История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Фотография С.Л. Левицкого. И.С. Тургенев. 1856 г.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
 
И.С.Тургенев.
Отцы и дети

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
Роман "Отцы и дети" в таблицах
(на сайте "К уроку литературы")
 
Рисунок И.С. Тургенева "Базаров" из романа "Отцы и дети". "Игра в портреты".
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
П.М. Боклевский «Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Последняя четверть XIX в.
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике


УРОК 45
И. С. ТУРГЕНЕВ СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО РОМАНА.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
И ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Цель:

ознакомить учащихся с историей создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; рассмотреть художественное своеобразие романа и определить, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об истории создания и художественном своеобразии, композиции романа «Отцы и дети»; определяют, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Беседа


• Кратко охарактеризуйте основные темы, принципы и художественные особенности прозы И. С. Тургенева.

• Укажите книгу, которая принесла И. С. Тургеневу известность. Почему она стала событием не только в литературной, но и общественной жизни России?

• Как складывались отношения писателя с отечественной публикой и литературной критикой?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху И. С. Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад, как правило, с трагическим финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль.

Дар Тургенева заключался в его способности легко и непринуждённо сочетать современную ему действительность с общечеловеческими обобщениями самого широкого, порядка и придавать им совершенную форму художественного произведения. Но философская основа его произведений и по сей день остаётся нераскрытой и неизвестной даже для исследователей его творчества.

Личность И. С. Тургенева на протяжении почти целого века окружали непримиримые споры в России и за рубежом. Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений, не всегда соглашаясь с его оценкой событий и деятелей русской жизни, нередко отрицая в самой резкой форме правомерность его писательской позиции, его концепцию социально-исторического развития России.

Произведения И. С. Тургенева требуют глубоко и всестороннего анализа.

Сделаем и мы с вами попытку глубоко и точно прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», чтобы понять художественный мир писателя.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян, обнародованный 5 марта того же года, а вступивший в силу в 1862-м. С этого момента Россия вступила в новый — пореформенный — период своего исторического развития.

Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и Тургеневу.

Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения.

Всё чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды сбудутся.

Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько беспокойства за судьбу родной страны!

Именно в это тёмное и тяжёлое время Тургенев приходит к ещё более полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России деятельность революционеров. Тогда же всё более критическим становится его отношение к либералам.

В феврале 1862 г. был опубликован четвёртый роман Тургенева «Отцы и дети», в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в России.

Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа «Отцы и дети», подсказала И. С. Тургеневу ожесточённая идеологическая борьба между либералами и демократами, развернувшаяся в период подготовки крестьянской реформы.

2. Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд»
(Обращение к записи на доске.)

Задание

• Какие персонажи (в обобщённом значении) в романе «Отцы и дети»?

• Какие отношения между ними?

• Впишите свои ассоциации в таблицу.
Предполагаемые ответы
Отцы
Дети
Взаимоотношения
Отцы и дети
Пожилые люди
Молодые люди
Любовь
Разные поколения
Старики
Юнцы
Враждебность
Не понимающие друг друга
Родители
Легкомыслие
Равнодушие
Противоборствующие
Умудрённые опытом
Безрассудные
Наивность
Вечно спорящие
Учителя
Нуждающиеся в помощи
Уважение
Двигатели прогресса
Консерваторы
Прогрессивные
Доверие
Символ жизни




3. Сообщение об истории создания романа «Отцы и дети»

1 - й у ч е н и к.

Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в 1860 г. в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 г., когда мне пришла в голову первая мысль “Отцов и детей”…» Это было трудное для писателя время. Только что произошёл его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие писателем революционных идей, по его словам, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах сам не мог хорошенько отдать себе в нём отчёта — и напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

2 - й у ч е н и к.
Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 г. И. С. Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за неё приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти её в Россию».

В течение зимы написаны первые главы, но работа идёт медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в её истории — отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 г. роман писатель заканчивает уже после неё в своём любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 г. «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике»,— писал И. С. Тургенев в труде «По поводу “Отцов и детей”».

Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

4. «На заметку исследователю-литературоведу»: самостоятельная работа
(в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

В одном из диалогов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов называет Базарова «нигилистом». Что же означает слово «нигилизм» и кто такие «нигилисты»?

«Нигилизм» (в переводе с лат.— ничто, ничего) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Это слово ввёл в употребление немецкий писатель и философ, друг Лессинга и Гёте Фридрих Генрих Якоби (1743–1819).

Понятие «нигилизм» в своих учениях использовали многие философы — такие, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер и др. В России этот термин появился в 1829 г. в одной из статей литературного критика Николая Надеждина, а благодаря роману И. С. Тургенева слово «нигилист» стало популярным и нарицательным для человека, отрицающего общепринятые ценности. В русской культуре второй половины XIX в. нигилистами называли представителей русской разночинной интеллигенции, отрицательно относившихся к устоям дворянского общества и крепостному праву. Для нигилизма этой эпохи было также характерно отрицание авторитетов, критическое отношение к общепринятым экономическим, политическим и социальным устоям, вера в общественный прогресс, отстаивание прав свободы личности, культ разума и труда, увлечение естественными науками.

5. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы основных положений.)

— В романе «Отцы и дети» отражён исторический процесс смены поколений.

40-е гг. XIX в. в России были временем либерально настроенных дворян.

Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».

В 50–60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места:

Марьино, Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. п.) меняются его взгляды и убеждения (обращение к записи на доске).



Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.

Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских проблем — философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Мини-дискуссия «Учимся дискутировать»


• Интересно ли для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»?

• Согласны ли вы с тем, что рассматриваемый в романе конфликт отцов и детей является вечным?

VI. Домашнее задание

Подобрать цитатный материал к характеристике образа Базарова.

Следующий урок: И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
П.М. Боклевский «Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Последняя четверть XIX века

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика