Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Н. С. Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА


7 ЧАСОВ

 
Гумилев Николай Степанович
(1886 – 1921)

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина


УРОК № 22
Тема.
Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Цель:
расширить представления учащихся по теме «“Серебряный век” русской поэзии»; пробудить интерес к уникальной личности Н. С. Гумилёва, дать понятие о её многогранности; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет Н. С. Гумилёва, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. С. Гумилёва; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определенному художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»

(работа в парах)

У ч и т е л ь.
А. А. Блок был объективным критиком и не отказывал акмеистам в таланте, но обвинил их в самом страшном — в бездушии: «…Н. Гумилёв и некоторые другие «акмеисты», несомненно даровитые, топят самих себя в холодном болоте бездушных теорий и всяческого формализма; они спят непробудным сном без сновидений; они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще; в своей поэзии (а следовательно, и в себе самих) они замалчивают самое главное, единственно ценное: душу».

Что вы можете возразить А. А. Блоку в ответ на его обвинение? Найдите в качестве доказательства стихотворение поэта-акмеиста, в котором была бы «душа».

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?» (Н. С. Гумилёв)

Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не А. А. Блок и В. В. Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям.

Гумилёв жил вопреки всякому смирению. С раннего возраста он делал себя сам, и потому признавал над собою только собственный суд. Тайна судьбы Гумилёва — в странной притягательности его характера для утверждающейся советской поэзии при полной неприемлемости его поведения для утверждающейся советской власти. Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это сам он в своих стихах. Ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям.

Можно создать многотомную биографию. Но Поэт всегда больше своей биографии, потому что он — целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармония и разлады которого будут доходить до потомков и спустя десятилетия, века, как доходит к нам из глубин бездонной Вселенной свет давно погибших звёзд.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»

о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

2. Объяснение учителя

— Поэт, переводчик, критик, один из основателей и крупнейших представителей поэтического направления, названного акмеизмом. «Зыбкости слова», что была свойственна стихам символистов, акмеисты противопоставляли их (слов) устойчивое содержание — предметность, вещность, стремление вернуться к земному источнику поэтических ценностей, к отражению в поэзии трёхмерного мира.

Для Гумилёва акмеизм открывал возможность выйти от изрядно обветшалой романтики книжного толка, которой он отдал изрядную дань в стихах, собранных в его первых книгах («Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908), к действительности. Но отнюдь не к повседневной, обыденной — в мире, который открывался в его стихах, действительность представала в существенно обновленном виде: крупные характеры, предельно напряжённое действие, накалённые страсти, яркие краски. Это стихи, где господствует волевое начало, мужественный романтизм, героический пафос, благодаря которому границы жизни раздвигаются за «скудные пределы естества»: не случайно так влечёт поэта экзотика дальних стран (прежде всего Африка, где он побывал — и отнюдь не туристом — не раз), где необычная, избыточная красочность находит объективное, зримое воплощение.

По мере своего творческого развития Гумилёв всё более настойчиво утверждал мысль о том, что искусство призвано участвовать в творчестве бытия, а не обслуживать обыденные потребности времени. Отсюда — строгая, торжественная тональность его стихов, собранных в последних — лучших — книгах поэта («Шатёр», 1921; «Огненный столп», 1921).

Вместе с тем стихи эти позволяют говорить о приходящей к поэту раскованности, пронзительной исповедальности (лиричности) тона, которой прежде часто недоставало его чуть холодноватым — всегда мастерски сделанным, отточенным — стихам. Но пора наивысшего расцвета поэтического дарования Гумилёва была 3 августа 1921 года неожиданно — жестоко — оборвана арестом по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Следствие было недолгим: 24 августа поэту был вынесен смертный приговор, приведённый в исполнение на следующий же день. Нелепость обвинения, которое обрекло поэта на гибель, была установлена впоследствии, послужив основанием для его реабилитации 20 сентября 1991 года.

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения Н. С. Гумилёва «Капитаны»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический?
• Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.

Предполагаемая запись

Мальстрём
— опасное течение (перешло в нарицательное из имени собственного).
Хартия — здесь: старинный документ.
Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.
Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.
Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского (по имени герцогства на территории нынешних Нидерландов, Люксембурга и Бельгии) кружева.
Фелука — парусное судно.
Фрегат — военный корабль.
Базальт — вулканическая горная порода.

• Какие чувства вызвало стихотворение? Можно ли сказать, что это красивое стихотворение? Почему?

• Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта? Если да, то какие и почему?

• Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения? Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот человек.

• Какими приёмами поэт создаёт образ моря?

• Какими приёмами поэт создаёт образ корабля?

Г) Создание и решение проблемной ситуации

• Почему героем своего стихотворения поэт выбирает капитана, личность героическую? Попытайтесь рассуждения подкрепить фактами биографии поэта, примерами из его произведений.

4. «Умники и умницы»:
сопоставительный анализ стихотворений
«Капитаны» и «Канцона вторая»

(работа в парах)

• Сопоставьте первое стихотворение цикла «Капитаны», опубликованное в первом номере журнала «Аполлон» в 1909 г., и «Канцону вторую», вошедшую в последний сборник Гумилёва «Огненный столп».

Предполагаемый ответ

Стихотворение «Капитаны» стало для читателей 1910-х гг. своего рода визитной карточкой поэта. На первом плане в нём — созданный воображением поэта собирательный образ капитанов, живописная проекция представлений поэта об идеале современного ему человека. Этот человек, близкий лирическому герою раннего Гумилёва, обретает себя в романтике странствий. Его влечёт линия отступающего горизонта и призывное мерцание далёкой звезды — прочь от домашнего уюта и будней цивилизации. Мир открывается ему, будто первому человеку, первозданной свежестью, он обещает череду приключений, радость открытий и пьянящий вкус побед.

Герой Гумилёва охвачен жаждой открытий, для него «как будто не все пересчитаны звёзды». Он пришёл в этот мир не мечтательным созерцателем, но волевым участником творящейся на его глазах жизни. Потому действительность состоит для него из сменяющих друг друга моментов преследования, борьбы, преодоления. Характерно, что в центральной четвертой и пятой строфах стихотворения образ капитана предстаёт в момент противоборства — сначала с разъярённой морской стихией («трепещущий мостик», «клочья пены»), а потом с матросской командой («бунт на борту»).

«Капитаны» построены как поэтическое описание живописного полотна.

Морской фон прописан при помощи стандартных приёмов художественной маринистики («скалы», «ураганы», «клочья пены», «гребни волн»). В центре живописной композиции — вознесённый над стихией и толпой статистов-матросов сильный человек, будто сошедший со страниц книг Р. Киплинга (Гумилёв увлекался творчеством этого английского писателя). Ранний Гумилёв отчётливо стремился к формальному совершенству стиха, он сторонился трудноуловимого, летучего, сложновыразимого — всего того, чему, по словам его учителя И. Ф. Анненского, «в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет».

«Канцона вторая» совсем в иной, чем «Капитаны», тональности. Вместо романтического жизнеутверждения — интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики — приметы «проклятого захолустья». Если ранний Гумилёв чуждался индивидуальных признаний и слишком личного тона, то в сборнике «Огненный столп» именно жизнь души и тревоги сознания составляют содержательное ядро стихотворений.

Слово «канцона» (итал.— «песня») в заголовке использовано не в стиховедческом, а в самом общем значении — обозначено лирическое, исповедальное качество стихотворения. Главный мотив «Канцоны» — ощущение двоемирия, интуитивные знания о жизни иной, исполненной смысла и красоты, в отличие от «посюстороннего» мира — мира «гниющего водоёма» и пыльных дорог. Центральная оппозиция стихотворения задана парой местоимённых наречий «здесь — там». Организующее начало «здешнего» теневого мира — грубая власть времени. Важно, что монолог лирического героя в «Канцоне» обращен к родственной ему душе.

При всей яркости образов и продуманности композиции в «Канцоне второй» нет самоцельной живописности. Изобразительные задачи уступили здесь место выразительным: стихотворение воспринимается как «пейзаж души», как непосредственная лирическая исповедь поэта. Поздняя поэзия Гумилёва подтвердила один из тезисов, высказанных им в статье «Читатель»: «Поэзия и религия — две стороны одной и той же монеты. И та, и другая требуют от человека духовной работы. Но не во имя практической цели, как этика и эстетика, а во имя высшей, неизвестной им самим».

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Каковы образные средства выражения в поэзии Н. С. Гумилёва волевого, мужественного начала?

• Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Н. С. Гумилёва Африка?

• Выделите и охарактеризуйте приметы романтического стиля в стихотворениях Н. С. Гумилёва.

• Лирического героя Н. С. Гумилёва отличают мужественность, устремлённость к героическому. Подтвердите это, обратившись к стихотворениям поэта.

2. Заключительное слово учителя

— Настало время, когда в нашу историю и культуру возвращаются незаслуженно забытые имена. Распавшаяся связь времён постепенно соединяется в единую цепь причин и следствий. Одним из таких утраченных, но необходимых русской культуре звеньев был замечательный поэт, глава акмеистического направления, Николай Степанович Гумилёв. Его книги не переиздавали с начала 20-х гг. XX в. Они давно уже стали библиографической редкостью, предметом охоты коллекционеров и литературоведов, занимающихся поэзией «Серебряного века».

В жизни и смерти Николая Степановича Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Он, говоря иными словами, сам сделал себя таким, каким остался и в легендах, и в истории отечественной литературы.

Он всё в себе подчинил Слову, всего себя отдал ему в бессрочное владение.

И дальний отсвет этого Слова лёг на стихи самого Николая Гумилёва, на всю его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу…

Тридцать пять лет прожил поэт; сейчас наступила вторая его жизнь — возвращение к читателю. Да, без Гумилёва отечественная литература — не только поэзия, но и критика, и проза — не полна. Его творчество имело большое значение и оказало влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями Н. С. Гумилёва «Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Старый конквистадор».

2. Опережающие задания. Интерпретировать понравившиеся стихотворения или написать сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв»

Следующие уроки: Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
Н.Гумилев, С.Городецкий. 1914.
На обороте надпись рукой Городецкого: «Акмеизм. 1914»
(из собрания В.П.Енишерлова)
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Журнал "Аполлон"
(сайт "К уроку литературы")
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика