Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Фотография С.Л. Левицкого. И.С. Тургенев. 1856 г.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
 
И.С.Тургенев.
Отцы и дети

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
Роман "Отцы и дети" в таблицах
(на сайте "К уроку литературы")
 
Рисунок И.С. Тургенева "Базаров" из романа "Отцы и дети". "Игра в портреты".
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX в.
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике


УРОК 46
И. С. ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ».
БАЗАРОВ — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ

Цель:

проанализировать образ центрального персонажа романа «Отцы и дети» — Базарова; определить суть духовного конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Базарова; доказать тезис: «Базаров — герой своего времени»; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны.

Оборудование:
раздаточный материал, обобщающие таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Базарова; определяют суть духовного конфликта главного героя; знают художественные особенности создания образа Базарова; доказывают тезис: «Базаров — герой своего времени»; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу с текстом романа (в группах).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Беседа


• Объясните смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

• Какая историческая ситуация отразилась на страницах романа?

• Как вы понимаете значение слова «нигилист»?

• Какие исторические события привели И. С. Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция — культурная прослойка общества?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман «Отцы и дети» не стал исключением. В романе поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX в. в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.

Базаров — именно такой герой своего времени.

Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И ещё: «Это — торжество демократизма над аристократией».

Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? Кто же он, этот Базаров — «новый человек», «нигилист» и бунтарь, разночинец, ставивший своей программной задачей «сперва… место расчистить», а строить потом?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Главный композиционный приём «Отцов и детей» — антитеза, противопоставление. Тургенев так строит роман, что две борющиеся силы всё время находятся в центре внимания читателя. Особое место при этом отведено Базарову: в романе 28 глав, и только в двух из них он не появляется. Умирает Базаров — закончивается роман, и Тургенев, в коротком послесловии бегло досказывая дальнейшую судьбу остальных героев, последние, глубоко прочувствованные строки посвящает опять-таки Базарову. Все сюжетные линии тянутся к главному герою: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова.

Это цельная, последовательная и могучая фигура, олицетворяющая новую общественную силу и ставшая главным открытием Тургенева. Ради него написан весь роман; все персонажи группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, оттеняя тем самым незаурядность его натуры. Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».

В основе — черты нескольких «живых лиц»:

• доктор Д.— уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (И. С. Тургенев);

• молодой русский врач, встретившийся И. С. Тургеневу в поезде во время поездки в Германию;

• молодой доктор, с которым И. С. Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги;

• молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова);

• черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова;

• черты Белинского, которому посвящён роман.

2. Аналитическая работа с текстом романа «Отцы и дети» (в группах)

Задание группам

1-я группа.

В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

2-я группа.
Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава X).

3-я группа.
Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

4-я группа.
Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды?

3. Составление обобщающих таблиц опорных конспектов
«Два круга, по которым автор проводит Базарова»,
«Теория Базарова»

(коллективная работа, запись в тетрадях)

Два круга, по которым автор проводит Базарова
ПЕРВЫЙ КРУГ
Приезд в Марьино
Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию нигилизма: «…мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»
Первая встреча с Одинцовой
Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «…этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»,— так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин
Приезд в имение родителей
«…Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери…» (М. Горький)
«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров гостит у неё в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще их встречи, тем сильнее чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным
ВТОРОЙ КРУГ
Приезд в Марьино
Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов
Базаров у Одинцовой
Анна Сергеевна отвергла любовь героя, она испугана силой чувств, на которые он оказался способен: «…Вы меня не поняли…» — говорит Одинцова
Базаров у родителей
Евгений демонстрирует холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но перед смертью не может скрыть привязанности и нежности к своим старикам
Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь


ТЕОРИЯ БАЗАРОВА
искусство
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»
природу как предмет для восхищения
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
любовь
«белиберда»
и даже…
Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашёл в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:
— Мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё,— с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «всё», это и религия, и вера, и даже смерть



4. «В творческой мастерской»: написание сочинений-миниатюр

• Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

«Каким я представляю себе Базарова?»,
«Первое появление Базарова», ознакомившись с памяткой «Как писать сочинение-миниатюру».

Представьте классу творческие работы.

Как писать сочинение-миниатюру

Сочинение-миниатюра может быть на любую тему. Однако оно должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном чётком утверждении) и ответ на него.

Например, в теме «Как я провел лето?» тезис будет коротким:
«Лето я провёл хорошо / здорово / замечательно / великолепно». Можно: «…так себе, скучно, неинтересно, проспал»,— что бывает значительно реже. Всё остальное в данной творческой работе — это пояснение тезиса.

Объём сочинения-миниатюры — до 1,5 с. (7–11-й класс) школьной рабочей тетради.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщение учителя


— Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Говорит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей одежонке. Так с помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей».

Особенно глубоко раскрывается характер Базарова в спорах с его идейными противниками — Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Эти дискуссии показали несостоятельность дворянства как класса и превосходство новой идеологии зарождающейся интеллигенции. Базаров категорично отрицает основы русской жизни, всё, что связано со старым крепостническим укладом. Он жаждет деятельности, организации новых общественных сил для построения нового, демократического общества.

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,— писал о нём Тургенев. Базаров, по мнению автора, фигура трагическая, и трагизм его положения заключался в том, что он рано родился и стоял лишь в преддверии будущего.

Итак, Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Базаров активно противостоит старому, впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

VI. Домашнее задание

1. Подготовить цитатный материал к характеристикам образов «отцов».

2. Подумать над проблемным вопросом: «Что лежит в основе отношений «отцов» и «детей» в романе: возрастные, социальные, психологические противоречия?».

Следующий урок: И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
П.М. Боклевский. Евгений Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Последняя четверть XIX века

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика