Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Н. С. Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
А.А.Ахматова.
Фото, 1910-е гг.
 
С.Городецкий.
Рисунок С.Сорина. 1919
(из собрания В.П.Енишерлова)
 
О. Э. Мандельштам.
Фото, 1908
 
Портрет В. Нарбута.
Рис. М. Я. Чемберс-Билибиной
в книге «Аллилуйя», Петербург, 1912
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА


7 ЧАСОВ
 
Западноевропейские и отечественные истоки
акмеизма

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина


УРОК № 21
Тема.
Западноевропейские и отечественные
истоки акмеизма

Цель:
дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомства с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Перечислите основные принципы символизма.
• Какие философские воззрения легли в основу этого литературного направления?
• Раскройте понятие «символ». Почему символисты столько внимания уделяли слову и считали необходимым его обновление?

2. Выразительное чтение наизусть
стихотворений поэтов-символистов:

3–4 учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и как следствие с разнообразными модернистскими течениями, появившимися в это время.

Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: от солидного, насчитывающего несколько поколений авторов и несколько десятков лет символизма до ещё только нарождающегося имажинизма, от пропагандирующего «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь» (Н. С. Гумилёв) акмеизма до эпатирующего публику, развязного, иногда просто хулиганствующего футуризма. Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые

Начало XX в. было расцветом символизма, но к 1910-м гг. начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов»[2], центральными фигурами которого являлись организаторы акмеизма Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова (которая была секретарём и деятельным участником «Цеха…») и С. М. Городецкий.

Современники давали термину и иные толкования: В. А. Пяст видел его истоки в псевдониме А. А. Ахматовой, по-латыни звучащем как akmatus, некоторые указывали на его связь с греческим akme — «остриё».

Термин «акмеизм» был предложен в 1912-м Н. С. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

В отличие от символистов, которые стремились познать тайный смысл бытия, акмеисты утверждали, что действительность непознаваема, мир следует принимать «во всей совокупности красот и безобразий».

В статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. С. Гумилёв заметил: «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню». Так ли это? Ответ поищем сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

Акмеизм (от греч. akme — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX в. в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Общеизвестно, что акмеизм как литературное направление и как одна из общих тенденций в развитии поэтического языка оказал значительное влияние на литературу русской эмиграции. Вызвано это было прежде всего тем, что на Западе оказалось довольно много поэтов, если впрямую и не принадлежавших к числу акмеистов, то, во всяком случае, ориентировавшихся на акмеистическую поэтику.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» — литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» вели занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению.

В октябре 1911 г. слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий. Они же в январе 1913 г. в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. К акмеистам примкнули также О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут и др. (обращение учителя к фотопрезентации).

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, чёткость композиции. В чём-то поэзия акмеизма — возрождение «Золотого века», времени Пушкина и Баратынского.

Высшей точкой в иерархии ценностей для акмеистов была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трёхмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Эстетика акмеизма

• Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
• надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
• источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
• в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции У. Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Ф. Рабле в воспевании тела;
3) традиции Ф. Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Т. Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма

• Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
• отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
• стремление придать слову определённое, точное значение;
• предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
• обращение к человеку, к подлинности его чувств;
• поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
• перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма

• Гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
• лирический сюжет и изображение психологии переживания;
• разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского «Серебряного века» акмеизм по многим признакам видится явлением национальным.

В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова А. А. Блока, литературного оппонента Н. С. Гумилёва, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы.

2. Постановка и решение
проблемных вопросов

(работа в парах)

• Как идеологи акмеизма С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и Н. С. Гумилёв объясняют, что такое акмеизм и почему он пришёл на смену символизму? С какими их тезисами вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте своё мнение.

• Действительно ли символизм изжил себя к моменту рождения акмеизма? Приведите аргументы в защиту символизма.

• Найдите в отрывке из стихотворения О. Э. Мандельштама тропы. Много ли их? Как вы это объясните? Докажите, что это стихотворение акмеиста.

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне,— и чем я виноват,
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час? — его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность.

3. Самостоятельная аналитическая работа
с текстами стихотворений поэтов-акмеистов

(в парах) • Проанализируйте самостоятельно выбранное стихотворение по предложенному плану, сделайте презентацию результатов работы. Карточка
Примерный план
анализа лирического произведения


1. Автор, название, время появления, история создания.
2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.
3. Особенности поэтического языка:
• тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение);
• звукопись (аллитерация, ассонанс);
• стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с литературным направлением.
6. Моё восприятие произведения.

4. «Под сенью дружных муз…»:
выразительное чтение учителем
стихотворения О. Э. Мандельштама «На бледно-голубой эмали»

Вопросы для обсуждения


• Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов — ясность, конкретность, чёткость? Докажите примерами.
• Можно ли назвать поэта моментальным фотографом? Аргументируйте своё мнение.
• На какую из репродукций картин ложатся строки О. Э. Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
(Демонстрация репродукций И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и Э. Дега «Голубые танцовщицы».)
На какую из репродукций картин ложатся строки О. Э. Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897




V. Рефлексия.
Подведение итогов урока Обобщающая беседа


• Перечислите и раскройте принципы акмеизма как литературного направления. Почему акмеисты назвали своё объединение «Цех поэтов»?
• Расскажите, какие черты были присущи поэтике акмеизма.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Поэзия как волшебство»: звук и смысл в лирике начала XX в.» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору).

2. Опережающие задания (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва.

Следующие уроки: Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. «Цех поэтов» В 1913 году Н.Гумилев писал В.Брюсову: «Всем пишущим об акмеизме необходимо знать, что “Цех поэтов” стоит совершенно отдельно от акмеизма (в первом двадцать шесть членов, поэтов-акмеистов всего шесть)». (Гумилев Н.С. Неизданные стихи и письма. Париж, 1980. С.70.).
Позже ему вторила Анна Ахматова: «Акмеистов было шесть».
Судьба ждала акмеистов разная: Н.Гумилев и В.Нарбут были расстреляны советской властью; О.Мандельштама замучили в ГУЛАГе; А.Ахматова осталась жива, но прошла все круги ада; М.Зенкевич и С.Городецкий дожили до старости более или менее благополучно и умерли в своей постели.
См. также: Иванов Г. В. в Цехе Поэтов и «Гиперборее» на сайте "Литература". (вернуться)

 
 
Заседание "Цеха поэтов". Н.Клюев, М.Лозинский, А.Ахматова, М.Зенкевич.
Карандашный рисунок С.М. Городецкого. 1913 г.
 
О.Мандельштам читает стихи в кафе «Привал комедиантов».
Рисунок С.Полякова. 1916. С.-Петербург
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Журнал "Аполлон"
("К уроку литературы")
 
 
Обложка сб. "Tristia".
Изд. "Petropolis", Берлин
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика