Салтыков-Щедрин М. Е. «Дикий помещик». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
 
 
 
 
Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Иллюстрация к сказке «Дикий помещик». 1939 г.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 30. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок 31. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Урок внеклассного чтения 4


УРОК 31
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
«ДИКИЙ ПОМЕЩИК»
Урок внеклассного чтения 4


Основное содержание урока
Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение сказок. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Составление плана и устного ответа на проблемный вопрос. Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее выразительное чтение, иллюстрацию, ответы на вопросы викторины и др.

I. Смысл названия сказки

Перескажите близко к тексту сказку «Дикий помещик».

Прочитайте по ролям диалоги сказки.

Перескажите финальную часть сказки от лица дикого помещика.

Изучите сноски к сказке в практикуме «Читаем, думаем, спорим…» и составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям (в помощью карточек-информаторов) газета «Весть», мякинный вихрь, посконные портки, актёр Садовский, «дамский каприз», фортуна, циркуляры, капитан-исправник, подати, тем паче, винная и соляная регалии, водворение, Чебоксары, Варнавин, фанфаронство.

Аналитическая беседа:

— Какие мысли вызвала у вас сказка «Дикий помещик»?

Почему помещик хотел избавиться от мужиков?

В чём проявилась авторская ирония и сатира?

— По каким ступеням идёт деградация помещика? Как автор использует приём градации?

— Почему помещика начинают считать глупым?

— В чём автор видит общественную роль крестьян?

— Что в этой сказке фантастического, а что — реального? Какие элементы фольклора использовал автор в сказке?

— Что общего в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»? (см. сказки на сайте "К уроку литературы")

— Как автор относится к героям своих сказок?

— Почему сказка «Дикий помещик» так называется? Какие языковые и авторские значения приобретает слово дикий?

II. Понятие о гротеске

Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» определение понятия гротеск.

Гроте́ск (фр. ... grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Чем гротеск отличается от иронии и сатиры?

III. Практическая работа.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятия ирония, сатира, гротеск.


Заполнение цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Примеры, иллюстрирующие понятия ирония, сатира, гротеск
Средства создания комического
Цитатные примеры
Ирония
                  
Сатира
                  
Гротеск
        
Выводы:
        

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» (см. статью ниже)

Ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после этой статьи).

VI. Показ инсценировок по сказкам Салтыкова-Щедрина или показ ученического спектакля «Сказки для детей изрядного возраста» (защита учебного проекта).

VI. Игровые виды деятельности:

Конкурс на лучшее сказывание сказки от лица одного из героев.

Решение кроссвордов (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») по сказкам Салтыкова-Щедрина (в командах по цепочке).

Конкурс на лучшую презентацию иллюстрации к сказке (краткие сведения об авторе иллюстрации; пересказ фрагмента, к которому создана иллюстрация; характеристика изобразительных средств, использованных автором, и др.).

Конкурс на лучшую презентацию и защиту своей иллюстрации.

Конкурс на лучшую компьютерную презентацию на одну из тем:
«Портреты Салтыкова-Щедрина и памятники ему»,
«Литературные места, связанные с именем Салтыкова-Щедрина» (с использованием интернет-ресурсов).

Викторина по сказкам Салтыкова-Щедрина, подготовленная учащимися.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Каковы средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина?

В чём общественная роль писателя-сатирика?

Нужна ли сатира обществу и каждому человеку?

Чем страшно «самодовольное ничтожество»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Прочитать повесть Л. Н. Толстого «Детство» (или главы по указанию учителя). См. повесть на сайте "К уроку литературы".

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о детстве, юности и начале литературной деятельности Л. Н. Толстого, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: Л.Н.Толстой. "Детство" (главы) >>>


НУЖЕН ЛИ НАМ ЩЕДРИН
СЕГОДНЯ?


Известны многие писатели-сатирики, например в Англии — Дж. Свифт, Ч. Диккенс, во Франции — Ф. Рабле. Ж.-Б. Мольер, в России — Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин. «Щедрин, — по справедливому замечанию Горького, — шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от нее, он пристально смотрел в лицо ей и — горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительно правдивое, более глубокое и могучее». «С кем боролся сатирик оружием смеха? Почему так боялись Щедрина власть имущие и так любили прогрессивные, демократически настроенные читатели? Каковы те свойства его личности... его творчества, благодаря которым он стал одним из величайших сатириков мира?» — задает нам вопросы литературовед Д. Николаев и размышляет: «Щедрин говорил, что он готов умереть на месте битвы. Его слова звучат как клятва, как завещание... Ничто не могло сломить его волю, его творческий дух... Поэтому и мешал он власть имущим. Поэтому и продолжали его травить. Поэтому и предпринимали разного рода действия, чтобы заставить его замолчать (арестовывали сотрудников журнала, вырезали из готовых книжек журнала по требованию цензуры сказки Щедрина)».

Исследователи подчеркивают, что Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, он хорошо знал их психологию и мужественно боролся с ними. «Страшны... насилие и грубость, — скажет он, — страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту... Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее». Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство — вот цель сатирика Щедрина. Сам писатель тревожился: «Нс напрасно ли трудился я в течение сорока лет? Поймут ли ее (сатиру) как следует? Принесет ли она какую-нибудь пользу?»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ

1. Подумаем и мы с нами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился?

2. Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чем заключается общественная роль писателя-сатирика? Как бы вы построили диалог на эту тему для школьного радио?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

О СКАЗКАХ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА


В работе над сказками М. Е. Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И. А. Крылова, на традиции западноевропейский сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.

Писатель изображает не добрых и злых сказочных героев, а противостояние двух социальных сил: трудовой народ и его эксплуататоров. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»). Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Благодаря Коняге растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца этой работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик.

Образ труженика – кормильца России воссоздан в ранних сказках: «Как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Обобщенный образ мужика-народа обрисован Щедриным с любовью. Мужик честен, прям, добр, благороден, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». К паразитирующим на его труде генералам относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Он наделён несокрушимой мощью. Генералы, по сравнению с ним, выглядят жалкими пигмеями. Они «ничего не понимают», трусливы, беспомощны, жадны и глупы. Но мнят себя благородными, помыкают мужиком: «Спишь лежебок!.. сейчас марш работать!» Щедрин скорбит о смирении народа перед угнетателями. Он горько иронизирует над мужиком за то, что тот сам вьет веревку, которой потом связывают его генералы. Спасенные генералы выслали мужику «рюмку водки да пятак серебра» – сатирик подчеркивает, что ждать народу лучшей жизни не приходится.

В сказке «Дикий помещик» Щедрин выразил свою оценку реформы «освобождения» крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, пореформенных отношений дворян и разоренного крестьянства. «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля!» Так «сократил» их помещик, что «не стало мужика на всем пространстве», «а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». Брошенный своими крестьянами, помещик превращается в грязное дикое животное.

Не затемняют политического смысла сказок Салтыкова-Щедрина зачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок. Они только создают комический эффект. Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные обороты речи: присказки, постоянные эпитеты – но и пословицы, поговорки («Не давши слова – крепись, а давши – держись!», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства» и другие). Сатирическое звучание сказки подчеркивают такие приемы художественного изображения как ирония (речевой оборот, притворно утверждающий противоположное тому, что мыслится о предмете), гипербола (чрезмерное преувеличение свойств предмета или явления), гротеск (сочетание реального и фантастического для изображения предмета или явления в уродливо-комическом виде). «Если в моих сочинениях и обретается что-либо неясное, – подчеркивал писатель, – то никак уж не мысль, а только разве манера <…> моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, озабочен не столько предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Ещё древний Эзоп занимался таким обдумыванием, за ним и множество других шло по его следам».

Приемы художественного преувеличения, фантастики, иносказания определяют «эзопов язык» сатирика, рассчитанный не на детей. Не случайно писатель назвал свой сборник «Сказки для детей изрядного возраста».
(По статье М. Горячкиной «Боевая сатира»)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

 
Иллюстрация к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик".
Источник: Рисунки к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. Набор открыток.
Художник Е. Рачёв. – М.: Советский художник. 1957 г.
 
М. Е. Салтыков-Щедрин. Дикий помещик
на сайте "К уроку литературы"
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика