Контрольная работа за I четверть. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина. 1795 г. ГТГ.
 
Н.М.Карамзин. Портрет работы Дж. Б. Дамон-Ортолани, 1805 г.
 
В.А.Жуковский. Портрет работы художника П.Ф.Соколова, 1820-е гг. Музей Тропинина, Москва.
 
А.С.Грибоедов. Портрет работы И.Н.Крамского. 1873 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
за I четверть

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 27
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
УРОК КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока


Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включённым в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ГИА для выпускников IX класса и КИМ ЕГЭ для выпускников XI класса: Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов.

Основные виды деятельности.

Выполнение тестов, создание текста в формате заданий КИМ ГИА и КИМ ЕГЭ по литературе.

Письменные ответы на вопросы и тестирование

Вариант 1

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями. Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.


1. Жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

2. Литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века, в основе которого:
— признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений Античности художественной нормой;
— принцип рационализма и «подражания природе»;
— культ разума;
— активное обращение к общественной, гражданской проблематике;
— подчёркнутая объективность повествования;
— строгая иерархия жанров.

3. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.

4. Жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; наличие элементов загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Классицизм (1), историзм (2), баллада (3), ода (4).

Ответы: 4, 1, 2, 3.

II. Установите соответствие между героями комедии «Горе от ума» и их отношением к службе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

ТАБЛИЦА
Установите соответствие между героями комедии «Горе от ума» и их отношением к службе.
Герои
Их поступки
А) Чацкий
1) «...как числюсь по Архивам, / Три награжденья получил…»
Б) Фамусов
2) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
В) Молчалин
3) «Чин следовал ему; он службу вдруг оставил…»
   
4) «Когда же надо подслужиться, / И он сгибался вперегиб…»

Ответы: А—2, Б—4, В—1.

III. Прочитайте строфу из стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»:

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

1) анафора;
2) гипербола;
3) метафора;
4) эпитет;
5) сравнение.

Ответы: 1, 4, 5.

IV. Проанализируйте эпизод из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (со слов «Молодой человек поклонился ей так учтиво…» до слов «Лиза не договорила речи своей...»), выполнив следующие задания (объём ответов на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

1. Какими способами автор показывает душевное состояние Лизы?

2. С какой целью автор обращает внимание на такую деталь: «…и нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее»?

3. Какие черты сентиментализма проявились в этом фрагменте?

4. Сравните финальный абзац этого эпизода с фрагментом из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (гл. III со слов «Мы сели обедать» до слов «Мне стало жаль её, и я спешил переменить разговор…»). В чём сходны причины переживаний матери Лизы и Василисы Егоровны?

V. Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» и выполните следующие задания (объём ответа на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

1. Почему поэт убеждён, что состояния души нельзя передать словами?

2. Почему в стихотворении так много вопросительных конструкций?

3. Как понять последнюю строчку стихотворения?

4. Сравните стихотворение «Невыразимое» со стихотворением поэта-символиста Вл. С. Соловьёва «Милый друг, иль ты не видишь…». В чём сходство мироощущений лирического я каждого стихотворения?

Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Вариант 2

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

1. Жанр лирики: стихотворение медитативного или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

2. Один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

3. Переосмысление, развитие традиционных мотивов, образов, композиционных схем и художественных средств устного народного творчества в канве авторского художественного текста.

4. Литературное направление второй половины XVIII — начала XIX века, признающее основой человеческой природы чувство, стремящееся исследовать личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях.

Сентиментализм (1), фольклоризм (2), элегия (3), комедия (4).

Ответы: 3, 4, 2, 1.

II. Установите соответствие между героями повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТАБЛИЦА
Установите соответствие между героями повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их высказываниями
Герои
Их высказывания
А) Лиза
1) «Старые люди бывают подозрительны»
Б) Эраст
2) «Мне не надобно лишнего»
В) Мать Лизы
3) «И крестьянки любить умеют»
   
4) «Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда Он так хорошо убрал для него здешний свет»

Ответы: А—2, Б—1, В—4.

III. Прочитайте фрагмент стихотворения В. А. Жуковского «Море»:

Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте:

1) анафора;
2) гипербола;
3) олицетворение;
4) эпитет;
5) антитеза.

Ответы: 1, 3, 4.

IV. Проанализируйте эпизод из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (д. III, явл. 21 со слов «Ученье — вот чума, учёность — вот причина…» до слов «Забрать все книги бы да сжечь»), выполнив следующие задания (объём ответов на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

1. Почему гости Фамусова единодушно видят причину человеческого безумия в книгах и образовании?

2. Чем близок Чацкому князь Фёдор?

3. Какие исторические факты легли в основу таких цитат фрагмента, как «от ланкартачных взаимных обучений» и «там упражняются в расколах и в безверьи / Профессоры!»?

4. Сравните эпизод из комедии А. С. Грибоедова с фрагментом пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» (д. IV, явл. 8 со слов «Без наук люди живут...» до слов «...всякий того и смотрит, что на покой»). Чем близки взгляды представителей фамусовского общества и госпожи Простаковой?

V. Проанализируйте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник», ответив на вопросы:

— В чём поэт видит свою заслугу перед Отечеством и залог своего бессмертия?

— Что дало поэту право воскликнуть: «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить»?

— Какая лексика и синтаксические обороты демонстрируют высокий слог стихотворения и придают ему торжественность?

— Сравните стихотворение Г. Д. Державина «Памятник» с одноимённым стихотворением В. Я. Брюсова. Чем близко и чем отличается отношение каждого поэта к славе?

Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Домашнее задание

Дать полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов на один из четырёх проблемных вопросов:

1. Чем близко Фамусову его окружение? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. В чём поэтическая смелость Г. Р. Державина? (По стихотворениям «Властителям и судиям» или «Памятник».)
3. Какова смысловая роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
4. Какие тайны человеческой души пытается разгадать В. А. Жуковский в своей лирике? (По стихотворениям «Море» или «Невыразимое».)

Групповые задания.

Обобщить сведения о личности и творчестве А. С. Пушкина, готовясь к показу устного журнала «Наш Пушкин» (см. урок 28).

Индивидуальные задания.

Подобрать материалы и подготовить устные сообщения о биографии и творчестве А. С. Пушкина (детство, лицей) с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Пушкина лицейского периода (по выбору учителя).

Следующий урок: А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



БЕДНАЯ ЛИЗА
(фрагмент)
Н. М. Карамзин


Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным  видом,  что она не могла подумать об нем ничего,  кроме  хорошего.  "Здравствуй,  добрая старушка! – сказал он. – Я очень устал;  нет  ли  у  тебя  свежего  молока?"

Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери  своей  –  может  быть,  для того, что она его знала наперед, – побежала  на  погреб  –  принесла  чистую кринку, покрытую чистым  деревянным  кружком,  –  схватила  стакан,  вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно,  но  сама  смотрела  в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы[2]  не  мог  бы  показаться  ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу, и  благодарил не столько словами, сколько взорами.

Между тем добродушная старушка успела рассказать ему  о  своем  горе  и утешении – о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей, об ее  трудолюбии и нежности, и проч. и проч. Он слушал ее со вниманием, но глаза его  были  – нужно ли сказывать где? И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в  облаке  исчезает,  как  быстро голубые глаза ее обращались  к  земле,  встречаясь  с  его  взором.  –  "Мне хотелось бы, – сказал он матери, – чтобы дочь твоя никому,  кроме  меня,  не продавала своей работы. Таким образом,  ей  незачем  будет  часто  ходить  в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам  могу заходить к вам". Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую  она  тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она  смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою. Старушка с охотою приняла сие предложение, не подозревая  в  нем  никакого  худого  намерения,  и  уверяла незнакомца, что полотно, вытканное Лизой, и чулки, вывязанные Лизой,  бывают отменно хороши и носятся долее всяких других.

Становилось темно, и молодой человек хотел уже идти.  "Да  как  же  нам называть тебя, добрый, ласковый барин?"  –  спросила  старуха.  "Меня  зовут Эрастом", – отвечал он. "Эрастом, – сказала тихонько Лиза, –  Эрастом!"  Она раз пять повторила сие имя, как будто  бы   стараясь  затвердить  его.  Эраст простился с ними до свидания и пошел. Лиза провожала  его  глазами,  а  мать сидела в задумчивости и, взяв за руку дочь свою, сказала ей: "Ах, Лиза!  Как он хорош  и  добр!  Если  бы  жених  твой  был  таков!"  Все  Лизино  сердце затрепетало. "Матушка!  Матушка!  Как  этому  статься?  Он  барин,  а  между крестьянами..." – Лиза не договорила речи своей.
(вернуться к уроку)

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
(фрагмент)
А. С. Пушкин


Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян[3], «легко ли! — сказала она,— ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка, да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».— Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор.
(вернуться к уроку)

НЕВЫРАЗИМОЕ
В. А. Жуковский


Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусcтво?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
1819
(вернуться к уроку)


МИЛЫЙ ДРУГ, ИЛЬ ТЫ НЕ ВИДИШЬ...
Вл. С. Соловьёв


* * *
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892
(вернуться к уроку)


ГОРЕ ОТ УМА
А. С. Грибоедов
Фрагмент
(из д. III, явл. 21)


Фамусов
Ну вот! великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Хлёстова
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкарточных взаимных обучений.[4]

Княгиня
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:[5]
Там упражняются в расколах и в безверьи
Профессоры!![6] у них учился наш родня,
И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.[7]

Скалозуб
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Фамусов
Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.
(вернуться к уроку)


НЕДОРОСЛЬ
Д. И. Фонвизин
Фрагмент
(из д. IV, явл. 8)


Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную картину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалалеича. О грамоте никто от него не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел. А какова была головушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею1 , и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
Г-жа Простакова. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.
Стародум. А кто посмышленее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам.
Г-жа Простакова. Бог вас знает, как вы нынче судите. У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой.
(вернуться к уроку)


ПАМЯТНИК
Г. Р. Державин
[8]

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея[9] льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал[10],

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы[11] возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза[12]! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело[13] твое зарей бессмертия венчай.
1795
(вернуться к уроку)


ПАМЯТНИК
Я памятник создам не на земной твердыне...
В. Я. Брюсов


* * *
Я памятник создам не на земной твердыне,
Ни ветер, ни вражда его не сокрушат,
А годы долгие покроют дымкой синей
И от толпы заворожат.

Он будет из лучей, он будет из созвучий,
Для мира — призрачен, как образы во сне,
Далек, как марево, как пейзаж летучий
На недоступной вышине.

Но будут приходить к нему на поклоненье
Могучие умы и светлые сердца
И черпать близ него блаженное забвенье,
Желанный отдых для бойца.

Приветливей смотри на будущее, муза!
Замолкни, клевета с партийною враждой
И будет торжество свободного союза,
Что заключили мы с тобой.
<13 февраля 1894 г.>
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. Геба – богиня вечной молодости, подносящая богам во время пиров напиток бессмертия – нектар (гр. миф.). (вернуться)

3. ...у батюшки триста душ крестьян... – Гриневы относились к крупным помещикам.
До отмены крепостного права в 1861 году достаток помещика определялся не размерами земли, которой он владел, а числом крестьянских душ, ему принадлежавших. Количество земли считалось не столь существенным без работников, способных ее обработать, она не представляла собой столь высокой ценности. (вернуться)

4. Да от ланкартачных взаимных обучений. – Ланкартачный – искаженное слово «ланкастерский». Система английского педагога Ланкастера (1771–1838) состояла в том, что более сильные ученики обучали слабейших, помогая учителю. В 1819 г. в Петербурге было учреждено Общество училищ взаимного обучения. О ланкастерской системе много писали в журналах, ею увлекались поборники народного просвещения, передовые офицеры при обучении солдат в армии; в частности, декабристы. Политический процесс «первого декабриста» В. Ф. Раевского в 1822 г. связан с его деятельностью в ланкастерских школах. В. К. Кюхельбекер по выходе из Лицея был членом Комитета Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения. Люди невежественные и косные могли «с ума сходить» от раздражения по поводу этого движения. (вернуться)

5. ...в Петербурге институт // Педа-го-гический... – Педагогический институт в Петербурге, основанный в 1804 г., в 1816 г. преобразован в Главный педагогический институт. Интересно отметить, что преподавателем благородного пансиона при петербургском Педагогическом институте с 1817 по 1820 г. был друг Грибоедова, декабрист В. К. Кюхельбекер, общавшийся с ним в Тифлисе во время создания «Горя от ума». (вернуться)

6. Там упражняются в расколах и в безверьи, // Профессоры!! – Реплика Тугоуховской находится в полном соответствии с проводившимся в начале 20-х годов XIX в. новым курсом правительства в отношении учебных заведений. В 1821 г. реакционный попечитель петербургского учебного округа Д. П. Рунич обрушился на профессоров: Э. С. Раупаха, К. Ф. Германа, К. И. Арсеньева и А. И. Галича; им ставились в вину «открытое отвержение истин св. писания и христианства», соединяемое «с покушением ниспровергнуть и законные власти». Профессорам запрещено было преподавание (см.: Давидович Я. «Дело» Санкт-Петербургского университета в 1821 году // Вестник Ленинградского университета, 1947, № 3. С. 145–155). Такой же погром был учинен М. Л. Магницким в Казанском университете. «Преобразованиям» подвергся в 1822 г. также Александровский лицей, в котором учился Пушкин (см.: Гессен С. Я. К истории разгрома пушкинского лицея.– Литературный современник, 1937, № 1. С. 252–259). (вернуться)

7. ... у них учился наш родня ... Князь Федор, мой племянник. – В воспоминаниях Т. П. Пассек рассказывается, что у А. А. Яковлева, дяди Герцена, «был совершеннолетний сын Алексей Александрович, умный, образованный, ученый, известный под названием "Химика", о котором Грибоедов сказал в своей комедии "Горе от ума":
Он химик, он ботаник,
Князь Федор, наш племянник»
(Пассек Т. П. Из дальних лет. Воспоминания. М., 1963. Т. 1. С. 94). Подробную и сочувственную характеристику А. А. Яковлева-Химика, тоже с указанием на «Горе от ума», дает А. И. Герцен в «Былом и думах», ч. I, гл. VI (Герцен А. И. Собр.соч. В 30-ти т. М., 1956. Т. VIII. С. 110–115).(вернуться)

8. Памятник – «Памятник» – Впервые напечатано под заглавием «К Музе. Подражание Горацию». Вольное переложение оды Горация «К Мельпомене» (кн. III, ода 30). Наиболее близкий к оригиналу перевод сделан Ломоносовым в 1747 году.
В 1795 году Державин написал стихотворение «Памятник», которому суждено было оставить заметный след в истории русской поэзии. В этом произведении Державин попытался осмыслить свою поэтическую деятельность, свое место в русской литературе. Хотя стихотворение написано за много лет до смерти поэта, оно носит как бы итоговый характер, представляет своего рода поэтическое завещание Державина. (вернуться)

9. Рифей – Уральские горы. (вернуться)

10. ...Как из безвестности я тем известен стал и проч. – «Автор из всех российских писателей был первый, который в простом забавном легком слоге писал лирические песни и, шутя, прославлял императрицу, чем и стал известен» («Объяснения...»). (вернуться)

11. Фелица – так называет Державин Екатерину II в своей оде. Название Екатерины Фелицей (от латинского felicitas – счастье) подсказано одним из ее собственных литературных произведений – сказкой, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I. См. подробнее: Г.Р.Державин  Ода "Фелица". (вернуться)

12. Муза – 1. В греческой мифологии – одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве. 2. перен. Источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини ( поэт. устар.). (вернуться)

13. Чело – лоб (устар.). (вернуться)

 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика