Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
Болдинская осень.
Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
Пушкин А. С.
Медный всадник

(сайт "К уроку литературы")
 
Фронтиспис к поэме
«Медный всадник»
Иллюстрации А. Н. Бенуа
к поэме Пушкина "Медный всадник"

(сайт "К уроку литературы")
 
Ф. Я. Алексеев.
Петербург. Вид на Михайловский
замок со стороны Фонтанки. 1810 г.
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

Урок 8. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме

Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства и личности

Урок 10. Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 10
Социально-философские проблемы
поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Цель:

определить социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; эстетически и нравственно воспитывать учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование:
учебник, текст поэмы «Медный всадник», раздаточный материал.

Тип урока:
комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют поэтический текст; участвуют в мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Терминологический экспресс-опрос
«Закончи высказывание»


1. Поэма — один из жанров… (лироэпических произведений).
2. В поэме ярко выражено… (авторское отношение к изображаемому).
3. Приём, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется… (метафорой).
4. Выражения «державное теченье», «оград узор чугунный», «прозрачный сумрак», «блеск безлунный» являются… (эпитетами).
5. Выражения «и перед младшею столицей», «девичьи лица ярче роз», «порфироносная вдова» являются… (сравнениями).
6. Выражение «корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся» является… (гиперболой).
7. В поэмах А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» одним из важнейших образов является образ… (Петра I).
8. Используемые в описании Петербурга выражения «задумчивые ночи», «спящие громады», «золотые небеса», «заря спешит», «бег санок», «говор балов» являются… (метафорами).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Есть в литературе вопросы, которые принято именовать «вечными». Это вопросы, тревожащие и требующие ответа, но, однако же, ни один известный ответ, ни одно решение не избавляют от сомнений и других ответов. О таинственной непредсказуемости жизни, о трагических поворотах истории, о бесстрашной верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие творения позднего периода творчества А. С. Пушкина, в том числе петербургская повесть «Медный всадник».

«Петербургская повесть» — так по жанру определил А. С. Пушкин свою поэму «Медный всадник» — приобрела те черты масштабности, которые позволяют отнести её к «вечным», бесценным памятникам поэзии, не разгаданным до конца. Пространство поэмы то раздвигается, охватывая необозримые просторы, то суживается до Петербурга, небольшого острова и даже скромного домика.

В центре поэмы несколько эпизодов, составляющих центральный конфликт между мирной и бунтующей стихией, с одной стороны, и её грозным укротителем Петром I, с другой; между громадной империей, олицетворённой в памятнике самодержцу, и бедным незначительным чиновником, почти незаметным человеком.

В чём же великий смысл пушкинского «Медного всадника»? Какие социально-философские проблемы затрагивает Пушкин в этом произведении? Чем оно волнует и потрясает нас и сегодня? Сегодня на уроке мы найдём ответы на эти вопросы.

IV. Работа над темой урока

Выступление учащихся с сообщениями-размышлениями
по проблемным вопросам урока.
Обсуждение мнений. Комментарий учителя

1. Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?

Образец ответа

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворённое Петром I, и обычного человека с его желаниями и потребностями. Ответственность за Россию в поэме Пушкина несёт не только Пётр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором лежал тяжкий гнёт государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне,— бунт бессмысленный и наказуемый. Поклоняющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждается трагическим финалом — «остров малый на взморье», труп несчастного Евгения.

В поэме два плана, и оба — истинные. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок мир Петра, была дорога и понятна его мечта — «ногою твёрдою стать при море».

Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Кто же всё-таки виноват — великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из неё? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению В. Г. Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей её государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX в. некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображённый Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого по эта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. М. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».

2. Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра Великого?

Образец ответа

В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в истории России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»: он становится не только символом движения жизни, её изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.

В. Г. Белинский писал: «Мы понимаем смущённою душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом…».

Во вступлении Пушкин воспевает гений Петра I, сумевшего поднять народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение Он курсивом, тем самым приравнивая Петра к Богу, освящая его имя. Пётр — создатель города, поднявшегося «из тьмы лесов, из топи блат». Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с «пирушками холостыми» и «воинственной живостью» — памятник Петру-создателю.

Бесспорно, Пётр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, понял потребности её развития. Но при этом Пётр I оставался самодержцем, власть которого была антинародной.

3. Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?

Образец ответа

Петербург Пушкина — двойственный город, «слава России, но человек в нём, в огромном городе,— песчинка». А. С. Пушкин на протяжении всего произведения показывает двойственную натуру Петербурга: Петербург как великую и прекрасную младшую сестру Москвы, «юный град Петров», и Петербург как чудовище, пожирающее жизни людей. Поэт выражает свою любовь к блестящей царской северной столице и ненависть к городу, в котором царит социальное неравенство.

Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру. Пушкин заканчивает поэму описанием всё той же картины бедной природы с ветхим домишкой и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в городе настолько велико и прекрасно, что не человек властвует над природой, а она над ним. Санкт-Петербург изменяет природу, он становится тираном, и вся его сила сконцентрирована в Медном всаднике. Петербург Пушкина — это слава России, но человек в нём, в огромном городе,— песчинка.

Петербург — это предостережение живущим в этом городе. Однако Петербург — и город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании историко-культурного образа города.

4. Докажите, что «Медный всадник» — социально-философское произведение

Образец ответа

А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своём творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.

Поэма «Медный всадник» — это историческое, социальное и философское произведение. Её можно назвать гимном самодержавию. Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,— укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу».

Пётр I выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способного на такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

Грандиозная философско-историческая тема сливается в поэме с изображением судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит социальная тема, которая станет главной в петербургских повестях Н. В. Гоголя и «натуральной школы». В «Медном всаднике» Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию!»

(работа с раздаточным материалом)

• О поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» как одном из сложных произведений русской литературы споры литературоведов и критиков продолжаются до сих пор.

Ознакомьтесь с некоторыми мнениями, определите главную мысль в каждом приведённом высказывании, отношение их авторов к Петру I и «маленькому человеку». Какие мысли о «Медном всаднике» вам ближе?
«Займите позицию», аргументируя своё мнение.

Карточка № 1
…Мы понимаем смущённою душою, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом… И нам чудится, что, среди хаоса и тьмы этого разрушения, из его медных уст исходит творящее: «да будет!», а простёртая рука гордо повелевает утихнуть разъярённым стихиям… И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного… Да, эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэта, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России.
(В. Г. Белинский)

Карточка № 2
…Какое дело гиганту до гибели неведомых? Какое дело чудотворному строителю до крошечного ветхого домика на взморье, где живёт Параша — любовь смиренного коломенского чиновника? Воля героя умчит и пожрёт его, вместе с его малою любовью, с его малым счастьем, как волны наводнения — слабую щепку. Не для того ли рождаются бесчисленные, равные. Лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям? Пусть же гибнущий покорится тому, «чьей волей роковой под морем город основался»… Так стоят они вечно друг против друга — малый и великий. Кто сильнее, кто победит? Нигде в русской литературе два мировых начала не сходились в таком страшном столкновении….
Все великие русские писатели <…>, все до единого, быть может, сами того не зная, подхватят этот вызов малых великому, этот богохульный крик возмутившейся черни: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!»
(Д. С. Мережковский)

Карточка № 3
Образ «Медного всадника», неподвижного, застывшего воплощения творческого порыва (порыва, направленного, в свою очередь, на то, чтобы над самой бездной «Россию вздёрнуть на дыбы»), и образ бушующей Невы, заключённой в «береговой гранит», и вся тема поэмы — сверхчеловечески-суровая воля «чудотворного строителя» и столкновение этой воли и с непобедимым буйством «божией стихии», и с неутолимой тоской человеческого сердца по простому счастью… — всё вместе есть смысл поэмы «Медный всадник».
(С. Л. Франк)

Карточка № 4
В «Медном всаднике не два действующих лица (Пётр и Евгений), как часто утверждали. Из-за них явственно встаёт образ третьей, безликой силы: это стихия разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена бóльшая часть поэмы <…>. Третья сила — всё иррациональное, слепое в русской жизни, что всегда готово прорваться в сектантстве, в нигилизме, в черносотенстве, в бунте.
(Г. Б. Федотов)

VI. Домашнее задание

1. Подготовиться к контрольному сочинению по творчеству А. С. Пушкина по одной из предложенных тем:
а) «Любимые строки лирики А. С. Пушкина».
б) «Вслед Радищеву восславил я свободу» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
в) «Мой Пушкин» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
г) «В чём я вижу современность звучания поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”».
д) «Пушкинское видение мира и человека» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).

2. Опережающее задание (к уроку № 13)
а) Подготовить выразительное чтение сонета В. Я. Брюсова «К портрету М. Ю. Лермонтова»; стихотворений М. Ю. Лермонтова (см. в уроке № 13).
б) Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (3–4 учащихся).
в) Подготовить сообщение об истории создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

Следующий урок: Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему
В его лице изображалось
Смятенье.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1903

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика