Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
Болдинская осень.
Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
Пушкин А. С.
Медный всадник

(сайт "К уроку литературы")
 
Фронтиспис к поэме
«Медный всадник»
Иллюстрации А. Н. Бенуа
к поэме Пушкина "Медный всадник"

(сайт "К уроку литературы")
 
Ф. Я. Алексеев.
Петербург. Вид на Михайловский
замок со стороны Фонтанки. 1810 г.
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

Урок 8. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме

Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства и личности

Урок 10. Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 9
Образ Петра I как царя-преобразователя
в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Проблема государства и личности

Цель:

раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»; показать противостояние Медного всадника и Евгения в поэме; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; эстетически и нравственно воспитывать учащихся; формировать культуру читательского восприятия.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, таблицы, тексты поэм «Полтава», «Медный всадник».

Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник»; сопоставляют поэтические тексты и литературных героев; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют поэтический текст; участвуют в мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа


• Почему Пушкин назвал петербургскую поэму «Медный всадник», и почему эта поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?
• Кто, с вашей точки зрения, является главным героем поэмы?
• Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Пётр I — значительная и противоречивая фигура в русской истории.

И, может быть, поэтому русские писатели и поэты часто обращались в своих произведениях к этому образу, по-разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который погубил Россию, направив её по западному пути развития; кто-то восхищался его преобразованиями. Одним из тех, кто попытался объективно оценить деяния Петра I, был А. С. Пушкин.

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстаёт перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложён…».

Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых совершенных и сложных произведений А. С. Пушкина — петербургской повести «Медный всадник».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— А. С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Пётр I привлекал его как личность.

В нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который, думая о судьбе Родины, «Россию поднял на дыбы».

Раздумья поэта над историческими судьбами России отражены в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 г. Это творение относится к циклу произведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности наряду с такими, как поэма «Полтава», «Стансы», «Арап Петра Великого».

А. С. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы».

2. Сопоставительная работа
поэтических текстов
(работа в группах)

• Сравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» (предлагаются отрывки) и «Медный всадник». Объясните, как преображается образ Петра в поэме «Медный всадник». Свои наблюдения подтвердите стихотворными строками.

Примерный ход рассуждения

В своей поэме А. С. Пушкин описывает Петра I как царя-победителя, который «могущ и радостен, как бой», великого полководца, пользующегося популярностью у своих солдат:

Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

В «Полтаве» образ Петра — это символ поднимающейся России, поэтому он лишён каких-либо отрицательных черт: мелких личных недостатков и проявлений излишней эмоциональности. А на фоне блистательной победы русской армии как-то незаметно разворачивается трагедия семьи Кочубея, её гибель.

Но Пушкин ещё не связывает эту трагедию фактически «маленького человека», Марии, непосредственно с Петром. И в заключительных строках звучит хвала русскому царю:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник Себе…

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин рисует образ Петра несколько иначе: он так же мощен, как и в «Полтаве», но поэт непосредственно ставит его перед трагической судьбой обычного жителя Петербурга — Евгения, фактически перед потомком, ради которого и замышлял Пётр великие дела. Во вступлении поэт красочно описывает основание Петербурга, великие замыслы его создателя:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,—
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…

Спустя столетие замыслы Петра I осуществляются:

…юный град.
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.

В образе Петра I А. С. Пушкин воплотил черты идеального государственного деятеля — человека, который, не думая о себе, заботится о своём народе и мечтает, пусть даже спорною ценою силы, сделать его более просвещённым.

Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

3. Исследовательская работа
по тексту поэмы «Медный всадник»
(работа в парах)

• Выпишите из текста поэмы все слова, которыми А. С. Пушкин называет Петра I. Как изменяется его образ на протяжении поэмы?

Он → кумир на бронзовом коне → властелин судьбы → державец полумира → горделивый истукан → грозный царь → Всадник Медный.

Вывод.
В поэме намеренно не называется имя Петра I. Постепенно исчезает слово «великий». К концу поэмы оно заменяется словом «кумир» (кумир — статуя языческого божества, предмет восхищения, преклонения, мнимый, ложный бог). Пётр I возвышается над миром, теряя при этом человеческий облик.

Так возникает новый образ Петра — тирана, человека жестокого, бездушного и непредсказуемого.

4. Аналитическая беседа

• Подумайте: какова роль у Всадника: он возвышается над площадью, волны бьются о его подножие, а потом отступают? Кем он стал для города?

• Видит ли Всадник страдания Евгения? Что это может символизировать?

• Каким предстаёт Евгений, противопоставленный императору?

• Прочитайте начало первой части до слов «не так сердито». Обратите внимание на снижение интонации, на то, что определило сознание и мечты Евгения. О чём же думал он?

• Проанализируйте описание двух встреч Евгения и Медного всадника.

• Почему в первой сцене монумент «повернулся» спиной к человеку?

• Евгений дважды оказывается около львов. Первый раз он сидит верхом на льве во время наводнения:

И обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

А второй раз он оказывается там через год:

И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.

• Как вы думаете, почему в первый раз именно спиною, и почему потом — прямо?

• Что происходит с Евгением после наводнения, страшной потери? Откуда в нём появились силы бунтовать? Против кого или чего он восстает? Зачитайте, как это произошло.

• Какие чувства овладевают Евгением?

• Найдите ключевые слова в этом отрывке.

• Почему Евгений грозит «горделивому истукану»? За что он его винит?

• Прав ли Евгений, обвиняя в своём несчастье Медного всадника?

• Как Пётр называется в поэме? Есть ли у него сердце?

• Почему же здесь Пётр изображён как существо бездушное? Символом чего является Медный всадник?

5. Работа с таблицей (в парах)

• Перед вами таблица «Два лика Петра» (запись на доске).
Все ли цитаты соответствуют образам, указанным в заголовке таблицы? Установите соответствие.
Подтвердите цитатами, как «царь-преобразователь» превращается в «горделивого истукана».
Два лика Петра
Царь-преобразователь
Медный Всадник
Чьей волей роковой…
Подножие кумира
Под морем город основался…
Обращён к нему спиной
Горделивый истукан
Державец полумира
О, мощный властелин судьбы!
И прямо в тёмной вышине
Не так ли ты над самой бездной…
Над ограждённою скалой
Над ограждённою скалой
Строитель чудотворный
Сидел на бронзовом коне
Россию поднял на дыбы?
Кумир с простёртою рукою
За ним несётся Всадник Медный



6. Коллективная работа над составлением
сопоставительной таблицы
«Пётр и Евгений — антиподы»
(запись на доске и в тетрадях)

• Чем ещё, помимо своих замыслов, Пётр противопоставлен Евгению?
Пётр и Евгений — антиподы
Пётр
Евгений
Чьей волей роковой…
Подножие кумира
1. Нет сердца, он «кумир на бронзовом коне»
1. Есть сердце и душа
2. Мечтает (во вступлении) о постройке города
2. Он способен:
•мечтать;
•печалиться;
•страшиться за кого-то


Вывод.
Но Евгений сопоставлен не с самим Петром, а с Петром-кумиром.
Пушкин нашёл свою единицу измерения власти — человечность. Её в кумире нет.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Мини-дискуссия


• А. С. Пушкин прославляет или обвиняет Петра Великого?
• Насколько прав был А. С. Пушкин, говоря: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?

2. Заключительное слово учителя

— Две очень важные темы вводит Пушкин в историю русской литературы XIX в.: «маленького человека» и «проблема государства и личности». В поэме два главных героя: Пётр I, олицетворяющий собою государство, и бедный чиновник Евгений.

Пушкина всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвятил множество своих произведений, и мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись.

Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной.

Ясно одно: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и отдельной личностью. Мы не раз ещё вспомним пушкинского бедного Евгения, и не раз возвратимся мыслью на улицы и набережные Петербурга, поскольку нас ждёт знакомство с произведениями Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока и других поэтов и писателей русской классической литературы.

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:
• Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?
• Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра Великого?
• Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение? • Докажите, что «Медный всадник» — социально-философская поэма.

Следующий урок: Урок 10. Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
На берегу пустынных волн…
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1916 г.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика