Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

 


Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов

Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


УРОК № 65
Тема.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея
о всенародной трагедии на стыке эпох

Цель:
ознакомить учащихся с историей создания романа «Тихий Дон»; определить суть шолоховской концепции Гражданской войны в романе-эпопее; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, иллюстрации к роману «Тихий Дон», текст романа.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о творческой истории создания и публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени; участвуют в аналитической беседе.

Это святая обязанность — любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Докажите, что творчество Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писателей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова-художника?

• Каковы основные приметы художественного мира М. А. Шолохова? Каким предстаёт в произведениях писателя мир донского казачества?

• Как складывались отношения писателя с властью? Как соотносятся художественное творчество М. А. Шолохова и его общественная деятельность, участие в советских организациях, публицистика?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Тихий Дон» — один из известнейших «нобелевских» романов XX в., вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве «Тихого Дона» разрешился в пользу Михаила Шолохова — такое заключение ещё в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один со вдумчивым читателем.

«Тихий Дон» — это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Роман конкретно историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Шолохов повествует о тяжёлом моральном состоянии народа, доведённого до отчаяния. И когда этот народ берётся за шашку, то теряет сдержанность и осмотрительность. Льётся кровь с обеих сторон.

Попрание закона человечности — тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии М. А. Шолохов. Определяя суть шолоховской концепции Гражданской войны, хочу обратить ваше внимание на размышления современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет.

Так Борис Львович Васильев утверждает: «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей Гражданской войне — чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся Гражданская война в моём понимании».

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея «Тихий Дон». М. А. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Откуда же писатель черпал эту правду?

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений о творческой истории
создания романа-эпопеи «Тихий Дон»

(см. домашнее задание предыдущего урока)
Учащиеся составляют наброски схемы (запись в тетрадях).

1 - й  у ч а щ и й с я.
Роман-эпопея «Тихий Дон» — великое произведение и великая загадка XX в. К сожалению, первое часто опускается при упоминании имени автора, а вот страшный упрёк в плагиате всплывает моментально. И увы, многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка шолоховского произведения (заслуживающих пристального внимания и изучения), а именно защите или обвинению автора «Тихого Дона».

Итак, пойдём по следам «Тихого Дона», по следам Михаила Шолохова. Выяснение истории создания романа (по письмам, рукописям, воспоминаниям друзей и врагов писателя, его собственным автографам) становится делом почти детективным.

Первое упоминание о рукописи начальной книги «Тихого Дона» относится к 1927 г., когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям в доме у Василия Михайловича Кудашева некоторые главы романа. Первая книга увидела свет на страницах журнала «Октябрь» в 1927 г.

Немного позже, в 1928 г., с рукописью романа и его автором познакомится и Евгения Григорьевна Левицкая — тогда библиограф издательства МК ВКП(б) «Московский рабочий». Именно Левицкой было суждено стать верным другом и помощником М. А. Шолохова на долгие годы, именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа.

В 1928 г. в журнале «Октябрь» печатает вторую книгу «Тихого Дона», в которую вошли главы отложенной когда-то «Донщины». Спешка с публикацией и «монтаж» старых заготовок, по мнению самого М. А. Шолохова, существенно снизили уровень художественного изображения. Кроме того, сознаётся автор Е. Г. Левицкой, во второй книге его «душит история». Именно это сомнение писателя отвечает обвинителям, кричащим о смене стиля романа: из-за того что «история душит», и становится повествование более публицистичным, менее образным. Стремясь к максимально возможной объективности, писатель включает в роман и многочисленные документы, подробные военные сводки (создающие полную картину происходящего), а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица.

2 - й  у ч а щ и й с я.
Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги романа. Это видно хотя бы из «истории» её публикации: 1929 г., «Октябрь»; повествование доходит до гл. XII и после привычного «продолжение следует» вдруг обрывается — безо всякого объяснения со стороны редакции; в 1930– 1931 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г. «Октябрь» безо всяких объяснений возобновил публикацию романа, предварительно подвергнув его жесточайшей цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные). Что же произошло на самом деле?

В центре повествования третьей книги — восстание казаков 1919 г. Оно, как было выяснено М. А. Шолоховым, оказалось белым пятном в истории Гражданской войны. Писатель использовал и личные воспоминания, поскольку был невольным свидетелем этой трагедии. Помимо прочих творческих затруднений вдруг возникают проблемы совсем нелитературного свойства.

Работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 г., но тут возникли проблемы с печатью. Чтобы протолкнуть роман, писатель обращается к самому И. В. Сталину. Решающей оказалась вторая встреча с вождём на даче у Максима Горького. М. А. Шолохову удалось убедить вождя, что «Тихий Дон» — роман антибелогвардейский, так как заканчивается полным разгромом Добровольческой армии, и Сталин одной фразой подвёл итог всему разговору: «Третью книгу “Тихого Дона” печатать будем!» Таким образом была решена судьба третьей книги «Тихого Дона», о которой М. А. Шолохов сказал: «Кончил нелепо, на 6-й части, не распутав и не развязав всех узлов… Меня очень прельщает мысль написать ещё 4-ую книгу, и я, наверное, напишу-таки её зимою…»

Однако в полной мере планам писателя осуществиться было не суждено. Наступил 1934 г. После тяжелейшего 1933-го трудности пятого года коллективизации казались мелочью. Именно теперь М. А. Шолохов заканчивает четвёртую книгу, но, как это бывало уже не раз в его творчестве, решает полностью её переписать («постиг меня жесточайший припадок самокритики»). Доделать окончательно, однако, смог её лишь в 1939 г.

На этом, к сожалению (или к счастью?), история «Тихого Дона», полная трагических нелепостей, не закончилась. В 1953 г. выходит четырёхтомник под редакцией К. В. Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. Всё произошло с молчаливого согласия автора (что неоднократно уже вменялось ему в вину).

Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения М. А. Шолохов увидит напечатанным только в 1980 г. в собрании сочинений — через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

 


2. Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника
о жизненной основе романа-эпопеи «Тихий Дон»

3. Коллективная работа над составлением схемы
«История создания романа-эпопеи “Тихий Дон”»

(запись на доске и в тетрадях)



Исторический глоссарий.
Донские казаки, или донцы, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации.
Историческое название связано с рекой Дон. История донского казачества тесно переплетается с историей казачества вообще. Оно появляется на землях Золотой Орды после её распада. Несмотря на некоторые заимствованные особенности кочевой культуры, основу казачества составило христианское русское население. Донское казачество окончательно оформляется к XVI в., при этом являясь независимым образованием. Некоторый\ удар по казачеству нанесли революция и Гражданская война. Дон сделался центром белогвардейского движения. После распада СССР донское казачество возрождается.

4. Аналитическая беседа

• Дайте возможные толкования смысла названия романа.
• Объясните, какое развитие событий предсказывают эпиграфы.
• Историю каких казачьих родов можно проследить на всём протяжении романа? Почему автор так внимательно относится к родословной героев?
• Какова роль первой книги в романе «Тихий Дон»?
• Почему Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны?

5. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»

(работа в группах)

• Можно ли утверждать, что в романе «Тихий Дон» оказались широко и полно отражены главные события бурного начала XX в.— Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, наконец, Гражданская война?
Укладывается ли, на ваш взгляд, шолоховский роман в трафареты, которые требовались от произведений социалистического реализма,— с непременным показом действительности «в революционном развитии» и конечным торжеством идеологии нового, победившего строя? Удалось ли М. А. Шолохову в своих героях и прежде всего в Григории Мелехове передать трагизм эпохи и глубину её противоречий?

 


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Вы ознакомились с историей создания и публикации романа. Как решается современным литературоведением проблема авторства «Тихого Дона»?

• Каковы основные аргументы «скептиков», в частности А. И. Солженицына?

• Установите временны е и географические рамки каждого тома романа. Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охвата действительности?

2. Заключительное слово учителя

— «…Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов, — говорил А. Н. Толстой — … Он пришёл в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В “Тихом Доне” он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: “Тихий Дон” по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное, народное».

Вклад писателя в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики «человек — общество — природа» выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

2. Опережающее задание.
По предложенному плану подготовить сообщение «Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отражённые в первой книге романа “Тихий Дон”».
Сделать выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде.

План

1. Быт казаков. Семейная иерархия. Культ старших. Патриархальные законы (на примере семьи Мелеховых).
2. Труд и развлечения (покос, рыбалка, охота на волка и т. п.). Связь с миром природы. Отношение к Дону.
3. Казачья воинская служба. Проводы на войну.
4. Женитьба или замужество: традиции и обряды.
5. Взаимоотношения хуторян. Формы обращения и приветствий.

Обратитесь к сценам купания коня (кн. I, ч. первая, гл. III), истории жизни Аксиньи (кн. I, ч. первая, гл. VII), покоса (кн. I, ч. первая, гл. IX), разговора Пантелея Прокофьевича с Григорием (кн. I, ч. первая, гл. X), отказа Григория уйти с хутора с Аксиньей (кн. I, ч. первая, гл. XII), сватовства к Наталье (кн. I, ч. первая, гл. XV).

Следующие уроки: Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова. Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика