Избранные страницы творчества поэтов-символистов. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет К. Д. Бальмонта
работы В.А.Серова, 1905
 
Портрет А. Белого
работы Л. Бакста, 1905
 
И. Ф. Анненский.
Фото, 900-е годы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА


7 ЧАСОВ
 
Избранные страницы
творчества поэтов-символистов

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина


УРОК № 20
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Цель:
закрепить представление учащихся о символизме; ознакомить с творчеством поэтов-символистов (К. Д. Бальмонта, Андрея Белого, И. Ф. Анненского); совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись: А. И. Скрябин «Этюд», соч. 8 № 2.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэтов-символистов; обозначают ведущие черты их лирики; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-символистов.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(работа в парах)


• После выхода в свет в 1900-е гг. лучших стихотворных сборников В. Я. Брюсова один из рецензентов писал, что «у Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха». Подтвердите эту высокую оценку конкретными примерами формального мастерства поэта.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Андрей Белый говорил, что журнал «Весы», основной журнал символистов, «своротил ось» русской культуры. То же самое можно было бы сказать и о символизме в целом, так как это не только литературное течение, но и особый тип творческого отношения к миру. Не случайно тот же Андрей Белый одну из своих теоретических работ назвал «Символизм как миропонимание». Новый взгляд художника-символиста на мир породил, в свою очередь, новые формы искусства, новые приёмы поэтики, раскрыл новые, ещё не использованные в литературе предыдущих эпох возможности художественного слова, проложил путь к новому образному переосмыслению жизни и, следовательно, к новому мифотворчеству.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что символизм — одно из значительных явлений во всей русской литературе XX в., и не только по отношению к литературе рубежа веков: по сей день и поэзия, и проза, и эссеистика, и драматургия используют те художественные возможности, которые были открыты 100 лет назад символизмом, так что многие новаторские поиски и обретения русской литературы XX в. можно считать вышедшими из «родового лона» символизма (О. Мандельштам).

IV. Работа над темой урока

1. Выступление учащихся с «Литературными визитками»
о жизни и творчестве поэтов-символистов:


К. Д. Бальмонта, Андрея Белого, чтение учащимися наизусть стихотворений, их анализ (см. домашнее задание предыдущего урока)

1) Сообщение учащегося
о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта


— Имя Константина Бальмонта было в начале XX в. заслуженно популярным. Черты новой поэзии в его стихах воплощались впервые и становились узаконенными, получали закрепление и развитие в творчестве многочисленных современников.

Безграничная широта тематики, многообразие освоенных поэтом субъектов лирики, обнажённость всех противоречий внутреннего мира, лирическое преломление мифов русского и мирового фольклора, подчёркнутая музыкальность — вот черты, которые были громко заявлены Бальмонтом и с его лёгкой руки стали достоянием общим для всей поэзии «Серебряного века».

Поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Как поэт обрёл известность, вскоре ставшую чрезвычайно широкой, в середине 1990-х годов и в течение десятилетия, по словам В. Я. Брюсова, «царил полновластно в нашей поэзии».

Стихи Бальмонта, принадлежавшего к поколению «старших» символистов, привлекали внимание читателей страстной устремлённостью к свету, к солнцу («Будем как Солнце!» — так называлась самая известная книга его стихов), удивительной музыкальностью, богатством звукописи, яркостью красок.

Необычайно много сделано Бальмонтом в области поэтического перевода: благодаря ему русский читатель познакомился с произведениями Вергилия, В. Блейка, В. Гюго, И. Гёте, Э. По, О. Уайльда и др.

Эмигрировав в 1920 г., Бальмонт продолжал интенсивно работать, но явно повторяя уже сделанное им ранее.

2) Аналитическая работа с текстом
стихотворения К. Д. Бальмонта «Придорожные травы»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• В названии стихотворения речь идёт о травах, тогда как далее появляется образ цветов. В чём смысл такой замены?
• Почему в стихотворении цветы «полумёртвые», «полуизломаны»? Согласны ли вы с тем истолкованием причин их гибели, которое предложено Бальмонтом?
• Выделите в стихотворении ключевые слова. Каковы особенности образно-стилевой системы стихов?

3) Аналитическая работа с текстом
стихотворения К. Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения


В) Аналитическая беседа

• «Мудрости» поэт противопоставляет «мимолётность». Как это противопоставление выражается в тексте стихотворения, его отдельных деталях?

• Поэт (и его поэзия) сравнивается здесь с плывущим по небу облачком. Какие иные сравнения, возникающие в этом случае, встречаются в русской поэзии? Какие (с чьими именами связанные) традиции подхватывает и продолжает Бальмонт?

• В чём особенности нравственно-эстетических позиций поэта? Какие образные решения избираются им для их утверждения?

4) Сообщение учащегося
о жизни и творчестве Андрея Белого


Белый Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) — писатель, сын известного математика Н. В. Бугаева.

Поэт, прозаик, критик, литературовед, теоретик символизма. Предчувствием приближения новой эры обусловлены его поиски нового мироощущения (связываемого вначале с идеей мистического преображения бытия), новых форм в искусстве, которое должно стать «жизнетворчеством». Результатом этих поисков явились «Симфонии» (1900–1902), построенные по законам музыкальной композиции, и стихи, собранные в книге «Золото в лазури» (1904), где звучит, по словам самого поэта, «музыка зорь».

Однако вскоре Белый переживает переоценку этих идеалов, что отражается в стихотворениях, объединённых в книгах «Пепел» (1909) и «Урна» (1909). Первая из них была посвящена памяти Н. А. Некрасова, центральным в ней был цикл «Россия».

Судьба России, национальная проблематика теперь выходят для Белого на первый план, основным при этом является мифологический аспект, что отчётливо сказалось и в стихах, и в прозе.

Многочисленные философско-эстетические работы Белого (наиболее значительные из них собраны в книгах «Символизм», 1910, и «Арабески», 1910) объединены стремлением представить символизм, которому он оставался верен, в качестве универсальной системы мировой культуры.

О значении Белого в истории русской литературы хорошо сказал Максим Горький:
«…Белый — человек очень тонкой, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство. Белому нельзя подражать, не принимая его целиком со всеми его атрибутами — как некий своеобразный мир,— как планету, на которой свой,— своеобразный — растительный, животный и духовный мир».

5) Аналитическая работа с текстом
стихотворения Андрея Белого «На горах»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• Объясните смысл названия стихотворения. Почему его герой пребывает «на горах»?

• Выпишите встречающиеся в стихах эпитеты. Какова их роль в утверждении основной мысли стихотворения?

• Что характерно для ритмико-интонационной организации стиха? В чём её новизна для русской поэзии?

6) Аналитическая работа с текстом
стихотворения Андрея Белого «Отчаянье»

А) Выразительное чтение наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• Какой и почему именно такой предстаёт в стихотворении Россия?

• Чем обусловлено представление об исторических путях России, которое вызывает чувство отчаяния?

• Охарактеризуйте образную и стилевую систему стихотворения, которая служит реализации основной его мысли.

• Как сказывается на ритмико-интонационной структуре стиха воздействие творчества Н. А. Некрасова?

7) Сообщение учащегося
о жизни и творчестве И. Ф. Анненского


— Личность Иннокентия Фёдоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Об этом говорили многие: и его сын, Валентин Кривич («для меня лично в отце всегда соединялось несколько совершенно разных людей»); и Максимилиан Волошин, отметивший с удивлением после знакомства с поэтом в 1909 г.: «в моём сознании соединилось много «Анненских», которых я не соединял в одном лице»; и критик Антон Гизетти, который, откликаясь статьёй на смерть Анненского, подчеркнул сосуществование в нём «множества ликов-личин, резко противоречащих друг другу»…

Поэт, драматург, переводчик. При жизни поэта вышла лишь одна книга его стихов — «Тихие песни» (1904), которая прошла почти незамеченной, характерна весьма снисходительная оценка её В. Я. Брюсовым. Однако два года спустя о ней высоко отозвался А. А. Блок, отметивший, что на этих стихах лежит «печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья», в них «чувствуется поэтическая душа, убитая непосильной тоской, дикая, одинокая и скрытная».

Подготовленная к печати, но вышедшая уже после смерти поэта книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910), где с замечательной силой выражено ощущение красоты и одновременно трагизма жизни, была оценена современниками (Н. С. Гумилёвым, М. А. Волошиным, В. Ф. Ходасевичем и др.) как значительное явление в литературе. «Я веду своё “начало” от стихов Анненского,— писала впоследствии А. А. Ахматова.— Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной цельностью…»

8) Аналитическая работа с текстом
стихотворения И. Ф. Анненского «Мучительный сонет»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• Какие детали земной жизни названы в стихотворении?

• Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ: «И музыки мечты, ещё не знавшей слова…».

• Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки. Какой смысл вкладывали символисты в понятия «миг», «сгореть в огне»?

• Обратившись к тексту стихотворения, покажите, как выражена здесь трагическая противоречивость жизни.

• Некоторые из современников поэта утверждали, что в стихах Анненского отчётливее всего звучит нота отчаяния, безысходности, мнение это встречается и в более поздней критике. Подтвердите или опровергните такую точку зрения.

2. «Под сенью дружных муз…»:
работа с музыкальным произведением

У ч и т е л ь.

Если в XIX в. у писателей были одни объединения, у художников — другие, у музыкантов — третьи, то в начале XX в. в общие группы объединяются представители разных видов искусств. Поэту-символисту становится проще найти общий язык с художником-символистом, нежели с поэтом-акмеистом, и это порождало интересные творческие союзы и противоборства.

Символизм оказался очень продуктивным направлением, которое не ограничилось одним видом искусства, но заявило о себе и в живописи, и в музыке, и в театре. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Н. Скрябина «Этюд», соч. 8 № 2. Внимательно послушайте её и ответьте на вопросы.

• Из скольких частей состоит это произведение?

• Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?
(Музыка состоит из двух частей. Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии. Если говорить о второй части, то это — мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.)

• Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• В чём сила и слабость «музыкальности» К. Д. Бальмонта? Каковы его излюбленные приёмы ритмической и фонетической организации стиха?

• Как проявляется в стихах И. Ф. Анненского ориентация на музыку, которую поэт считал «самым непосредственным… уверением человека в возможности для него счастья»?

• Искусство, по мнению Андрея Белого, является «жизнетворчеством». Как осуществляется им эта идея?

VI. Домашнее задание

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта-символиста. Указать в этом стихотворении признаки символизма.

2. Опережающие задания. Ознакомиться со стихотворениями поэтов-акмеистов.

Следующие уроки: Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Проект обложки журнала «Весы» «Весы» – научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве с 1904 по 1909 год.
В нем публиковались рецензии, дискуссии и философские и эстетические статьи Андрея Белого, Вячеслава Ивáнова, Константина Бальмóнта, Александра Блока и других поэтов-символистов.
Помимо русских авторов журнал сотрудничал и с иностранными поэтами и художниками. Так по поручению руководителя «Весов» Валерия Брюсова Максимилиан Волошин, долгое время проживавший в Париже, привлек к оформлению журнала художника Одилона Редона.
Брюсов и его московские сподвижники, объединившиеся вокруг «Весов», высоко ценили творчество Редона как одного из выразителей поэтики символизма. Помимо этого рисунка, Редон исполнил для журнала еще 14 виньеток, из которых 13 хранятся в собрании ГМИИ.
Созданная им обложка была воспроизведена в трех выпусках журнала за 1904 год. В четвертом номере были опубликованы статьи о художнике. Московский лист склеен из двух частей. На левой полосе художник воспроизвел, в стилистике модерна, название журнала; в правом нижнем углу помещен знак созвездия Весы. Техника угля позволяет рисовальщику создать мерцающую, таинственную среду, из которой выступает странная полусогнутая фигура. Редон выработал своеобразную эстетику черного тона: в его руках черный пигмент становился некой одухотворенной субстанцией, служившей воплощению самых фантастических образов художника-визионера. «Шевелящийся хаос – это единственная реальность Рэдона», – писал Волошин. (вернуться)

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Odilon Redon
Проект обложки журнала «Весы».
Около февраля – начало марта 1904[2]
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика