установки на вид пересказа — подробный, выборочный, сжатый.

Мой друг
(по тексту Ф. Искандера)

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь?- сказал мой друг. Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках - а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», - хохоча заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, - думал я, - не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

Структура и содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из подробного изложения. Первый раз исходный текст для подробного изложения читается учителем. Текст разбирается под руководством учителя, составляется план, пересказ по плану учащимися, написание. Данная работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.

Во время контрольной работы разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Перечень элементов содержания:
• слушать и понимать текст, понимая тему и основную мысль, логику изложения, ведущий тип речи (рассказ, описание, раздумье), стиль речи, особенности авторского стиля;

• запоминать конкретные факты, последовательность изложения материала;

• понимать взаимообусловленность микротем, индивидуальный стиль автора (в том случае, если предлагается текст художественного или публицистического стиля); воссоздавать услышанное в изложении (с учетом вида изложения: подробного или краткого) и особенностей типа и стиля речи;

• оформлять текст в виде автономного высказывания (наличие начала и концовки);

• совершенствовать изложение согласно задаче первичного текста, темы, основной мысли, типа и стиля речи.

Система оценивания изложения
Изложение оценивается двумя оценками (за содержание и грамотность) по специально разработанным критериям – по пятибалльной системе

 
Контрольная работа N 3

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями


Ц е л ь: контроль усвоения темы

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношения с головой выдавало мое ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придется с тобой заниматься отдельно», - сказала она. Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда – то лететь.

Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободное минуты без всякого принуждения лез в cловарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.

(По В. Распутину) (151 слово).

Грамматическое задание

1) Сделать синтаксический разбор любого ССП (их в тексте 5).

2) Найти в тексте слова, интересные для фонетического, морфемного разбора, и произвести эти разборы.
Или предложить для фонетического разбора слова легко, меня, мое, бессильно, язык, для морфемного-ладилось, по-видимому, как-то, постепенно, заглядывая.

3) Объяснить графически знаки препинания во 2-м и 3-м абзацах.

4) Найти предложение, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. Первое предложение - простое, двусоставное, распространенное, второе - двусоставное, распространенное, осложненно однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием. (Постепенно я стал…)

5) Сосчитать количество сложносочиненных предложений, проверить знаки препинания в них (5).

 
Контрольная работа N 4

Сочинение в жанре эссе
(рассуждение-размышление)


Ц е л ь: формирование умения писать сочинение в жаре эссе

Темы для сочинения-миниатюры

1. О времени и о себе.
2. Смысл творчества.
3. Музыка в моей жизни.
4. Красота и красивость.

 
Контрольная работа N 5

Изложение
«Чистые пруды»


Ц е л ь: научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Готовя учащихся к сжатому изложению, следует напомнить приемы сжатия текста:

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Исключение подробностей и деталей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали).

2. Обобщение конкретных, единичных явлений (сначала вычленяем единичные существенные факты — несущественные исключаем, затем объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст).

Изложение «Чистые пруды»
( по Ю.М.Нагибину)

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоеме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности — двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, — это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве.

Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом...

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков, наголову разбили Чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание...

(382 слова) (По Ю. М. Нагибину)

 
Контрольная работа N 6

Рецензия

Ц е л ь: формирование умения писать рецензию; закрепление умения использовать в рецензии стандартные выражения как средства связи частей текста.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. (2)Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...

Ответьте на вопросы.

1. Какой вопрос остался вне поля зрения автора?


а) Что определяет характер человека? б) Каково соотношение добра и зла в мире? в) Что такое дружба? г) Что такое коллектив?

2. Какое утверждение противоречит позиции автора?

а) На формирование человека влияет прежде всего коллектив, а потом уже семья и друзья, б) На свете добрых людей больше, чем злых, в) Дружба не даётся даром, её нужно заслужить, г) В каждом человеке есть индивидуальные черты, присущие только ему.

3. Определите стиль и тип речи.

а) Разговорный, повествование, б) Публицистический, рассуждение-размышление, в) Художественный, описание, г) Научный, рассуждение-размышление.

4. В каком значении используется слово «крайний» (предложение 3)?

а) Являющийся наиболее непримиримым, решительным, радикальным, б) Исключительный, чрезвычайный, в) Находящийся на краю, с края, г) Наиболее отдалённый, конечный.

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

а) 6; б) 2; в) 3; г) 7.

6. В каком предложении автор использует метафору и сравнительный оборот?

а) 1; 6)2; в) 7; г) 8.

Речевой анализ текста.
Ответ из одного слова.

1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово «неряшливо» (предложение 7).

2. Из предложения 7 выпишите подчинительный союз.

3. Из предложения 1 выпишите слово с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне».

4. Назовите тип подчинительной связи, который используется в словосочетании «стыдно перед ними» (предложение 7).

5. Среди предложений 4-9 найдите сложные предложения, состоящие из двух частей, одно из которых - односоставное предложение. Запишите номер.

6. Напишите номер предложения, в котором тире - авторский знак препинания.

7. Во втором абзаце (предложения 2-7) найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

8. Найдите и запишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным причины.

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нём своё отношение к одной из проблем, затронутых автором. Согласны ли вы с В. Астафьевым, что настоящая дружба бывает крепче, чем родственные отношения?
(Желательно, чтобы в работе учащиеся выразили своё отношение к некоторым проблемам:
характер человека складывается под влиянием среды, родителей, друзей; особенно сильно на формирование характера влияет настоящая дружба, в частности, её проявление в крайних ситуациях, в трудных обстоятельствах; дружбу надо заслужить, надо самому быть другом.)

Дополнительно: определите речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее ярких языковых средства, позволивших автору точно и выразительно передать свои мысли. Приведите примеры из текста.

 
Контрольная работа N 7

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями


Ц е л ь: контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам, определять вид сложноподчинённого предложения.

Надвинулись сумерки, наступает Иванова ночь... Рыбаки сказывают, что в ту ночь вода подёргивается серебристым блеском, а бывалые люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собой беседы ведут... Тот, кто сорвёт в ту ночь огненный цвет папоротника, поймёт язык всякого дерева и всякой травы, понятны станут ему разговоры зверей и речи домашних животных. Тот цвет-огонь – дар Ярилы.

Немного часов остаётся до полуночи, когда на одно мгновение тот чудесный цветок распускается.

Страшно подходить к чудесному цвету, редко кто решится идти за ним в Иванову ночь. Такой смельчак разве в несколько десятков лет выищется, да и тот не добром кончает...

Духи мрака, духи хлада, искони враждебные солнцу-Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдёт за ним в заветную Иванову ночь. Они увлекают его за собой в страну мрака, где уже не властен отец Ярило. Страшно поклоняться Яриле в лесу перед таинственным цветом-огнём, зато весело и радостно чествовать светлого Яра купальскими огнями.

(По П. Мельникову-Печерскому.) (169 слов.)



Контрольная работа N 8

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями


Ц е л ь: контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам, распознавать бессоюзные предложения в тексте.

Канун святок – день развлечений и гаданий, посиделок и вечеринок. Девушки с нетерпением ждали гаданий целый год. Поздним вечером, стоя у калитки, они узнавали у проходящего мужчины имя суженого. Или у кого-нибудь дома раскладывали на полу хлеб, уголь, золотые, серебряные и медные кольца, серьги, ставили воду. Приносили курицу или петуха, пускали на пол и смотрели, что слепая ночью, привыкшая без разбору клевать птица клюнет с пола. Курица воды напьется – быть мужу пьяницей, хлеб клюнет – жди мужа с достатком, примется за уголь – окажется бедняком.

Гадали и на лошадях: выводили из конюшен лошадей, подставляли под ноги оглоблю или жердь. Зацепит животное оглоблю – муж будет сердитым, ждет девушку тяжелая жизнь. Перешагнет лошадь, не зацепит – брак предстоит счастливый.

Обычай святочных гаданий и гуляний остается в России еще со времен язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили ее приоткрыть покрывало судьбы.

(Из календаря) (139 слов).

Задание:

Во втором абзаце найти бессоюзные сложные предложения, составить схемы, объяснить смысл.

 
Контрольная работа N 9

Сжатое изложение

Ц е л ь: контроль сформированности умения писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста

На усмотрение учителя можно взять тексты из экзаменационных вариантов. См. страницу "Изложения. Типовые экзаменационные варианты".


 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика