В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА


7 ЧАСОВ
 
Брюсов Валерий Яковлевич
(1873 – 1924)

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина


УРОК № 19
Тема.
В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Цель:
ознакомить учащихся с наиболее важными фактами личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение творчества поэта для русской поэзии; развивать умение анализировать поэтический текст; приобщать к величайшим ценностям духовной культуры; способствовать воспитанию гуманистических и гражданских чувств.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; обосновывают его право называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Что такое «Серебряный век» русской поэзии?
• Как связаны между собой понятия «модернизм», «декаданс» и «Серебряный век»?
• Каковы признаки литературного течения? Зачем писатели объединялись в такие течения?
• Дайте определение символизма. Каковы его признаки?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Русская литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере артистического поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации на основе направлений и течений заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда на смену суммарному восприятию новой поэзии, преобладавшему в критике 1890-х — начала 1900-х гг., постепенно пришло более конкретное видение её достижений.

«Рыцарь литературы» — так назвал Валерия Яковлевича Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий. В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма.

Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов (сборники «Русские символисты», 1894–1895), один из руководителей издательства «Скорпион» и журнала «Весы», объединявших в 1890-е гг. основные силы символизма, теоретик «нового» направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Длинный чёрный наглухо застёгнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещённые на груди руки — такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага».

Русский писатель, поэт-символист и переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы, критики и переводов. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти качества были стержневыми в личности Валерия Брюсова.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве В. Я. Брюсова

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя
(лекция)

— Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.
(Обращение к записи на доске.)



Организаторская роль В. Я. Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом.

Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных подражаний Брюсову. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов и футуристов. Литературовед Михаил Леонович Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения.

Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909-м; к 1910-му активность русского символизма как движения снижается. В связи с этим Брюсов больше не выступает как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. С начала 1910-х гг. он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в журналах «Русская мысль», «Искусство в Южной России»), пушкинистике.

Основные черты
творчества В. Я. Брюсова


В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к завоеванию жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию,— и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство соблазнительно, а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Согласно характеристике Андрея Белого, В. Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих», разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами, знаменитый 7-стопный хорей), использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. Я. Брюсова «Антоний»

Глоссарий-подсказка.

Антоний Марк (80–30 гг. до н. э.) — один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюблённый в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую часть времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами.
В морской битве при Акциуме (31 г. до н. э.), в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившейся в бегство со своими кораблями, и бросил на произвол судьбы своё сухопутное войско.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• Чем объясняется обращение В. Я. Брюсова к истории? Что ищет — и находит поэт в исторических фактах, явлениях, привлёкших его внимание?
• Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта?
• Проанализируйте композицию стихотворения. Как способствует она реализации основного его смысла — утверждению страсти как неодолимой силы?

Г) Обобщение учителя

— К началу 1900-х гг. Брюсов вступил в период творческой зрелости. По многогранности интересов и объёму литературной работы он в это время превосходил соратников по символизму. Складывались два основных тематических потока его лирики. Один из них — обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогий с современностью. При помощи истории и мифологии поэт пытался постичь непреходящие ценности в жизни человечества.

Особенно привлекали его легендарные и исторические образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов. В период расцвета своего таланта Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний» и др.). Эти образы часто играют роль аллегорий: на материале прошлых культурно-исторических эпох Брюсов рассматривал такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность, отношения сильной личности и толпы.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. Я. Брюсова «Сумерки»


А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города?
• Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план.
• Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?

Г) Обобщение учителя

— Другой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Брюсов — один из первых в русской литературе поэтов-урбанистов. В отличие от других символистов, он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разума и воли в борьбе с косной материей. Воодушевление лирического героя передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж; именно в городе он часто переживал эмоциональный подъём.

5. «Умники и умницы»:
самостоятельная работа в парах
с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Я»


Задание.
Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами и подкрепляя свои положения примерами из других стихотворений поэта.

• Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчёта, подведения «предварительных итогов» проделанного пути?

• Какие мифологические имена и исторические реалии использованы в стихотворении? Чем обусловлен их выбор? Какие качества своего мировоззрения лирический герой склонен считать определяющими?

• Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…» Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала стихотворения?

• Какие историко-литературные ассоциации пробуждает использованный Брюсовым стихотворный размер — шестистопный ямб? В чём ритмическая выразительность последних стихов каждой строфы?

6. «Из секретов литературоведения»:
слушание стихотворения В. Я. Брюсова «Сонет»

(«Отточенный булат – луч рдяного заката!»)

с последующим решением литературоведческой загадки

Задание.

Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах В. Я. Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Послушайте один из сонетов поэта. Подумайте, в чём загадка и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нём сразу три сонета?

Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?

Комментарий.
Сонет В. Я. Брюсова выбран не случайно. Цель этого выбора — удивить виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться человек. Если мысленно «разрезать» этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит тире, то получится ещё два сонета — левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов. Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих устремлений) с лёгкой руки В. Я. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей — акмеистов.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока


Беседа

• Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем?
• В чём особенность понимания В. Я. Брюсовым задач символизма?
• Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.

VI. Домашнее задание

Индивидуальные задания (по вариантам). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов-символистов
К. Д. Бальмонта (1-й вариант),
Андрея Белого (2-й вариант),
И. Ф. Анненского (3-й вариант) с выразительным чтением стихотворений.

Следующие уроки: Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Проект обложки журнала «Весы» «Весы» – научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве с 1904 по 1909 год.
В нем публиковались рецензии, дискуссии и философские и эстетические статьи Андрея Белого, Вячеслава Ивáнова, Константина Бальмóнта, Александра Блока и других поэтов-символистов.
Помимо русских авторов журнал сотрудничал и с иностранными поэтами и художниками. Так по поручению руководителя «Весов» Валерия Брюсова Максимилиан Волошин, долгое время проживавший в Париже, привлек к оформлению журнала художника Одилона Редона.
Брюсов и его московские сподвижники, объединившиеся вокруг «Весов», высоко ценили творчество Редона как одного из выразителей поэтики символизма. Помимо этого рисунка, Редон исполнил для журнала еще 14 виньеток, из которых 13 хранятся в собрании ГМИИ.
Созданная им обложка была воспроизведена в трех выпусках журнала за 1904 год. В четвертом номере были опубликованы статьи о художнике. Московский лист склеен из двух частей. На левой полосе художник воспроизвел, в стилистике модерна, название журнала; в правом нижнем углу помещен знак созвездия Весы. Техника угля позволяет рисовальщику создать мерцающую, таинственную среду, из которой выступает странная полусогнутая фигура. Редон выработал своеобразную эстетику черного тона: в его руках черный пигмент становился некой одухотворенной субстанцией, служившей воплощению самых фантастических образов художника-визионера. «Шевелящийся хаос – это единственная реальность Рэдона», – писал Волошин. (вернуться)

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет В. Я. Брюсова
работы Б. К. Рериха, 1903 г.
 
Odilon Redon
Проект обложки журнала «Весы».
Около февраля – начало марта 1904[2]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика