Итог жизни и творчества А. А. Ахматовой. «Поэма без героя». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. А. Ахматовой
работы Ю. П. Анненкова. 1921 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы

Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин

Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием»

Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»


УРОК № 58
Тема.
А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы.
Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»

Цель:
ознакомить учащихся с особенностями творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; высветить личность поэтессы, чтобы глубже понять её творчество; показать, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся.
Оборудование: портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст произведения «Поэма без героя».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; определяют мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирического героя в поэзии А. А. Ахматовой.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• С какими событиями в жизни страны и в личной жизни поэтессы связано содержание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»?
• Кто, по вашему мнению, является героем поэмы? Может ли помочь ответить на эти вопросы эпиграф к поэме?
• В чём своеобразие жанра и композиции поэмы «Реквием»? Какую роль играют в ней эпиграф, «Посвящение» и «Эпилог»?
• Какие строки поэмы «Реквием» более всего напомнили вам раннюю А. А. Ахматову?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Война застала Ахматову в Ленинграде. Судьба её в то время по-прежнему складывалась тяжело: вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению были безуспешны. Надежда на облегчение жизни возникла перед 1940 г., когда поэтессе было разрешено издать книгу избранных произведений. Но Ахматова, естественно, не могла включить в неё ни одно из стихотворений, впрямую касавшихся тягостных событий тех лет. Между тем творческий подъём был очень высоким, и, по словам А. А. Ахматовой, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь…»

Ахматова писала, что именно с 1940 г.— со времени поэмы «Путём всея земли» и работы над «Реквиемом» — она стала смотреть на всю прошедшую громаду событий как бы с некоей высокой башни. В годы войны наряду с публицистическими стихами («Клятва», «Мужество» и др.) поэтесса пишет и несколько произведений более крупного плана, в которых она осмысляет всю прошедшую историческую громаду революционного времени, вновь возвращается памятью к 1913 г., заново пересматривает события, судит, многое — прежде дорогое и близкое — решительно отбрасывает, ищет истоки и следствия. Это не уход в историю, а приближение истории к трудному и тяжкому дню войны, своеобразное, свойственное тогда не одной Ахматовой историко-философское осмысление развернувшейся на её глазах грандиозной войны.

Творческим синтезом поэтического развития А. А. Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она работала более двадцати лет (1940–1962). Личная судьба поэта и судьба её поколения получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников, но и её Родины.

ІV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщения «Война в судьбе и поэзии А. А. Ахматовой»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Слово учителя

— Во время Великой Отечественной войны А. А. Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 г. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике А. А. Ахматовой. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, Родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея «Мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода, навеки выраженная в вере в свободу русского слова,— вот ради чего народ совершает свой подвиг.

3. Работа над стихотворением «Мужество»

• К чему призывает поэтесса своих соотечественников?
• Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»?
• Отчего Ахматова придаёт такое большое значение слову, родному языку?

4. «Умники и умницы»: сопоставление стихотворения в прозе
И. С. Тургенева «Русский язык» и
стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество»

(работа в парах)

• Какое чувство объединяет оба произведения? • Найдите сходные образы и мотивы в этих стихотворениях.

5. Обобщение учителя

— Творчество А. А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени. За героический пафос поэтессу поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. А. Ахматова была в смятении, поняв, что «угодила» власти.

В годы войны «культурным» героем ахматовской лирики становится Петербург — Петроград — Ленинград, трагедию которого поэт переживает как глубоко личную. А. А. Ахматовой казалось, что войну она не переживёт. Именно тогда ею было много написано о конце, последнем сроке, «последней странице» судьбы. Время научило её и в жизни, и в творчестве быть, по словам Л. К. Чуковской, «мужественно жестокой».

В эвакуации и после возвращения в Ленинград поэтесса пишет «Три осени» (1943) и «Есть три эпохи у воспоминаний…» (1945). Первое — трагические размышления об исходе жизни, второе — одно из самых мужественных и жестоких стихотворений XX в.— посвящено концу памяти. Страшнее смерти, по мнению А. А. Ахматовой, может быть только забвение.

6. Слушание сообщения
«Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие»

(см. домашнее задание предыдущего урока)


7. Работа над идейно-художественным содержанием
произведения «Поэма без героя»

А) Рассказ учителя


— «Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет. «Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,— пишет о ней Ахматова,— в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника ещё осенью один небольшой отрывок. Я не звала её. Я даже не ждала её в тот холодный и тёмный день моей последней ленинградской зимы. Её появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями. В ту ночь я написала два куска первой части («1913 год») и «Посвящение». В начале января я почти неожиданно для себя написала «Решку», а в Ташкенте (в два приёма) — «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. Я посвящаю эту поэму памяти её первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи».

Это произведение — раздумья поэтессы о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Ахматовой осмыслить настоящее. Поэтесса погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэта — это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несёт в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.

«Поэма без героя» — произведение трагедийное, однако трагизм скрашивается оптимизмом финала, который воспевает человеческие стойкость, гуманизм и сострадание. Тяжёлое, горестное и страшное время, пережитое Россией и её народом, преобразилось в «Поэме без героя» в прекрасные поэтические строки. В этом — великая тайна подлинной поэзии, поэт выражает самое заветное и сокровенное.

Б) Аналитическая беседа

• Сама Ахматова в одном из писем утверждала: «Тем же, кто не знает некоторые “петербургские обстоятельства”, поэма будет непонятна и неинтересна». О каких «петербургских обстоятельствах» идёт речь? Какие реальные события и лица стали поводом для лирических раздумий героини поэмы?

• В чём своеобразие замысла «Поэмы без героя», её жанра и композиции?

• Каким предстаёт «Серебряный век» в «Поэме без героя»? Какие строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют «Серебряный век»?

• Как вы объясните смысл названия «Поэмы без героя»? Как решается в поэме проблема героя? Какой образ в поэме может рассматриваться как явный антигерой?

В) Постановка и решение проблемного вопроса

• Современный исследователь Р. Д. Тименчик важнейшими темами «Поэмы без героя» называет “познание” и “самопознание”. Какие фрагменты и образы в поэме подтверждают данное суждение? Как связаны с авторским замыслом «Поэмы без героя» цитаты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

8. Слушание сообщения
«Конец творческого пути. Итоги жизни А. А. Ахматовой»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

9. «Практикум начинающего литературоведа»
(работа в мини-группах, презентация результатов работы)

1-я группа.
Сравните стихотворения: И. А. Бродский «День кончился, как если бы она…», посвящённое А. А. Ахматовой, Е. А. Евтушенко «Памяти Ахматовой». Как решают авторы проблему отношений поэта и времени?

2-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворения: А. А. Ахматова «Можжевельника запах сладкий…», М. И. Цветаева «Белое солнце и низкие, низкие тучи…». Какая тема объединяет их? В чём своеобразие художественных средств, использованных поэтами для раскрытия этой темы?

3-я группа.
По словам М. И. Цветаевой, А. А. Блок сказал об А. А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните её или отыщите в стихах А. А. Ахматовой доказательства его правоты.

4-я группа.
В 1923 г. Б. М. Эйхенбаум, исследователь творчества А. А. Ахматовой, писал: «Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман». На «романность» её лирики указывал и В. В. Гиппиус в 1918 г.: «Эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей форме романа». В каких лирических циклах или поэмах А. А. Ахматовой можно найти подтверждение этим наблюдениям? Обоснуйте своё мнение.

5-я группа.
Об афористичности поэтического языка А. А. Ахматовой писали многие критики. Выпишите строки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппируйте их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Трудным и сложным был путь А. А. Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и напряжённо прожитой жизни к реалистичности и историзму. Титулованная когда-то званием «Сафо XX столетия», она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы.

Главным достижением и индивидуальным художественным открытием поэта была прежде всего любовная лирика. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.

Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культур. (Обращение к высказываниям современников.)

Современники об А. А. Ахматовой

А. Т. Твардовский

считал, что «лирика Ахматовой — это меньше всего так называемая дамская, или женская, поэзия. Даже в ранних книгах поэтессы мы видим всеобщность изображённого переживания, а это первый признак подлинного, большого и высокого искусства». «Она вылила в искусство,— говорила Л. М. Рейснер,— все мои противоречия, которым столько лет не было исхода. Теперь они — мрамор, им дана жизнь вне меня, их гнёт и соблазн перешёл в пантеон. Как я ей благодарна! А в общем, эти книги и радуют, и беспокоят, точно после долгой разлуки возвращаешься — на минуту и случайно — в когда-то милый, но опостылевший, брошенный дом».

Б. М. Эйхенбаум
писал в одной из своих рецензий: «Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьётся этот роман».

М. С. Шагинян
вспоминала, что «Ахматова умеет быть потрясающе народной, без всяких квази, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи… Изысканная петербурженка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама,— она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном её естестве».

VI. Домашнее задание

1. Творческие задания (3–4 учащихся). Подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «Что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?» и устные рецензии на понравившиеся стихотворения А. А. Ахматовой, составленные на основе как собственных впечатлений, так и обобщений учителя.

2. Опережающее задание (1–2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама.

Следующие уроки: Урок № 59. О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
А. А. Ахматова на церемонии вручения международной литературной премии «Этна-Таормина».
Катанья (Италия), 1964.

Из собрания В.К. Лукницкой
(Etna Taormina) – итальянская и международная литературная поэтическая премия города Таормина (Сицилия), присуждается ежегодно одному итальянскому и одному иностранному поэту за лучшие стихи года.
1964 – Ахматова Анна Андреевна, за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет А. А. Ахматовой
работы М. В. Лянглебена, 1969 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика