Повесть М.Горького "Детство": темные стороны жизни. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А.М.Горький. Портрет работы В.А.Серова, 1905 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 41. М.Горький. "Детство" (главы): тёмные стороны жизни

Урок 42. М.Горький. "Детство" (главы): светлые стороны жизни

Урок 43. М.Горький. "Старуха Изергиль" ("Легенда о Данко")


УРОК 41
М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ):
ТЁМНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение "свинцовых мерзостей жизни". Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о писателе

1. Актуализация имеющихся знаний о М. Горьком:

— Какие произведения М.Горького вы читали? Расскажите о них.

— Какие рассказы М.Горького вы изучали в начальной школе?

2. Рассказ учителя о М. Горьком, его детстве, ранней трудовой деятельности и странствиях по Руси с показом изображений литературных мест (Нижний Новгород, Казань, Москва)ии включением сообщений учащихся о портретах писателя и памятниках ему (см.: http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=195&author=27).

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Максим Горький» (см. текст статьи ниже)

— В какой семье родился будущий писатель М. Горький?

— Почему ему рано пришлось начать самостоятельно трудиться?

— Какое занятие в детстве и юности Алёша Пешков любил больше всего?

— Какой жизненный опыт приобрёл юный Алёша в Казани?

— Какие произведения входят в его автобиографическую трилогию?

— Какую оценку дал М. Горькому П. Максимов?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из воспоминаний и писем» (см. текст статьи ниже)

— Почему, рассказывая о себе, М. Горький «биографии своей почти не касался»? Какие общественные проблемы поражали его?

— Каково его отношение к книге? К каким убеждениям привели его книги?

— Какие советы давал М. Горький в письмах П. Максимову? Что можно сказать о трудоспособности писателя?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

Вступительная беседа:


— Вспомните, какие произведения называются автобиографическими.

— Какие черты характерны для них? (См. урок 32.)

— Понравилась ли вам повесть «Детство»? Чем?

— Почему автор назвал её «Детство», хотя предполагал назвать «Бабушка»?

V. Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент главы I с начала до слов «Мать хмуро улыбалась».

Перескажите кратко главу I до конца.

Найдите портреты бабушки, матери, деда и других членов семьи.

Какие детали портретов говорят о характере этих людей?

Почему бабушка стала для Алёши самым «дорогим человеком»?

Почему Алёше «и взрослые и дети — все не понравились»?

Найдите в главе I пейзажи: картину Волги с парохода, описание дома деда.

С каким чувством автор описывает каждую из картин?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент главы II с начала до слов «...в слободе Кунавине».

Перескажите от третьего лица фрагмент главы II дальше до слов «Нет, нисколечко».

Почему была «обильна жестокостью тёмная жизнь „неумного племени“»?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие детали портрета деда выделяет автор?

Почему в семье Кашириных жестоко наказывали детей? Почему об этом вспоминает М. Горький?

Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Шумную историю с напёрстком я знал» до слов «...надорвало моё отношение к матери».

Перескажите фрагмент главы II от третьего лица дальше до слов «...в углу пред киотом со множеством икон».

Какое чувство вызывает история с напёрстком?

Какие черты характера героев она выявляет?

Сравните портреты Саши Яковова и Саши Михайлова.

Что в этих описаниях говорит о наблюдательности Алёши?

Был ли он виноват в истории со скатертью? Обоснуйте свой ответ.

Какое чувство вызывает сцена порки Саши и Алёши: жалость, протест, негодование, смирение и др.?

Группа 4.
«Дни нездоровья были для меня большими днями жизни»: как понять эти слова?

Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка» до слов «...но и забыть об этом я не мог».

С какой стороны Алёша увидел деда в разговоре

с ним? Перескажите главу II до конца от третьего лица.

Какие советы и почему давал Алёше Цыганок?

Какое чувство вызывают у читателя нравы семьи Кашириных?

VI. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики бабушки и деда.


Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики бабушки и деда
Основания для сопоставленияс
Бабушка
Дед
Появление героев в повести
  
  
Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета)
  
  
Поступки героев. Сюжетные ситуации, раскрывающие их внутреннюю сущность
  
  
Речь героев, её особенности
  
  
Оценка бабушки и деда Алёшей
  
  
Оценка героев другими персонажами
 
  
Авторское отношение к героям, способы его выражения
 
  
Читательские оценки героев. Аргументация своего мнения
 
  


Работа с таблицей может быть продолжена дома и на следующем уроке.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ эпизодов «Пляска Цыганка и бабушки», «Гибель Цыганка», «Пожар», «Обучение грамоте», «Дружба Алёши с Хорошим Делом»
или выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору учащихся).

Завершить работу над цитатной таблицей.

Письменно охарактеризовать одного из героев на основе цитатной таблицы.

Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение по ролям фрагментов из III, IV, V, VII, VIII, XII, XIII глав повести (см. следующий урок)
или выполнить задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по указанию учителя).

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

УРОК 42
М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ):
СВЕТЛЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ


Основное содержание урока
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя.

Основные виды деятельности.
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев эпизода. Обсуждение иллюстраций к повести.

I. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте по ролям фрагмент главы III со слов «Я узнал от неё, что Цыганок — подкидыш» до слов «...и был он больше всех нас четверых, взятых вместе».

В чём конфликт этого диалога?

Как героев характеризует их речь?

Что подчёркивает автор в характере Цыганка?

Как делает его привлекательным?

Почему его любил Алёша?

Прослушайте и оцените актёрское чтение эпизода «Пляска Цыганка и бабушки» (см. задания 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент главы III со слов «Бабушка распрягала коня» до слов «Вскоре он погиб».

В чём конфликт этого диалога? Как героев характеризует их речь?

Какие черты характера бабушки проявились в её отношении к коню?

Перескажите сцену гибели Цыганка со слов «В кухне, среди пола, лежал Цыганок» до слов «Цыганка похоронили незаметно, непамятно».

Как характеризуют Цыганка другие герои.

Предположите, с какой целью автор включает в повесть сцену смерти Цыганка.

Группа 3.
Перескажите близко к тексту сцену пожара (глава IV).

Какие изобразительно-выразительные средства и с какой целью использует автор, описывая начало пожара?

Каково поведение бабушки на пожаре? Приведите примеры.

Дайте оценку её поступкам.

Прочитайте по ролям фрагмент главы V со слов «Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку...» до конца.

В чём конфликт этого диалога?

Как героев характеризует их речь?

Как Алёшу характеризует его отношение к нищему мастеру Григорию (глава VII)?

Группа 4.
Расскажите, как появился в доме Кашириных Хорошее Дело.

Предположите, чем он занимался.

Почему его не любили в доме деда?

Как оценил Хорошее Дело историю, рассказанную бабушкой?

Прочитайте выразительно описание тихого вечера бабьего лета (глава VIII).

В чём высокая поэтичность описания?

Какие жизненные советы дал Алёше Хорошее Дело?

Прочитайте выразительно описание тихого вечера бабьего лета (глава VIII).

Почему Алёша отнёс Хорошее Дело к числу «лучших людей» родной страны?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Прочитайте вслух фрагмент главы XII. Как вы понимаете его смысл?

Перескажите кратко главу XIII.

Почему, несмотря на жестокость и несправедливость в семье Кашириных, Алёша хорошо учился и старался помогать бабушке? Как это его характеризует?

II. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода.

Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» (или других по выбору учителя).


Выберите из примерного плана анализа эпизода литературного произведения (см. урок 21) те пункты, которые можно применить к анализу данного эпизода.

III. Портрет как средство характеристики героя

Подбор цитатных примеров на тему «Портрет как средство характеристики героя». Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
«Портрет как средство характеристики героя»
Герой повести
Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета)
Алёша
  
Бабушка
  
Дед
  
Цыганок
  
Григорий Иванович
  
Хорошее Дело
  


Заполнение таблицы может быть закончено дома.

— Почему портрет героя является средством его характеристики?

IV. Обсуждение иллюстраций к повести «Детство».
См. страницу Иллюстрации Б.А.Дехтерёва к повести А.М.Горького "Детство" (на сайте "К уроку литературы")

Выполнение задания из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Решение кроссвордов и выполнение заданий по повести «Детство» из практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Вопрос 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Почему М. Горький, изображая «свинцовые мерзости дикой русской жизни», противопоставляет им лучшие качества и творческие силы народа?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов, составить письменную характеристику одного из героев
или выполнить задание 3 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору учащихся).

Прочитать легенду о Данко. (см. текст ниже)

Индивидуальные задания.

Составить письменный отзыв на одну из иллюстраций к повести или создать свою иллюстрацию и подготовиться к её показу и защите.

Подготовиться к выразительному чтению фрагментов легенды о Данко (см. следующий урок).


УРОК 43
М. ГОРЬКИЙ.
«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» («ЛЕГЕНДА О ДАНКО»)


Основное содержание урока
Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение легенды. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика особенностей русского романтизма. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде.

I. Романтический характер легенды

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Что такое романтическое произведение (см.:www.gramma.ru)?

Прослушивание фрагмента из «революционного» этюда Ф. Шопена (см.: http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%F0%E5%E2%EE%EB%FE%F6% E8%EE%ED%ED%FB%E9+%FD%F2%FE%E4+%D8%EE%EF%E5%ED%E0&x=37&y=9).

Какое настроение вызывает эта музыка?

Докажите, что она имеет романтический характер.

II. Выразительное чтение легенды о Данко в форме литературной композиции:

Учитель: с начала до слов «...но тут явился Данко и спас всех один».

1-й ученик: со слов «Данко один из тех людей, молодой красавец» до слов «...и стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!».

2-й—4-й ученики: чтение по ролям (Данко, автор, люди) фрагмента легенды о Данко со слов «Остановились они и под торжествующий шум леса...» до слов «...высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

5-й ученик: со слов «Они бросились за ним, очарованные» до конца легенды.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какие черты легенды о Данко указывают на её романтический характер?
(Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, противостояние двух миров, напряжённость чувств героев, статичность образа романтического героя, у героя нет прошлого, субъективность и эмоциональность авторского языка.)

III. Групповая практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие романтическое произведение.


Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Цитатные примеры, иллюстрирующие понятие "романтическое произведение"
Черты романтизма
Примеры
Группа 1.
Идеи свободы, пафос борьбы за свободу
Нужно было уйти из этого леса, они привыкли к степному простору, могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их и др.
Группа 2.
Интерес к истории и сильным личностям
Хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою; никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни; явился Данко и спас всех один и др.
Группа 3.
Противостояние двух миров, напряжённость чувств героев
Тёмный мир: враги, лес, болота, смрад, тьма и др.
Светлый мир: тьма разлетелась от света, горящее сердце, солнечный свет и др.
Люди: стали роптать, стали судить Данко, усталые и злые, ты умрёшь и др.
Данко: вскипело негодование, сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, факел великой любви к людям и др.
Группа 4.
Статичность образа героя, у героя нет прошлого
Данко — молодой красавец, красивые — всегда смелы (начало легенды), лучший из всех, в очах его светилось много силы и живого огня, шёл впереди, гордый смельчак Данко (конец легенды)
Группа 5.
Субъективность и эмоциональность авторского языка
Эпитеты: похоронная песня, ядовитый смрад, безмолвная пляска, корявые руки, холодный огонь и др.
Метафоры, олицетворения: болото разевало свою жадную гнилую пасть; деревья, освещённые холодным огнём молний, казались живыми и др.
Сравнения: ветки, как змеи, люди, как звери; пылало как солнце и ярче солнца; золотом сверкала река и др.
Антитезы: шли маленькие люди между больших деревьев, тьма разлетелась от света и др.
Риторические вопросы и восклицания: Что мы тратим силы на думу да тоску? Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас!
Элементы фольклора: фантастика; добро побеждает зло; поговорки, афоризмы, особый сказовый ритм и др.


Школьники могут дополнить таблицу своими примерами и завершить эту работу дома.

IV. Мечта о сильной личности, ведущей к свету

Составление плана характеристики Данко, устная характеристика героя:

ТАБЛИЦА
«Портрет как средство характеристики героя»
Черты героя
Примеры
Возраст, прошлое Данко
  
Смысл имени Данко (1. Уменьш. от Дань - слав. 2. Бог — мой судья.
См.: http://www.names.ramech.net/name/Данко.html)
  
Появление Данко в легенде
  
Портрет Данко, образы-символы (горящее сердце)
  
Поступки Данко, раскрывающие его характер
  
Речь Данко, её особенности
  
Оценка Данко другими персонажами
  
Авторское отношение к Данко, способы его выражения
  
Читательские оценки образа Данко и их аргументация
  
Выводы:


V. Иносказательный характер легенды

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Как вы понимаете использованные М. Горьким нравственно-психологические понятия благородство, пощада, гордость, долг и др.

О чём эта легенда: о человеке, спасшем других людей; о необходимости борьбы за свободу, о призыве к революции, о злобе и жестокости, о двух типах людей?

Напрасна ли была жертва Данко?

Докажите, что легенда носит аллегорический характер, а её образы (лес, степь, Данко, люди, горящее сердце) являются образами-символами.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Домашнее задание

Составить письменную характеристику Данко или ответить на вопрос «Почему Данко — это романтический герой?»
(по выбору учащихся).

Прочитать рассказ Л. Н. Андреева «Кусака».

Групповые задания. Прочитать рассказы Л. Н. Андреева «Весной», «Петька на даче», «Гостинец» и подготовить их пересказ.

Индивидуальное задание. Подготовить устный рассказ о Л. Н. Андрееве, его портретах и памятниках писателю с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
(см.: http://andreev.org.ru/gallery/portret/index.html, http://www.libozersk.ru/pages/index/892?cont=2).

Изучить материалы о доме-музее Л. Н. Андреева в Орле (см. раздел учебника «Литературные места России») и подготовить о нём краткое сообщение.

Следующие уроки: Л.Н.Андреев. "Кусака" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


БИОГРАФИЯ
МАКСИМА ГОРЬКОГО


Максим Горький — псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешко́ва. М. Горький прожил большую, интересную и очень трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе:

«Родился в 1868 г... в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика... Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине — слободе.

По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову[2]. Из „мальчиков“ сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимаясь усердно чтением...

На пароходе, когда был поваренком, на образование мое сильно влиял повар Смурый... он возбудил во мне интерес к чтению книг...

После 15 лет возымел я свирепое желание учиться, с какою целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в кре́ндельное заведение, по 3 рубля в месяц... В Казани близко сошелся и долго жил с „бывшими людьми“[3]. <...> Работал на Устье, пилил дрова, таскал грузы и, прибавим, почитывал всевозможные книжки».

В 1913 году он пишет первую часть автобиографии — «Детство» в 1916-м — продолжает ее, описывая уже свою тяжелую трудовую жизнь, — «В людях», а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».

«Eгo биография, — пишет Павел Максимов[4], — ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем дум, всемирно известным писателем...»
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.
(вернуться к уроку)


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И ПИСЕМ...
М. Горький


... «Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил мне: «Не писать же мне в литературе — Пешко́в».

Долго беседуя со мной, он рассказывал о своих путешествиях, отдельных жизненных эпизодах. Биографии своей почти не касался, ничего не говорил о пережи́том. Рассказчик Алексей Максимович был замечательный.
А. Калюжный

...Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятною мне вражду людей, был поражен тяжестью труда одних и животным благополучием других...
М. Горький. «О том, как я учился писать»

...Книги... показывали мне иную жизнь — жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям...

...Для меня книга — чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною.
М. Горький. «В людях»

Нередко я плакал, читая, — так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
М. Горький. «Как я учился»

... ИЗ ПИСЕМ М.ГОРЬКОГО ПАВЛУ МАКСИМОВУ

«...Брюсова, Блока, Бальмонта и вообще новых поэтов не спешите читать, сначала хорошенько ознакомьтесь со старыми — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Фетом...»

«К русскому же писателю — я не про себя говорю, поверьте, надо относиться вдвойне уважительно, ибо это лицо почти героическое, изумительной искренности и великой любви сосуд живой. Почитайте о Глебе Успенском, Гаршине, Салтыкове, о Герцене, посмотрите на ныне живущего Короленко — первого и талантливейшего писателя теперь у нас. И вообще — учитесь, читайте — научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они в прошлом сделали для Вас и Вы живете ныне, не зная о том великом труде, который лежит в каждой вещи, коею Вы пользуетесь...»

«Учитесь настойчиво, упорно, всегда. Читайте серьезные книги — я очень рекомендовал бы Вам Ключевского — Историю, Милюкова — „Очерки по истории русской культуры“».

«Читайте больше, дружище, это познакомит Вас с грандиозной работой мировой человеческой мысли...» Горький часто сетовал: «Работаю по 12 часов в день...», «Завален работой, часто просиживаю за столом по четырнадцать часов в сутки».

Вопрос и задание

Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?
Подготовьте небольшой рассказ о писателе, включив в него воспоминания и письма.
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина. (вернуться к уроку)


ЛЕГЕНДА О ДАНКО
Фрагмент из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"
[5]

       Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали  с  трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была  степь.  Были  это  веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора:  явились  откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви,  что  сквозь  них  не видать было неба, и лучи солнца едва могли  пробить   себе  дорогу  до  болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот,  то  подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и  дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти  из  этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, – там были  сильные  и  злые враги, другая – вперед, – там стояли  великаны-деревья,  плотно  обняв  друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил  болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером  сумраке  и  еще плотнее сдвигались вокруг людей  по  вечерам,  когда  загорались  костры.  И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы,  оно  точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще  страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь  лес  глухо  гудел,  точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные  люди,  и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их,  но  они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли  они, то пропали б с ними из жизни и заветы.  И  потому  они  сидели  и  думали  в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они  сидели,  а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют  тела  и  души  людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди  от  дум...  Страх  родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины  плачем  над  трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, – и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ... Уже хотели идти к врагу и принести  ему  в  дар  волю  свою,  и  никто  уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился  Данко  и  спас всех один".
       Старуха, очевидно, часто  рассказывала  о  горящем  сердце  Данко.  Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса,  среди  которого  умирали  от  ядовитого  дыхания  болота  несчастные, загнанные люди... "Данко – один из тех людей, молодой красавец.  Красивые  – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
       – Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с  тем  ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес  и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец  –  все  на  свете  имеет  конец! Идемте! Ну! Гей!..
       Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в  очах его светилось много силы и живого огня.
       – Веди ты нас! – сказали они.
       Тогда он повел..."
       Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела  тьма.  Искорки горящего  сердца  Данко  вспыхивали  где-то  далеко  и   казались   голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный  путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото  разевало  свою  жадную  гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной.  Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг  много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес,  все меньше было сил! И вот стали роптать на  Данко,  говоря,  что  напрасно  он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди  их  и  был  бодр  и ясен.
       Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно.  И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи,  сколько их было на свете с той поры,  как  он  родился.  Шли  маленькие  люди  между больших  деревьев  и  в  грозном  шуме  молний,   шли   они,   и,   качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели  сердитые  песни,  а  молнии,  летая  над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные  холодным  огнем молний, казались живыми, простирающими  вокруг  людей,  уходивших  из  плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую  сеть,  пытаясь  остановить людей. А из тьмы  ветвей  смотрело  на  идущих  что-то  страшное,  темное  и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им,  пали  духом.  Но  им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и  гневе  обрушились  на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!
       Остановились они и под торжествующий шум  леса,  среди  дрожащей  тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
       – Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для  нас!  Ты  повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
       – Вы сказали: "Веди!" – и я повел! – крикнул  Данко,  становясь  против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы?  Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить  силы  на  путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
       Но эти слова разъярили их еще более.
       – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от  них. Тогда и в его сердце  вскипело  негодование,  но  от  жалости  к  людям  оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они  погибнут.  И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь,  и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А  они,  увидав  это, подумали, что он рассвирепел, отчего так  ярко  и  разгорелись  очи,  и  они насторожились, как волки, ожидая, что он будет  бороться  с  ними,  и  стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А  он  уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем  сердце,  ибо  эта  их  дума родила в нем тоску.
       А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
       – Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
       И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из  нее  свое  сердце,  и высоко поднял его над головой.
       Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и  весь  лес  замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась  от  света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в  гнилой  зев  болота.  Люди  же, изумленные, стали как камни.
       – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место,  высоко  держа горящее сердце и освещая им путь людям.
       Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова  зашумел,  удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей.  Все  бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
       И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был  впереди,  и сердце его все пылало, пылало!
       И вот вдруг лес расступился перед ним,  расступился  и  остался  сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу  окунулись  в  море  солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади  них,  над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был  вечер,  и  от  лучей  заката  река  казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
       Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул  он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
       Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще  пылает  рядом  с  трупом  Данко  его  смелое  сердце.  Только  один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на  гордое  сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
       – Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
       Теперь, когда старуха кончила  свою  красивую  сказку,  в  степи  стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который  сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.  Старуха дремала. Я смотрел на нее  и  думал:  "Сколько  еще  сказок  и  воспоминаний осталось в  ее  памяти?"  И  думал  о  великом  горящем  сердце  Данко  и  о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.
       Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую  грудь  старухи  Изергиль, засыпавшей все крепче. Я прикрыл ее старое тело и сам  лег  на  землю  около нее. В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально. (вернуться к уроку)




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Псалты́рь, часосло́в — церковные книги, содержащие тексты богослужений, молитв и песнопений. (вернуться)

3. Бывшие люди — бродяги, нищие, воры. (вернуться)

4. Павел Хрисанфович Макси́мов – молодой человек, написавший Горькому письмо, которое вызвало длительную переписку. Впоследствии писатель, автор книги «О Горьком. Письма А. М. Горького и встречи с ним». (вернуться)

5. "Старуха Изергиль" – рассказ был напечатан в 1895 году в "Самарской газете" №№ 80, 86, 89 – с 16 по 27 апреля. В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее, которому Бог повелел вывести еврейский народ из Египта.
В рассказе отразились воспоминания Горького о том времени, когда он, странствуя по Руси, летом 1891 года был в Южной Бессарабии и на берегах Дуная.
Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами:
легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью;
история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега;
легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца
Библейские мотивы в рассказе:
В основе легенды о Данко – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Данко и пророк Моисей спасают людей. Данко это делает по собственной воле, заставляет людей действовать. Горький утверждает, что человек всесилен, если перед ним высокая цель. Моисей действует по воле Бога, и Бог ему помогает.
В основе легенды о Ларре – библейская история о Вечном Жиде, который совершил страшное преступление против Бога (не дал Христу отдохнуть по пути к месту распятия). За это был обречен на вечные муки и одиночество, смерть так и не стала избавлением от них. Ларра – человеконенавистник, он совершает преступления против людей. По мысли Горького, преступление против Бога приравнивается по значимости к преступлению против Человека. (вернуться)

 
Б.А.Дехтерёв. Пляска бабушки (иллюстрации к повести "Детство")
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика